Подоплеку совместных военных учений Азербайджана и Турции и их роли в укреплении безопасности в Закавказье разбирает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"
Широкомасштабные военные учения Азербайджана и Турции, стартовавшие в конце июля, выходят на финишную прямую. На этой неделе военнослужащие отрабатывали навыки контрударов и «освобождения стратегически выгодных районов», а на следующей неделе сухопутные войска передадут эстафету военно-воздушным силам. Полеты военной авиации станут финальным аккордом запланированных еще год назад маневров, которые приобретают особое символическое значение в связи с недавним обострением на армяно-азербайджанской границе.
В условиях сорванного переговорного процесса по Карабаху Анкара и Баку возлагают ответственность за новую эскалацию на Ереван и демонстрируют решимость не допустить разрастания конфликта, а также втягивания в него третьих стран и создания угрозы транспортным и энергетическим коммуникациям в стратегически важном регионе.
Впрочем, обо всём по порядку.
Учитывая, что азербайджано-турецкие маневры проходят по горячим следам резкого обострения армяно-азербайджанского конфликта и охватывают практически всю территорию страны от Баку до Нахичевани, включая районы, расположенные вдоль границы с Арменией и Нагорным Карабахом, уже появилось множество версий того, что бы это могло значить.
А именно, можно ли считать маневры некой демонстративной игрой мускулами, призванной оказать психологическое давление на Ереван, запугать армянскую сторону и показать ей, что, дескать, Турция, имеющая вторую по численности армию среди стран НАТО, чуть ли не будет готова в «час икс» вступить в вооруженный конфликт на стороне Баку.
В общем, попытаться превратить двустороннюю проблему Еревана и Баку в полномасштабный международный конфликт, когда в него вынужденно втянутся третьи страны – не только Турция, но и Организация договора о коллективной безопасности во главе с Россией, которой придется спасать своего союзника.
Нагнетанию подобных страстей и эмоций, такому моделированию ситуации во многом способствовали как власти Нагорного Карабаха, так и руководство Армении.
Чтобы не быть голословными, приведем первоисточники.
Вот что заявил по поводу азербайджано-турецких маневров пресс-секретарь президента самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики Ваграм Погосян: «Мы видели, как агрессивно и истерично военно-политическое руководство Турции отреагировало на напряженность в Тавуше, в частности они определенные виды вооружения послали в Азербайджан. А Баку хотел любым образом вовлечь Турцию в региональный конфликт, что было чревато непредсказуемыми последствиями».
По его словам, власти Нагорного Карабаха рассматривают эти маневры не как плановые армейские учения, а как угрозу безопасности в регионе. Как и следовало ожидать, слова осуждения маневров прозвучали и в Ереване, где назвали действия Баку и Анкары провокацией.
Масла в огонь стали подливать блуждающие по социальным сетям сообщения о том, что Турция, якобы, даже рассматривала вопрос о тайной переброске в зону конфликта сирийских боевиков, готовых воевать на стороне Азербайджана.
В общем, на еще не остывшей почве нового обострения в зоне армяно-азербайджанского конфликта, как грибы-поганки после дождя, стали расти фейковые новости про некий новый азербайджано-турецкий заговор против Армении, цель которого – однажды решить карабахскую проблему силовым путем.
Отметим, что города Гянджа, Евлах и Кюрдамир, где проходят азербайджано-турецкие маневры, расположены на автотрассе, которая тянется вдоль границы с Нагорным Карабахом и Арменией. Расстояние от Гянджи и Евлаха до армянских позиций составляет каких-то 40–50 километров. На той же дороге, всего в 70 километрах к северу от Гянджи, расположен тот самый Товузский район, где 12–16 июля шли боевые действия между азербайджанскими и армянскими войсками.
Таким образом, если посмотреть на карту учений и изучить их легенду, предусматривающую «освобождение стратегически выгодных районов», а также вспомнить те громкие заявления с осуждением действий Армении и готовности подставить плечо Баку, которые в последние недели звучали в Анкаре, то в самом деле можно попасть в некую смысловую ловушку. А именно нарисовать в своем воображении вымышленную картину того, как Анкара и Баку однажды выступят единым фронтом против Еревана. И сейчас им нужно только к этому подготовиться.
