Международные усилия по ликвидации последствий крупнейшей природной катастрофы 21-го века в центре Евразии, границ Азербайджана, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Крупнейшее за без малого столетие стихийное бедствие в Турции - землетрясение, унесшее жизни более 18 тысяч человек и оставившее десятки тысяч без крова, стало не только природной катастрофой невиданных в 21-м веке масштабов.
Происходящее в стране в эти дни, полные трагизма и драматизма, стало для миллионов людей во всем мире, шоком, потрясением во многих смыслах. День и ночь не отходя от экранов телевизоров, компьютеров и телефонов, люди в разных странах задают себе и друг другу один и тот же вопрос: «Как мы можем помочь попавшей в беду стране и ее народу?
Новости из эпицентра катастрофы, обновляемые в режиме реального времени, заполнили информационные ленты, социальные сети и телеграм-каналы, отодвинув на второй план политические интриги, дипломатические скандалы, светскую хронику, развлекательные видосики и многое-многое другое.
Все это разом стало неинтересно, показалось жалким.
Сейчас всем нам, друзья, не до этого.
Разобщенный, раздираемый многочисленными противоречиями наш мир, который до этого страшного землетрясения, время от времени начинал задумываться над тем, какими могли быть последствия третьей мировой войны, оказался в ситуации, когда сама природа с ее неукротимым нравом показала людям, что такое настоящая мировая катастрофа.
Природа, поведение которой можно пытаться прогнозировать, но предсказать полностью невозможно, продемонстрировала всем нам, что происходит, когда на мир обрушивается реальная большая беда.
В связи с этим человечество пережило необычайно редкий по нынешним временам момент единения. Спасать Турцию бросились государства Запада и Востока, большие и малые страны. Спасать, помогать, кто чем может, независимо от их политической ориентации и отношений тех или иных правительств с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Среди сотен тысяч откликов на эту трагедию - лавины сочувственных комментариев и соболезнований, сердечек, крайне редко, но все же встречались поднятые вверх пальцы, которыми в социальных сетях выражают удовлетворение.
Да, нашлись такие, кто радовался!
Что можно сказать по этому поводу?
К счастью, таких комментариев оказалось крайне мало. Но их и не могло не быть вовсе. В человеческой семье, как говорится, не без урода и уродов. В эти дни эти уроды снова подали голос, напомнили о своем существовании.
Есть такие люди не только на Южном Кавказе, но и в России. Тем не менее, повторим, в целом, эта трагедия обернулась редким моментом единения.
В этом смысле примером этого единения стала проявленная властями Армении готовность прийти на помощь Турции, несмотря на то, что восстановить дипломатические отношения двум странам до сегодняшнего дня так и не удалось.
Первым же иностранным лидером, который прилетел в Турцию с визитом солидарности, стал премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф, который на этой неделе посетил пострадавшие районы. Переживающий огромные экономические трудности и собственные гуманитарные проблемы Пакистан все же прислал в зоне бедствия группу своих врачей и спасателей, имеющих опыт ликвидации последствий землетрясения 2005 года.
Эта поездка стала напоминанием об общей почве, состоящей из исторических, политических, гуманитарных и культурных компонентов, которая связывает три страны - Пакистан, Турцию и Азербайджан, подписавшие в 2021 году Бакинскую декларацию. Перечитайте ее - в ней говорится о том, что три народа на протяжении веков всегда были вместе.
Землетрясение в Турции привело к ее новому сближению и с западными союзниками, ринувшимися на помощь президенту Эрдогану. Катастрофа позволила сгладить противоречия и не вспоминать скандалы - хотя бы в эти критические дни.
Одним из первых турецкому президенту Эрдогану позвонил президент США Джо Байден. Свои контакты с Турцией активизировали Евросоюз и отдельные его члены. Все это - несмотря на набиравший обороты конфликт с президентом Эрдоганом. Надо сказать, что землетрясение кардинально изменило атмосферу в отношениях Анкары с Европой.
Евросоюз мобилизовал поисково-спасательные отряды из Болгарии, Хорватии, Чехии, Франции, Греции, Венгрии, Мальты, Нидерландов, Польши и Румынии. Италия, Испания и Словакия также предложили свои спасательные команды.
Швеция, где еще недавно устраивали показательное повешение куклы президента Эрдогана и сжигание Корана, на правах страны-председателя Совета ЕС созвала заседание Механизма кризисного управления ЕС для координации европейских мер поддержки Турции.
На место трагедии вылетели российские спасатели и врачи, извлекающие людей из-под завалов и спасающие жизни раненым. Российский самолет-амфибия прибыл в район турецкого населенного пункта Яхачи и порта Искендерун для ликвидации последствий сильнейшего пожара. Для разведки с воздуха в зоне поисково-спасательных работ, которую вели команды МЧС России, применялись беспилотные авиационные системы.
И наконец, нельзя не сказать о той помощи, которую в эти дни оказал братскому турецкому народу народ Азербайджана.
Спорткомплекс имени Гейдара Алиева на Тбилисском проспекте был просто завален мешкам, коробками, пакетами с вещами и предметами первой необходимости. Помощь Турции бросилась собирать вся страна. Собирали ее не только в Баку, но и других местах. Поток желающих оказался бесконечным.
«Азербайджанские братья не оставили Турцию одну. Я знаю обо всем, что они делают», - заявил прибывший на место трагедии президент Эрдоган.
По совокупности всего, что уже сделано и делается, Азербайджан оказался в мировых лидерах по оказанию помощи Турции.
Как известно, друзья познаются в беде. А в большой беде познаются большие друзья. Страшная природная катастрофа, обрушившая на страну в эти дни, показала: у Турции много больших друзей. Можно сказать - это весь мир.