Фото: "Москва-Баку"
Россия, Азербайджан и Иран подписали Декларацию о развитии транспортного коридора «Север-Юг», сообщает корреспондент "Москва-Баку".
Встреча вице-премьера России Александра Новака, вице-премьера Азербайджана Шахина Мустафаева и министра дорог и городского развития Ирана Рустама Гасеми прошла в пятницу в Баку.
{PHOTO_1}
Согласно Декларации, стороны выразили готовность к сотрудничеству в области оценки и анализа инфраструктуры и транспортных возможностей для использования транспортного коридора "Север-Юг" в полной мере.
Стороны подчеркнули важность создания совместной рабочей группы Россия - Азербайджан - Иран и намерены провести первое заседание в течение месяца.
Кроме того, стороны заявили о намерении в течение месяца подготовить проект соглашения по железнодорожному проекту Решт-Астара - последнего участка транспортного коридора "Север-Юг" и начать переговоры до конца 2022 года.
Шахин Мустафаев, открывая встречу, выразил надежду, что по текущим актуальным вопросам будут проведены плодотворные обсуждения. «Уверен, что принимаемая на встрече Декларация внесет свой вклад в развитие региона и наших стран. Примечательный факт, что в этом году Азербайджан отмечает 30-летие установления дипломатических отношений с Россией и с Ираном.
Между нашими странами существуют крепкие исторические связи, политические и экономические отношения и общие культурные ценности. Азербайджан всегда был заинтересован в укрепление связей с обоими своими соседями - стратегическими партнерами. Благодаря своему местоположению Азербайджан превратился в крупный международный логистический центр. Через территорию нашей страны осуществляются международные грузоперевозки. За 8 месяцев этого года транзитные перевозки по территории Азербайджана выросли на 47%. «Север-Юг» является одним из крупных проектов, осуществляемых нашими странами.
Этот коридор имеет большие возможности в плане грузоперевозок, безопасности их транспортировки. В то же время для роста грузоперевозок по этому коридору есть большие возможности. Сегодня наша цель - обсудить наши общие возможности для увеличения объемов перевозок, обсудить претворение в жизнь новых инфраструктурных проектов, увеличение пропускной способности на границах стран, обговорить тарифы по перевозкам и внедрение электронной документации», - отметил Мустафаев.
Российский вице-премьер Александр Новак поблагодарил организаторов встречи за традиционное гостеприимство и организацию обсуждения транспортного коридора «Север-Юг». «Необходимо решать оперативные вопросы, связанные с развитием этого транспортного коридора. Мы создали нашу рабочую группу в соответствии с поручениями президентов наших стран. Уверен, что наши переговоры сегодня будут продуктивными, поскольку и для России, и для Азербайджана, и для Ирана развитие транспортного коридора является важным направлением нашего трехстороннего сотрудничества», - ответил Новак.
Новак отметил, что актуальность международного транспортного коридора «Север-Юг» обозначена в в ходе переговоров лидеров России и Азербайджана "на полях" 6-го Каспийского саммита, прошедшего в Ашхабаде. «Президент Ильхам Алиев заявил о заинтересованности азербайджанской стороны в развитии коридора «Север-Юг» и запуске его железнодорожной ветки Решт-Астара. Владимир Путин, в свою очередь, выразил готовность обсудить вопросы финансовой реализации этого проекта. 19 июля в ходе визита российской делегации в Тегеран и встреч с духовным лидером и президентом Ирана лидеры двух стран подтвердили заинтересованность в дальнейшем развитии «Севера-Юга» и приняли решение о создании соответствующей рабочей группы. Россия готова к плодотворному взаимодействию в трехстороннем формате по выполнению проекта. Это позволит обеспечить «бесшовную» транспортировку грузов из РФ до иранских портов в Персидском заливе. Уверен, что наши переговоры в Баку будут продуктивными, потому что для России, Азербайджана и Ирана развитие коридора «Север-Юг» является очень важным направлением нашего трехстороннего сотрудничества», - сказал Новак.
