AZN = 60.34 RUB
USD = 102.58 RUB
EUR = 107.43 RUB
Новости дня

A
Армения стреляет себе в ногу. Актуальный комментарий Сергея Строканя (видео)

Неожиданный призыв Еревана реанимировать Минскую группу ОБСЕ и столь же внезапную смену главы армянской дипмиссии в Москве анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Ситуация вокруг Армении и внутри нее становится все труднее поддающейся логическому объяснению и здравому смыслу.

События в этой стране, напоминающие хаотичное броуновское движение, напрямую затрагивают Москву и Баку и определяют общую температуру на Южном Кавказе. Говоря «Армения», мы должны понимать, что в реалиях сегодняшнего дня Армения - это еще и стоящие у нее за спиной Франция, Америка и много других внешних игроков, устремившихся половить рыбку в мутной воде в стратегически важном регионе. Суфлерскими подсказками этих игроков и могут объясняться те действия армянского руководства, которые способны генерировать новую напряженность в отношениях с Россией и Азербайджаном.

На этой неделе Ереван официально утвердил кандидатуру своего нового посла в Москве и практически одновременно с этим призвал реанимировать Минскую группу ОБСЕ.

В свое время созданная из тройки Россия-США-Франция для решения многострадальной карабахской проблемы, Минская группа ОБСЕ давно прекратила свое существование после ликвидации сепаратистского образования НКР на фоне острого международного конфликта между ее тремя членами.

И тем не менее, именно сегодня, когда работа над текстом мирного договора с Баку, вроде бы вышла на финишную прямую, армянская сторона вдруг призвала возродить несуществующую структуру для решение несуществующей проблемы.

Можно было бы сказать, что эти два события - история с послом и с Минской группой ОБСЕ, совпавшие по времени - это случайное совпадение. Но они выглядят как звенья одной цепи.

Назначение новым послом Армении в Москве бывшего депутата от правящей фракции Гургена Арсеняна, судя по всему, призвано окончательно оформить смену вех в отношениях с Москвой в связи с разворотом Армении на Запад. Сами обстоятельства появления этой новости служат лучшей иллюстрацией происходящих в российско-армянских отношениях перемен. В связи с этим рассмотрим всю эту ситуацию в развитии, обратив внимание на ее знаковые детали.

Итак, о намерении сменить посла в России спикер парламента Армении Ален Симонян впервые обмолвился 5 июля на совместной пресс-конференции с посетившим армянскую столицу сенатором Конгресса США Рождером Уикером.

Весьма символично, что в тот же самый день российская сторона сделала заявление, высоко оценив миссию действующего посла Армении в Москве Вагаршака Арутюняна. Как отметил тогда замглавы МИД России Михаил Галузин, Москва испытывает глубокое удовлетворение от совместной работы с послом Вагаршаком Арутюняном.

В ходе состоявшейся незадолго до этого поездки в приграничные с Украиной области России посол Арутюнян сделал ряд заявлений о важности союзнических отношений России и Армении, явно идущих вразрез с нынешним курсом Еревана.

В ходе посещения Белгородской области он выразил солидарность с ее жителями, почтил память погибших от украинских обстрелов и заявил о неприемлемости подобных атак. Не вызывает сомнение, что эта активность посла Арутюняна и сделанные им заявления не были санкционированы Пашиняном и его окружением, которые неоднократно демонстрировали нежелание поддерживать Россию в украинском вопросе. Более того, весьма вероятно, что решение отозвать его из Москвы было принято после того, как он фактически поддержал Россию.

В свою очередь, новый посол Гурген Арсенян может считаться противоположностью Вагаршака Арутюняна. В бытность депутатом он неоднократно делал жесткие заявления в адрес Москвы, которые выглядят откровенно русофобскими. Одно из них прозвучало на заседании постоянной комиссии по внешним связям парламента Армении в связи с ситуацией в Лачинском коридоре.

Тогда Гурген Арсенян сообщил, что процесс укрепления безопасности Армении, якобы, проваливается или торпедируется российским руководством или, как он это сформулировал, «некоторыми руководящими кругами» в Москве.

И вот такой политик брошен на дипломатическую ниву строить новые отношения с Москвой!

Демонстративная смена покидающего российскую столицу посла Арутюняна, в работе с которым Москва до последнего момента видела окно возможностей поддерживать союзнические отношения с Ереваном, выглядит таким же вызывающим политическим жестом, как и история с Минской группой ОБСЕ.

Как сообщили на этой неделе в МИД Армении, Ереван готов рассмотреть вопрос о продолжении деятельности международного переговорного формата - Минской группы ОБСЕ в рамках будущего заключения мирного соглашения с Баку.

Новость эта способна изумить даже того, кто считает, что его вообще ничем удивить невозможно. Тем более, что незадолго до этого президент Азербайджана Ильхам Алиев призвал Ереван обратиться в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и попросить ее упразднить Минскую группу.

