AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Армения переходит границы. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Визит премьер-министра России Михаила Мишустина в Баку и развитие российско-азербайджанских отношений на фоне обвала в отношениях Москвы и Еревана анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала "Москва-Баку"

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

Эта старая истина применима не только к отношениям между людьми, но и к контактам между государствами, которые могут быть самыми разными - от союзнических до враждебных. География и интенсивность этих контактов служат безошибочным индикатором того, в каком направлении движется страна.

Подтверждением этого стал состоявшийся на этой неделе визит премьер-министра России Михаила Мишустина в Баку, в программу которого были включены встречи с премьер-министром Азербайджана Али Асадовым и президентом Ильхамом Алиевым.

Главный вывод, который можно сделать по итогам визита российского премьера, состоит в том, что в двустороннем деловом сотрудничестве растут не только объемы, но и развиваются все новые направления, возникают все новые идеи.

Стороны хорошо понимают друг друга, говорят на одном языке и им интересно искать общие точки интереса.

Перспективными направлениями становятся энергетика, промышленность, судостроение, сельское хозяйство, высокие технологии, инновации, логистика, транспорт. Обращает на себя внимание и новость о том, что пропускная способность пограничных переходов на границе России и Азербайджана после завершения их реконструкции вырастет до трех тысяч автомобилей в сутки. Это еще один верный признак того, что контакты не сворачиваются, а расширяются, и не ограничиваются межгосударственным уровнем.

В ходе переговоров с Михаилом Мишустиным Али Асадов отметил, что развитие отношений с Россией остается одним из приоритетов внешней политики Азербайджана.

Азербайджан не входит в Евразийский экономический союз - ЕврАзЭС, председателем которого - так уж получилось - по принципу ротации в этом году стала Армения. Но вот визит российского премьера в Ереван на этой неделе не планировался.

Получилось, что хотя Армения и председатель ЕврАзЭС, обсуждать сотрудничество стороны не нашли возможности. Или потребности. Тем более, что такой разговор мог бы свестись к очередному перечислению обид и претензий Еревана к Москве, каковых становится все больше.

Параллельно с процессом наращивания оборота российско-азербайджанского партнерства в российско-армянских отношениях продолжается обратный процесс - обвал.

Признание этой новой неприятной реальности, о которой до этого в Москве предпочитали не рассуждать, глава МИД России Сергей Лавров сделал на пресс-конференции по завершении Антальского дипломатического форума в Турции.

Напомню, что одним из участников форума в Анталье был и глава МИД Армении Арарат Мирзоян, который встретился с главой МИД Турции Хаканом Фиданом и заместителем главы МИД Великобритании Лео Докерти. Но в списке его контактов российского министра, увы, не оказалось.

В свою очередь, Сергей Лавров, который традиционно общается на международных площадках с представителями как Армении, так и Азербайджана, на этот провел встречу только с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым.

Знаковая деталь, однако.

Встреча Сергея Лаврова с Араратом Мирзояном, которая могла бы снизить нарастающую напряженность в отношениях, даже не планировалась. В итоге главы МИД России и Армении провели целых три дня на Антальском дипломатическом форуме, но так и не нашли возможности провести переговоры с глазу на глаз. Уже на итоговой пресс-конференции Сергей Лавров не стал обходить острые углы и подбирать обтекаемые дипломатические формулировки. Ряд моментов из уст представителя российского руководства применительно к Армении прозвучали впервые.

Так, по словам Сергея Лаврова, для того, чтобы говорить, что с 1991 года Армения взяла во всем ошибочный курс в отношениях с Россией, как это сегодня делают в Ереване, нужна, мягко говоря, политическая смелость. В связи с этим глава российского дипломатического ведомства предупредил, что продолжение Ереваном нынешнего недружественного курса может вынудить Москву, как он выразился, «пересмотреть очень многое в российско-армянских отношениях» и учитывать все это в дальнейших практических шагах российской дипломатии.

Конечно, в Москве не могут не выражать сожаление в связи с тем, что армянское руководство решило сделать ставку на внерегиональные страны, которые обхаживают Ереван. Эти силы обещают Еревану помочь во всех бедах, лишь бы только Армения порвала с Россией и теми интеграционными структурами, которые созданы на Южном Кавказе и постсоветском пространстве.

Запад ставит ту стратегическую цель и в отношениях с другими государствами постсоветского пространства.