Вице-премьер России также рассказал об основных задачах, которые видит российская сторона в рамках деятельности рабочей группы и предложил рассмотреть следующие направления. Первое - строительство отрезка коридора "Север-Юг" - железной дороги Решт-Астара в целях создания единой железнодорожной сети западного маршрута указанного коридора. Новак отметил, что по оценкам специалистов, строительство данной железной дороги на указанном маршруте позволит увеличить грузопоток до 15 млн тонн в ближайшей перспективе. В этой связи, в первую очередь, необходимо урегулировать вопросы с имущественными правами на землю и землепользование, а также обеспечить защиту инвестиций сторон. Второе - это определение и взаимодействие уполномоченных организаций, имеющих необходимый административный ресурс для комплексного решения вопросов. Третье - создание сквозного логистического сервиса на международном транспортном коридоре, а также механизм согласования тарифных ставок на транспортировку товаров по всему маршруту следования, предоставление полного комплекса мультимодальных логистических услуг. Четвертое – развитие логистического центра и сервиса для перевалки российских грузов в иранских портах Энзели и Бендер-Аббас, использование терминалов в порту Бендер-Аббас для перевалки грузов, следующих в страны Персидского залива и Южную Азию. Пятое – согласование между сторонами условий реализации проекта, создание транспортного логистического хаба в портах Энзели и Бендер-Аббас.
«В целях обеспечения бесшовной эффективной работы коридора «Север-Юг» российская сторона в настоящее время разработала перечень мероприятий по созданию необходимой инфраструктуры по реализации проекта международного транспортного коридора. Считаю важными сегодняшнюю встречу и подготовленный коллегами проект совместной Декларации, которую сегодня мы примем», - отметил Новак.
Министр транспорта и городского развития Ирана Рустам Гасеми в свою очередь выразил уверенность, что сотрудничество между Исламской Республикой, Азербайджаном и Россией приведут к росту и процветанию торговли во всем регионе. «От этого выигрывают все игроки в сфере торговли логистики и транспорта, - заявил Гасеми. - Наши страны смогут достичь соглашения о развитии транспортного потенциала, который будет выгоден всем трём сторонам. Достигнутые к сегодняшнему дню соглашения можно назвать особым событием, так как впереди у нас большой объем работы. Иран готов принять незамедлительные меры для достижения развития коридора «Север-Юг». Все три страны играют ключевую роль в регионе. Ведутся работы по диверсификации транспортных коридоров, мы работаем над устранением барьеров, а также используем электронные системы, что существенно упрощает деятельность. Необходимо упростить выдачу виз, не связанных с процессом транзита грузов. Безусловно, мы видим необходимость создания секретариата коридора «Север-Юг», соединения железных дорог всех трех стран», - заявил Гасеми.
О роли армяно-азербайджанского урегулирования в создании новых коридоров
Вице-премьер Азербайджана Шахин Мустафаев заявил, что новые реалии в регионе создадут новые возможности для развития транспортных коммуникаций, открытия новых транспортных дорог, а также усиления торговых связей.
«В этом контексте крайне важно странам региона воспользоваться новыми возможностями для расширения маршрутов транспортного коридора Север-Юг», - заявил Мустафаев.
Вице-премьер Азербайджана отметил, что достигнутые между сторонами договоренности ускорят предстоящие работы, а также усилят транзитный потенциал, увеличат объем транзитных перевозок.
Азербайджанский вице-премьер напомнил, что в Восточном Зангезуре и Карабахе интенсивно ведутся работы по восстановлению и строительству транспортной инфраструктуры. Строительство автомобильной дороги Горадиз-Агбенд (протяженность 124 км) завершено на 59%, железной дороги Горадиз-Агбенд (протяженность 110 км) – на 38%, железной дороги (протяженность 58 км) Барда-Агдам – на 58%. В целом на этой территории идут строительно-восстановительные работы дорог общей протяженностью 1543 км.
Также, касаясь новых реалий, возникших в регионе после Второй Карабахской войны, Мустафаев указал на то, что Азербайджан высоко ценит вклад России в процесс нормализации отношений с Арменией.