Напомню также, что не далее как в июне этого года сам же Никол Пашинян объявил в армянском парламенте, что Минская группа ОБСЕ де-факто прекратила свою деятельность после февраля 2022 года. И это выглядело логичным, учитывая, что три сопредседателя Минской группы - Россия, США и Франция после начала специальной военной операции на Украине прекратили всякое дипломатическое общение и оказались во враждующих лагерях. Два других бывших члена Минской группы - США и Франция задают тон в западной коалиции против ее третьего бывшего члена - России, призывая добиться ее поражения на Украине. Учитывая все это, предложение Еревана объединить Москву, Вашингтон и Париж в Минской группе ОБСЕ выглядит как откровенное издевательство над здравым смыслом.

Напомню, что возникшая в 90-е годы прошлого века для ведения переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, Минская группа ОБСЕ не одно десятилетие имитировала переговорный процесс и не приблизила стороны к урегулированию ни на один миллиметр.

Если бы небезграничное терпение Баку, которое все-таки лопнуло и если бы в итоге не были вынужденно использованы военно-политические методы решения карабахской проблемы, так бы и по сей день Минская группа ОБСЕ занималась своей бесполезной челночной дипломатией. Даже не бесполезной, а деструктивной, так как нарыв конфликта набухал.

Уже после Второй Карабахской войны Никол Пашинян до последнего пытался использовать возможность сохранить вопрос о статусе тогда еще Нагорного Карабаха путем реанимации Минской группы. Делалось все это вопреки тому обстоятельству, что после подписания трехстороннего заявления Москвы, Еревана и Баку от 9 ноября 2020 года по итогам второй карабахской войны Минская группа ОБСЕ оказалась, что называется, не при делах. В трехстороннем заявлении она вообще не упоминается ни разу!

Напомню, что еще более двух лет назад, принимая в Москве своего армянского коллегу Арарата Мирзояна, глава МИД России Сергей Лавров сообщил, что Минская группа ОБСЕ прекратила работу, причем инициаторами разрыва с Москвой стали два других сопредседателя - США и Франция.

Однако удивительная вещь - и после этого Армения все равно пыталась настаивать на сохранении Минской группы ОБСЕ.

В итоге, как видим, Ереван снова сделал это уже в августе 2024 года. То есть, без малого год после однодневной силовой операции сентября прошлого года, в ходе которой было окончательно демонтировано сепаратистское образование НКР.

При внимательном рассмотрении выясняется, что попытка эксгумировать и попытаться оживить политический труп Минской группы ОБСЕ - это нечто больше, чем просто уловка, призванная затянуть переговорный процесс по мирному договору.

Причем затянуть его в тот решающий момент, когда до финиша, казалось бы, осталось совсем немного.

Проблема здесь глубже. Обращает на себя внимание, что именно в документах и заявлениях почившей в бозе Минской группы ОБСЕ подчеркивается важность субъектности Нагорного Карабаха и признание его претензий на самоопределение. Минская группа ОБСЕ была и осталась единственным форматом, в рамках которого разбежавшиеся сегодня в разные стороны власти непризнанной Нагорно-Карабахской республики отчаянно боролись за то, чтобы Карабах не вернулся в Азербайджан.

Таким образом, новая инициатива Еревана свидетельствует о судорожной попытке в последний момент найти способ заложить мину замедленного действия под мирное урегулирование с Азербайджаном после будущего подписания мирного договора.

Возможно, это нужно Франции или Америке, где живет влиятельная армянская диаспора, но нужно ли это Армении, отвечает ли ее национальным интересам новое сидение на пороховой бочке?

Точно такой же логикой, что в вопросе о Минской группе ОБСЕ, Ереван руководствуется, упорно сопротивляясь требованию Баку внести изменения в свою конституцию перед заключением мира. О том, что Ереван не будет этого делать, заявил на днях один из ближайших соратников Никола Пашиняна министр экономики Армении Геворг Папоян. По его словам, Армения может менять свою конституцию только по решению своих граждан, но не по требованию какой-либо страны.

Но для Баку этот вопрос имеет принципиальное значение, поскольку в действующей конституции Армении содержится ссылка на Декларацию независимости, принятую еще в 1990 году. В этом документе ставится цель присоединения Карабаха к Армении.

В начале этого года Никол Пашинян заявил, что собирается инициировать новый референдум для изменения конституции, однако не стал называть конкретные сроки. И вот в Ереване передумали менять конституцию и срочно дают задний ход.

Главный вывод состоит в том, что и неожиданная апелляция к Минской группе, и необъяснимый отказ внести коррективы в Конституцию Армении, исходя из реалий сегодняшнего дня - это попытки решить две взаимоисключающие задачи. А именно, добиться долгосрочного урегулирования с Баку и при этом иметь возможность в любой момент опять дать зеленый свет реваншистским настроениям в Ереване, для которых нужно иметь международный механизм и договорно-правовую базу. И, наконец, в довершение ко всему этому - новости этой недели об обстрелах позиций азербайджанской армии в Нахичеване. Все это звенья одной цепи с одной причинно-следственной связью.

В общем, в отношениях с Москвой и Баку Ереван, похоже, стреляет себе в ногу. Но как идти дальше в отношениях с Россией и Азербайджаном - идти дальше с простреленной ногой?

Так далеко не уйдешь.