«В Армении почему-то считают, что нужно жизнь свою выстраивать не в сотрудничестве с ближайшими соседями и исторически солидарными с тобой народами, а с теми, кто выступает против твоих друзей», - констатировал Сергей Лавров. Он призвал армянское руководство сделать окончательный выбор. В том числе, определиться со статусом своего «замороженного членства» в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и участия в Евразийском экономическом союзе.

Однако, если Москва только призывает Ереван сделать окончательный выбор, предупреждая о последствиях, то армянская сторона уже определилась с выбором новой стратегии развития и обеспечения безопасности и не видит в ней прежнего места для России. Новым возмутителем спокойствия стал секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян, назвавший «стратегической ошибкой» зависимость Армении от России, которая возникла сразу после распада СССР.

По его словам, начиная с 2020 года, то есть, после второй карабахской войны, в Армении решили, что прежняя ставка на Москву в обеспечении собственной безопасности больше не работает. Причем, по его словам, прежняя система безопасности, якобы, не работала как в двустороннем, армяно-российском формате, так и многостороннем – в рамках ОДКБ.

На этой неделе Ереван сделал еще один недружественный шаг, официально потребовав вывести российских пограничников из ереванского аэропорта Звартноц. 

К такому выводу в Ереване пришли после того как Россия дескать приняла решение не помогать Армении в войне с Азербайджаном.

Затронув одно из ключевых направлений отношений Москвы и Еревана - военно-техническое сотрудничество, Армен Григорян объявил его обвале. По его словам, по состоянию на 2020 год 96% всего военно-технического сотрудничества Армении приходилось на Россию. Однако уже с января 2021 года Армения заключила оборонные контракты на несколько миллиардов долларов с разными странами и в этих контрактах объемы России составили менее 10%.

Главным партнером в области обеспечения безопасности страны в Ереване теперь называют уже не Россию, а Францию, даже несмотря на последние скандальные заявления президента Макрона, предложившего западным союзникам направить свой контингент на Украину воевать с Россией.

«Франция поставляет нам первоклассное вооружение, - многозначительно заметил глава армянского Совбеза.

Не обошел он стороной и инвестиционное сотрудничество, сообщив, что Россия, якобы, решила не осуществлять инвестиции в Армении и в итоге за прошлый год оказалась на третьем месте среди инвестиционных партнеров Еревана, пропустив вперед Объединенные Арабские Эмираты и даже кто бы мог подумать - крошечный Люксембург.

Еще одно скандальное заявление сделал спикер армянского парламента Ален Симонян, сообщивший, что Армению якобы пытались и пытаются принудить к вступлению в Союзное государство России и Белоруссии. При этом он заговорил о том, что есть некий большой план по включению Армении в Союзное государство России и Белоруссии. По его словам, это удар, который наносится руками Азербайджана и направлен против армянского суверенитета. Что это за бредовая история и зачем в нее еще вплели Азербайджан? Остается только развести руками. Но ведь это говорит не городской сумасшедший, а глава законодательной власти - спикер парламента Армении!

Любопытно, что на уточняющий вопрос журналистов, были ли все-таки сделаны закулисные предложения Еревану по вступлению в Союзное государство», Ален Симонян уклончиво заметил, что он не хотел бы вдаваться в подробности, но при этом он не сомневается в правоте своих словом. Лично он убежден, что вот такой против Армении был придуман российско-белорусский заговор при тайном участии Азербайджана.

При этом обнародованный на этой неделе опрос службы Gallup International показал, что примерно 58% граждан Армении выступают против разрыва отношений с Россией. За полный разрыв выступают более 23%, что в общем, тоже немало - почти каждый четвертый! Еще почти 14% считают, что разрыв больше соответствует интересам Армении.

При этом 28% выступили за продолжение членства в ОДКБ, а 22,5% считают, что Армении нужно вступить в НАТО.

В общем, события последних дней в треугольнике Россия-Азербайджан-Армения, вокруг которого выстраиваются всевозможные многоугольники с участием других международных игроков и плетутся сложные дипломатические кружева, показывают, что треугольник этот в его прежнем виде перестает существовать. 

Впервые после распада СССР и создания новых независимых государств отношения России с двумя союзниками - Азербайджаном и Арменией - вступают в этап активного переформатирования и оказываются во власти противоположных тенденций. 

Если союз Москвы с Баку становится все более прочным и наполняющимся конкретным содержанием, то с Ереваном у Москвы происходит обратный процесс. Чернила союзного договора России и Армении расплываются на глазах.