Однако разочаруем сторонников новой теории заговора в Закавказье. В Баку четко и недвусмысленно дают понять, что этого не будет никогда, потому что азербайджанская сторона выступает категорически против втягивания в конфликт любой третьей страны или стран, в том числе – Турции. Как заявил в интервью российской газете «Коммерсантъ» помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, о силовом вмешательстве Анкары в армяно-азербайджанский конфликт речи не идет. Он исключил, что это может произойти даже в случае более серьезных инцидентов в будущем. «Это не в интересах Азербайджана», -- отметил Хикмет Гаджиев, заверив, что армия страны достаточно сильна, чтобы справиться с врагом самостоятельно.
При этом в Баку и Анкаре придерживаются схожего понимания того, что Ереван стремится разжечь на границе двух стран новый очаг конфликта, а также создать угрозы транспортным, в том числе энергетическим, коммуникациям в Закавказье. Для чего тогда нужны военные учения Азербайджана и Турции, проходящие у границ Армении?
Это ключевой вопрос и ответ на него, судя по всему, звучит так: все более реальная угроза дестабилизации становится мощным дополнительным фактором, способствующим еще более тесному сближению Азербайджана и Турции, которые стремятся устранить многочисленные риски, возникающие в связи с проводимой Арменией игрой на обострение.
Вот что заявил по этому поводу министр обороны Турции Хулуси Акар: «Турция решительно осуждает атаки со стороны Армении против дружественного и братского Азербайджана. Цель состоит в том, чтобы воспрепятствовать урегулированию в Нагорном Карабахе, а также создать новые очаги столкновений». В связи с этим турецкий министр пообещал Азербайджану сделать «все необходимое», чтобы отразить агрессию, вскоре после чего и начались азербайджано-турецкие учения у границ Армении.
Обращает на себя внимание, что появившиеся два года назад, после смены власти в Армении, надежды на перезагрузку отношений с Ереваном к сегодняшнему дню улетучились как в Анкаре, так и в Баку. Улетучились одновременно, можно сказать – синхронно. Надежда умирает последней, она ведь не может жить вечно и расти на пустом месте. Есть достаточно свидетельств того, что ни президент Алиев, ни президент Эрдоган больше не рассматривают премьер-министра Армении Никола Пашиняна в качестве предсказуемого и договороспособного партнера, готового работать на разблокирование ситуации, на позитивный результат.
В свою очередь, Никол Пашинян так же синхронно, через запятую, выдвигает свои претензии как Баку, так и Анкаре, в отношениях с которой у него есть гораздо более давние скелеты в шкафу. В недавнем интервью российскому телеканалу РБК армянский премьер обвинил Турцию в «разжигании конфликта» в регионе. «Для этого есть и текущие интересы, и исторические причины. Ведь Турция не отказалась от политики геноцида армян. Но есть и другой фактор. У Турции, как и в начале века есть мечта -- контролировать Южный Кавказ», -- заявил он.
Можно сказать, что Анкара и Баку в самом деле хотят контролировать Южный Кавказ, если только вкладывать в слово «контроль» совсем не тот смысл, который подразумевает Никол Пашинян. Что правда, то правда: Анкара и Баку в самом деле хотят не допустить возникновения неконтролируемой ситуации, когда регион Южного Кавказа, шаг за шагом сползающий к конфронтации, перестанет быть зоной мира, безопасности и сотрудничества в бассейнах Черного и Каспийского морей.
Создание такой зоны безопасности и сотрудничества отвечало бы и стратегическим интересам не только Азербайджана и Турции, но и России, и наконец, самой Армении, зажатой в железных тисках изоляции и не имеющей возможности в полной мере включиться в интеграционные процессы в регионе.
Однако проводящие совместные маневры и укрепляющие сотрудничество по всем направлениям Азербайджан и Турция вынуждены создавать эту зону безопасности по формуле: «Баку плюс Анкара минус Ереван».