Неподражаемый клоун и глубокий трагик. Человек, чье дарование так велико, что не может быть ограничено жанровыми рамками. Юрий Никулин. Сегодня 100 лет со дня его рождения. На цирковой арене и перед кинокамерой он мог быть любым. Но в жизни всегда оставался очень скромным и бесконечно добрым, сообщает «Первый канал».
Таким легким, искренним, смешным, ироничным легендарного актера, клоуна и просто очень доброго Юрия Никулина знают миллионы зрителей, влюбленных в его талант одним взглядом и жестом поднять настроение. А вот взять в руки гитару он больше всего любил и вне кадра.
Максим Никулин, сын Юрия Никулина, генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре: «Он роли плохо запоминал, ему долго нужно было текст учить, а песни как-то сразу входили. Многие во время войны к нему прилипали».
«С войны не держал боевого оружия». Эта фраза была абсолютно про самого Никулина. Он почти никогда не говорил о войне. А это были самые долгие и тяжелые годы в его жизни. Когда на глазах убивало друзей, и сам он уцелел лишь чудом. Рассказывал только, как спасал смех. Как однажды их, истощенных и голодных солдат ночью погнали рыть окопы. Дождь идет проливной, глина под ногами, сапоги вязнут. Нас встречает смертельно усталый майор какой-то и спрашивает: "Инструмент взяли?" Лопаты, еще что-то. А отец говорит: "Взяли!". Говорит: "Лезу в голенище, достаю ложку алюминиевую". Даже этот майор засмеялся».
Леонид Якубович, телеведущий: «Он фантастически чувствовал природу юмора. Люди, которое прошли фронт, были из другого мира. Они что-такое пережили…».
На съемках фильма «Двадцать дней без войны» вся группа страдала от ужасных бытовых условий. А Никулин умудрялся шутить именно тогда, когда все падали от усталости.
«Обними меня, у тебя такие сильные руки…». «А у меня и ноги сильные», – ответил тогда Юрий Никулин Людмиле Гурченко. И вся группа рассмеялась и взбодрилась. Племянник Никулина Лев Карахан с улыбкой вспоминает, как дядя Юра лихо любил катать по Москве на своей новой «Волге» всю большую семью, десять человек: «Иногда даже был и черный юмор, потому что когда были какие-то рискованные повороты на дороге, то Юра говорил: "Ничего, ничего. Большая квартира освободится!". Он не играл драму и комедию. Драма была у него внутри комедии. В его клоунской маске. "Они сражались за Родину", где его герой Некрасов идет в атаку. Он с закрытыми глазами, он кричит. И ты понимаешь, что это правда. Вот так люди шли в атаку. В ужасе. Не за Родину, за Сталина, не с Красным знаменем. Они шли на пули, и он это точно абсолютно играл».
В кино Юрий Никулин попал в самом буквальном смысле с манежа. Режиссер Лев Кулиджанов пришел в цирк и увидел глаза клоуна Юрика. Именно такие выразительные были ему и нужны, чтобы показать испуг.
Леонид Якубович, телеведущий: «Глаза! Вот это соврать не может. Вообще никогда. То, что он делал на экране, ну, мгновенно сразу, еще ничего не произошло, уже полуулыбка. Уже вот он».
И эта наивность и доверчивость — тоже часть самого Никулина. С разными просьбами ему писали со всей страны: «Москва, Кремль, Никулину». И письма доходили. А он помогал, чем мог.
Его нет с нами почти 25 лет, но Цирк на Цветном бульваре — главное и любимое детище Юрия Никулина живет, меняется и дарит взрослым и детям все то же ощущение счастья.
Леонид Якубович, телеведущий: «Сейчас бы открылась дверь, и я оторвал бы все и бросился: дядь Юр! Я бы даже не удивился!».
– Он бы как отреагировал?
– Никак, ничего, то же самое. Привет! Я тебе сейчас расскажу анекдот, ты его не слышал.