Все более активное вмешательство Запада в Азербайджане, Грузии и Армении, в каждом из трех государств имеющее черты сходства и различия, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала "Москва-Баку"
События в трех государствах Южного Кавказа, столь непохожих друг на друга - Азербайджане, Грузии и Армении в эти тревожные предновогодние дни приобретают общий знаменатель.
В Азербайджане не успели отшуметь баталии на COP29, как Запад сделал новый выстрел. Устроив в Баку прием по случаю Международного дня прав человека, послы США, ЕС, Великобритании и Швейцарии ничего не говорили о правах человека в своих странах. Зато на приеме, на который были приглашены правозащитники, представители гражданского общества и СМИ, прозвучали новые обвинения в адрес Баку, якобы, подавляющего демократические права и свободы.
Сразу возникает вопрос - а примеры какие?
Западные послы считают, что этих примеров предостаточно. Они ссылаются на то, что на COP 29 отсутствовали люди, которых они считали своей группой поддержки в стране и которые отбывают тюремные сроки за уголовные преступления или стали фигурантами уголовных дел.
На Западе этих лиц считают политзаключенными, исходя из того, что азербайджанский суд нельзя принимать всерьез. Как заявил посол США в Баку Либби, Баку должен «освободить этих и всех других, несправедливо арестованных лиц и выполнить свои международные обязательства в области прав человека».
То, что произошло, можно считать громким скандалом.
И вообще это редкий случай в дипломатической практике, когда послы, приехавшие в страну налаживать контакты, не наводят мосты, а их взрывают, открыто, а не тайно вмешиваясь во внутренние дела и давая мастер-классы демократии.
Не удивительно, что на это не мог не отреагировать МИД Азербайджана. В заявлении внешнеполитического ведомства страны отмечается, что заявления глав западных дипмиссий о нарушении в стране прав человека представляют собой попытку подорвать независимость судебной системы Азербайджана.
В соседней Грузии попытки раскачать ситуацию изнутри усилиями Запада в эти дни приобрели несопоставимо более драматичный характер. Если в Баку борцы с властью, поддерживаемые Западом, оказались лишенными попыток продолжать свою антигосударственную деятельность и их немного, то в Тбилиси на улицы вышли толпы так называемых «борцов за демократию». Международный день прав человека в грузинской столице они отметили новыми поджогами, столкновениями с силами правопорядка и попытками взять штурмом парламент.
В истории независимого азербайджанского государства подобных прецедентов не возникало: сильная дееспособная власть и высокая степень консолидации общества, казалось бы, устранили почву для любых попыток раскачать ситуацию изнутри.
Тем не менее, попытки найти недовольных, обогреть их, приласкать, профинансировать, вооружить памяткой борца за демократию и права человека и использовать в качестве пятой колонны не прекращаются и сегодня.
Что касается Грузии, которая остается для Южного Кавказа самой горячей новостью, то через два десятилетия после первой грузинской «революции роз» ноября 2003 года у стен парламента в Тбилиси мечутся призраки новой «бархатной революции».
Однако на этот раз это никакая не «бархатная революция».
Митингующие хорошо организованы и экипированы по полной программе радикальных уличных протестов. Силовики с трудом сдерживают натиск, число пострадавших исчисляется десятками. Ничего подобного во время первой «революции роз», которая проходила под лозунгами борьбы за демократию против авторитарной власти, не было и в помине.
Как заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, это уже четвертая за последние годы попытка устроить в стране революцию «Национального майдана».
Информационные поводы для грузинских «Нацмайданов» были разные, но сценарий был словно написанный под копирку. В каждом новом случае природа конфликта одна и та же - перед властями подвешивали морковку «евроинтеграции», требуя взамен полного следования в фарватере западной политики, максимального дистанцирования от России, включая участие в войне санкций.
Когда же добиться этого так и не удалось, в Грузии начались инспирированные из-за рубежа протесты.
В июне 2022 года протестовали после того, как стране не присвоили статус кандидата в члены ЕС. В связи с этим уличная массовка финансируемых из-за рубежа НПО обвинила власти правящей партии «Грузинская мечта» в том, что, якобы, это из-за их политики для страны закрывается «окно в Европу». Дубль номер два грузинского «Нацмайдана» произошел весной прошлого года. И, наконец, еще две попытки - третья и четвертая были предприняты весной и осенью этого года. Протесты последних дней вызвало решение премьера Кобахидзе приостановить начало переговоров о членстве Грузии в ЕС до 2028 года
Однако сегодня грузинские власти дают понять, что они не допустят «украинизации», что Нацмайдан не пройдет - ни четвертый ни пятый, никакой какой-то еще другой.
И это несмотря на то, что на свержение законной власти брошены крупные силы при поддержке Запада.
Еще одно отличие нынешних событий состоит в том, что 30% из всех протестующих представители иностранных государств, что показывает, откуда у этих протестов ноги растут.
Между тем, от исхода этого противостояния зависит не только будущее страны, но и температура на Южном Кавказе и в других бывших советских республиках.
Фактически грузинские власти должны подвести черту под эпохой «национальных майданов» на всем постсоветском пространстве.
В то время Азербайджан и Грузию записали в проблемных учеников в классе демократии, которым нужно ставить тройки и двойки, Армения движется в противоположном направлении. Ереван изо всех сил старается стать отличником в этом классе, изыскивая все способы понравиться западным учителям.
Еще одним подтверждением этого стали события этой недели. Прежде всего, это громкое и широко обсуждаемое заявление Никола Пашиняна о том, что отношения ОДКБ и Армении не просто заморожены, а прошли точку невозврата.
То, что Армения к сегодняшнему дню выпала из ОДКБ, ни для кого не является секретом. Тем не менее, Пашинян зачем-то счел необходимым вновь заговорить на болезненную для Москвы и союзников по ОДКБ тему. Его призыв больше никогда не ждать участия Еревана в этой организации прозвучал вскоре после того, как на саммите ОДКБ в Астане российская сторона призвала следовать принципу «никогда не говори «никогда».
Безусловно, это был исключительно политический жест, призванный заработать плюсик в западную карму Еревана.
Еще один такой европейский плюсик и одновременно минус для России и других союзников - заявление Пашиняна о том, что он лично счел нецелесообразным проведение саммита Евразийского экономического совета в Ереване, хотя Армения и председательствует в ЕАЭС. Как он пояснил, не все члены Евразийского экономического совета желательны для Армении.
Ранее Пашинян заявлял, что ни он, ни какой-либо другой армянский чиновник не посетит Белоруссию, пока президентом будет Александр Лукашенко, и что белорусский лидер должен извиниться. По его словам, президент Белоруссии заявлял, что участвовал в подготовке эскалации конфликта в Карабахе, «поддерживал, верил, желал победы Азербайджана».
И, наконец, участие Армении в Римском статуте Международного уголовного суда наносит прямой ущерб ее отношениям с Россией. По словам Москвы, МУС не помог урегулировать ни один конфликт, которым пытался заниматься.
Похожие ситуации, возникающие в регионе Южного Кавказа все чаще, заставляют задуматься над тем, что все это неслучайно. Речь идет об одном и том же сценарии все более активного внешнего вмешательства, которое в каждой из стран находится на разных стадиях воплощения в реальность. Тем не менее, тревожная тенденция налицо. В ходе этих критических испытаний в полной мере выявляется, кто что может и кто есть кто.
Призраки Майдана бродят по региону и одни их гонят взашей, а другие радушно впускают их в свою дверь.