Вице-премьер России Александр Новак прибыл в Баку для участия в заседании российско-азербайджано-иранской рабочей группы по вопросам развития международного транспортного коридора «Север-Юг». Об этом «Москва-Баку» на брифинге сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
«Диалог интенсивный на всех уровнях и сейчас в Баку находится заместитель председателя правительства Российской Федерации Александр Новак для участия в заседании российско-азербайджано-иранской рабочей группы по вопросам развития международного транспортного коридора «Север-Юг».
До конца года, а это год 30-летия установления дипотношений между нашими странами. Запланировнао осуществить ряд контактов и визитов на высоком уровне. Все сферы взаимодействия будут охвачены. Надеюсь, это все удастся, удастся провести Межрегиональный форум – тоже огромная надежда на это. Отлично себя зарекомендовал подобный формат. И, конечно, участие субъектов Российской Федерации в подобных форматах мы оцениваем очень высоко. Их связи с азербайджанскими партнерами имеют хорошую, устойчивую добавленную стоимость к развитию всего спектра наших отношений.
Очередное такое мероприятие планируется организовать в Баку», - отметила Захарова.
При этом на уточнение, сохраняется ли в перспективе потенциальная возможность визитов премьер-министра России Михаила Мишустина и председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина в Азербайджан, о которых сообщалось ранее, Захарова заявила, что в случае таких визитов информация будет озвучена.
"Север-Юг"
Напомним, ранее СМИ сообщали, что трехсторонняя встреча представителей России, Азербайджана, Ирана по международному транспортному "Север-Юг" пройдет 8-9 сентября в Баку.
Встреча пройдет на уровне вице-премьеров, запланировано участие министра транспорта Ирана.
В ходе встречи стороны также обсудят проект строительства железной дороги Решт-Астара – финальной части «Севера-Юга».
Ранее замминистра дорог и городского развития Ирана Шахрияр Эфендизаде сообщил, что Москва, Баку и Тегеран намерены совместно инвестировать в строительство железной дороги Решт-Астара, что соответствует реализации международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг".
По его словам, что процесс инвестирования в проект строительства железной дороги Решт-Астара будет обсуждаться на встрече представителей правительства, которая пройдет в Азербайджане.
Напомним, 31 августа глава МИД России Сергей Лавров заявил, отвечая на вопрос «Москва-Баку» на совместной пресс-конференции в российской столице по итогам переговоров с министром иностранных дел Ирана Хоссейном Амиром Абдоллахианом, что реализация транспортного коридора «Север-Юг», а также разблокирование транспортно-экономических связей на Южном Кавказе позволят создать странам-участницам данных проектов независимые от Запада логистические цепочки.
Глава МИД России Сергей Лавров: Вопросами разблокирования торговых, экономических, транспортных связей на Южном Кавказе занимается трехсторонняя группа с участием России, Азербайджана и Армении. Она работает ритмично. Одновременно, кстати сказать, со встречами по вопросам делимитации границы между Азербайджаном и Арменией. Буквально на днях состоялись очередные контакты. Это трехсторонние рабочие группы, созданные по решению трех лидеров от 9 ноября 2020 года. Существенно продвинулись в достижении договоренностей. Они, надеюсь, уже в самое ближайшее время будут оформлены. Что особенно важно, эта работа проводится не в «вакууме», не изолированно, а, как вы совершенно справедливо упомянули, в тесной увязке с более широкими транспортными проектами, включая проект коридора «Север-Юг», в котором заинтересованы и наши иранские партнеры.
Мы сегодня говорили о тех дискуссиях, которые продолжаются между Россией, Ираном, Азербайджаном по восстановлению небольшого железнодорожного участка Решт-Астара. В сентябре уже планируются контакты профильных специалистов. Так что мне кажется, в практическом плане процесс весьма и весьма продвинут. Но что касается его глобального или регионального значения, то оно заключается в том числе в выстраивании логистических цепочек, которые будут независимыми от стран, проявляющих неподобающее отношение к интересам своих партнеров в этом регионе, будь то Иран, Российская Федерация, будь то любая другая страна. Тем самым мы дополнительно оградим себя от негативного влияния той самой модели глобализации, о которой мы сегодня уже говорили.