"Азербайджан высоко ценит вклад России, в частности, президента Владимира Путина, в процесс нормализации отношений с Арменией. Подписанные трехсторонние заявления обеспечили установление мира и стабильности в регионе", – заявил Мустафаев.
Он указал, что Азербайджан заинтересован в нормализации отношений с Арменией и ранее заявил о готовности подписать мирное соглашение.
"Мы не видим альтернативы установлению мира в регионе", – добавил Мустафаев.
Вице-премьер напомнил, что 30 августа 2022 года в Москве состоялась вторая встреча комиссии по демаркации границ и открытию транспортных коммуникаций на уровне заместителей глав правительств. "Работы в этом направлении будут продолжаться", – сказал он.
Мустафаев отметил, что сегодня на освобожденных территориях, в том числе и в Восточном Зангезуре, ведутся активные широкомасштабные работы.
"Завершено строительство ряда дорог, аэропортов. Частично закончены железные дороги в Карабахе", – подчеркнул вице-премьер.
Наряду с этим, планируется построить дорогу в Нахчыван через территорию Ирана и провести в этом направлении линии электропередачи.
"Азербайджан готова ко всем инициативам в области сотрудничества со странами регионами в условиях новых реалий", – резюмировал Мустафаев.
Мустафаев также отметил, что региональный формат "3+3" (Азербайджан, Армения и Грузия + Россия, Иран, Турция), созданный в связи с окончанием нагорно-карабахского конфликта, имеет хорошие перспективы.
Москва, Баку и Тегеран договорились о строительстве финального участка транспортного коридора «Север-Юг»
Вице-премьер России Александр Новак прокомментировал "Москва-Баку" итоги проведенной встречи и подписание Декларации:
- В соответствии с договоренностями, достигнутыми между президентами наших стран – Владимиром Путиным, Ильхамом Алиевым и Ибрахимом Раиси была создана трехсторонняя рабочая группа по реализации проекта развития международного транспортного коридора «Север-Юг», который проходит по территории России, Азербайджана и Ирана. Это маршрут более 4 тысяч километров, который должен соединить порты Балтики с портами Персидского залива и обеспечить возможность увеличения грузопотока как в одну сторону, так и в другую. Сократив при этом значительно, почти в два раза сроки доставки товаров из Азиатско-тихоокеанского региона в Европу и наоборот. Это очень перспективный маршрут.
Сегодня в рамках трехсторонних консультаций мы договорились о том, что в течение двух месяцев будут проработаны конкретные инвестиционные проекты, перечень проектов, который требует расширения узких мест, увеличение пропускной способности. Мы договорились, что основной маршрут железнодорожного сообщения, пропускная способность как показатель должен составить к концу 2030 года 15 млн тонн. Для этого будет необходимо выполнить работы как на территории России, Азербайджана и на пунктах пропуска и расширения узких мест на территории Ирана. Основной на сегодняшний день участок, который препятствует развитию этого железнодорожного сообщения по данному маршруту, это отсутствие железнодорожной магистрали на участке Решт-Астара на территории Ирана, который составляет 164 км. Мы также договорились, что этот участок будет достроен в рамках нашей совместной работы. Как я и сказал, в течение двух месяцев будет подготовлена дорожная карта и мы проведем очередное заседание на уровне вице-премьеров для того, чтобы заслушать этот перечень мероприятий, определиться с объемом финансирования, который требуется, а также определиться с системой управления данным проектом. Важной составляющей является не только строительная часть, но также упрощение и снятие административных барьеров. Внедрение самых современных технологий, которые сегодня есть, управление такими трансграничными маршрутами, включая в том числе электронный документооборот, цифровые решения, и это тоже одна из целей, которые мы сегодня достигли. Будем создавать систему управления данным проектом, систему администрирования, оформления таможней пунктов пропуска, создание логистических центров, которые необходимы для реализации этого проекта в пунктах перевалки и непосредственно в портах и т.д. «Север-Юг» - это большой, комплексный проект между нашими тремя странами, который позволит нам увеличить товарооборот, торгово-экономическое сотрудничество, поставки как в наши страны и из наших стран, так и транзит грузов, которые будут идти по данному маршруту.