Глава МИД Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан: Иран имеет очень привилегированное геополитическое положение. Укрепление транзитных путей, разнообразных, диверсифицированных линий транспортного коридора «Север-Юг» мы воспринимаем в качестве важного фактора для развития региона, а также с точки зрения его продовольственной безопасности. Мы рассчитываем, что мощности всех трехсторонних путей как можно скорее будут активизированы. Вы знаете, восточную ветку мы запустили в прошлом месяце через Россию в Индию, проект был успешно реализован. Что касается западной ветки "Севера-Юга", мы готовы сделать все возможное, чтобы еще не построенный участок Решт-Астара завершить. Необходимость его завершения была предметом договоренностей между Москвой и Тегераном. Наши технические эксперты как раз занимаются данным вопросом, изучают его. Иранская сторона с самым серьезным подходом начала строительство первой части этого участка.
Добавим, что после введения Западом новых санкции в отношении России в последние месяцы и разрыва устоявшихся логистических цепочек между РФ и западными странами, официальная Москва стала уделять особое внимание реализации давнего проекта транспортного коридора «Север-Юг». Данную тему российский лидер Владимир Путин поднимал на Каспийском саммите (саммите «каспийской пятерки») в июне в Ашхабаде, назвав коридор "поистине масштабным проектом транспортной артерии", а также «на полях» июльской трехсторонней встречи лидеров РФ, Ирана и Турции. Так в Тегеране российский лидер заявил о том, что недавно обсуждал с президентом Алиевым завершение строительства иранской части транспортного коридора «Север-Юг». Обсуждал эту тему в Тегеране Путин и с президентом Ирана и заявил о готовности российской стороны ее достроить. До этого тема необходимости реализации данного транспортного коридора поднималась неоднократно российскими вице-премьерами (Оверчук, Новак), а также главой МИД России Сергеем Лавровым. В частности, на июньских переговорах в Баку Лавров и азербайджанская сторона договорились актуализировать переговоры по «Северу-Югу». В июле же в интервью Сергей Лавров заявил о необходимости принципиально «отказаться от прежних экономических цепочек и работать над выстраиванием новых, чем Россия сейчас и занимается» и привел в пример «Север-Юг».
По мнению экспертов, сегодня транспортный коридор «Север-Юг» в связи с международной ситуацией приобретает новое дыхание, вопрос его реализации стал крайне актуальным в связи со срывом традиционных логистических цепочек да и в принципе с точки зрения усиления и расширения форматов взаимодействия в Каспийском регионе, на Южном Кавказе и реализации российского так называемого вектора «на Восток» в рамках формирующегося многополярного мира. В этой связи разблокирование транспортно-экономических связей на Южном Кавказе, которое стало возможным после окончания нагорно-карабахского конфликта, как бы встает в эту последовательность событий и является составляющей цепочки усиления взаимодействия между Россией и странами восточного, южнокавказского, каспийского сектора. На это указывает и усиление сотрудничества России с Турцией, наращивание мощностей взаимодействия с Ираном, подписание в феврале этого года Декларации о союзническом взаимодействии с Азербайджаном, пересмотр возможностей «Каспийской пятерки» и объявление о расширении задач «астанинского формата» лидеров России, Ирана и Турции за пределы исключительно сирийского урегулирование, а также взятый посредством подписанного лидерами России, Азербайджана и Армении 9 ноября 2020 года трехстороннего заявления вектор на завершение нагорно-карабахского конфликта и выход на окончательную нормализацию азербайджано-армянских отношений. В этой связи примечателен возрастающий интерес со стороны перечисленных стран к ШОС, Движению неприсоединения. А кроме того, заявление официального Баку о готовности предложить использование своего транспортно-логистического потенциала странам ЕАЭС.