Набирающие темп интеграционные процессы на Южном Кавказе, из которых пока выпадает Ереван, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Первые дни лета ознаменованы резким всплеском дипломатической активности и оживлением международных контактов сразу нескольких государств Южного Кавказа. Каждое из них по своему ищет возможности повысить свой политический вес и начать реализацию или хотя бы обсуждение перспективных экономических и инфраструктурных проектов. Новая большая игра в регионе стала возможной благодаря той новой реальности, которая возникла после второй карабахской войны. Впрочем, в этой новой увлекательной игре на Южном Кавказе, логика которой состоит в том, чтобы сделать ее интересной и выгодной для всех, а не продолжать выяснять отношения, есть свои лидеры и аутсайдеры, те, кто очки набирает, и те, кто их теряет.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев на этой неделе активизировал как западный, так и восточный векторы политики Баку. В минувшую среду ему позвонил председатель Европейского совета Шарль Мишель и провел с ним телефонный разговор, в ходе которого прозвучало сразу несколько принципиально важных вещей для понимания динамики ситуации на Южном Кавказе.
Во-первых, глава Европейского совета выразил готовность оказать содействие началу процесса делимитации и демаркации границы между Азербайджаном и Арменией.
Во-вторых, он выразил удовлетворение сотрудничеством с Баку в сфере энергетической безопасности, завершением реализацией проекта Южный газовый коридор.
И, наконец, самое главное: Шарль Мишель подчеркнул важность для всего Европейского союза стабильности и процветания Южного Кавказа. «Евросоюз глубоко заинтересован в безопасности, стабильности и процветании региона Южного Кавказа как неотъемлемой части Восточного партнерства ЕС», - говорится в официальном заявлении главы Европейского совета.
Напомним, что упомянутое им Восточное партнерство - это утвержденная Евросоюзом еще 12 лет назад программа углубления сотрудничества с шестью восточными соседями ЕС: Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдовой и Украиной. Примечательно, что три из шести вовлеченных в программу Восточного партнерства государств - бывшие советские закавказские республики.
В свою очередь, Ильхам Алиев подтвердил готовность начать переговоры с Арменией для подписания мирного договора. Ереван на это предложение, впрочем, пока не ответил.
Подтверждением того, что после второй карабахской войны многовекторная политика Азербайджана раскрывает свои новые нераскрытые возможности, стал состоявшийся в тот же день, что и его беседа с главой Европейского совета, телефонный разговор Ильхама Алиева с председателем Китайской народной республики Си Цзиньпином. Темой беседы стало расширение инвестиционной активности китайских компаний в Азербайджане. Азербайджан и Китай уже давно успешно сотрудничают в транспортно-логистической сфере.
В связи с этим лидеры двух стран обсудили координацию действий в рамках инициативы «Один пояс - один путь» и углубления сотрудничества в транспортной сфере. Как видим, активным участником новой большой игры на Южном Кавказе становится и Китай, для которого этот регион имеет важное значение для реализации его собственного интеграционного мега-проекта «Один пояс - один путь».
Еще двумя все более активными игроками позиционируют себя Турция и Грузия. В преддверие своего намеченного на 15 июня визита в Азербайджан, в ходе которого он посетит Шушу в день проведения российско-американской встречи в верхах, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принимал в Анкаре премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили, посетившего страну с государственным визитом. То есть, высшим визитом в дипломатической иерархии.
В Анкаре прозвучало немало громких заявлений, которые не должны остаться незамеченными как в Баку, так и в Ереване.
«Турция видит в Грузии ключ к региональному сотрудничеству. Мы верим, что сможем совместными усилиями укрепить мир в нашем регионе. В связи с этим очень важное значение имеет трехстороннее сотрудничество с Азербайджаном. Турция поддерживает любое трехстороннее сотрудничество, будь то Грузия-Азербайджан-Армения или Грузия-Азербайджан-Турция», - заявил в Анкаре по итогам переговоров с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили Реджеп Тайип Эрдоган.
Турецкий лидер также сообщил о решении в кратчайшие сроки провести заседание турецко-грузинского стратегического совета для обсуждения широкого круга вопросов двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества.
В свою очередь, премьер-министр Грузии выразил надежду на то, что два соседние государства сумеют реализовать еще больше совместных проектов и углубить сотрудничество и пригласил Реджепа Тайипа Эрдогана посетить с визитом Тбилиси.
Накануне намеченных на 20 июня внеочередных парламентских выборов в Армении сеанс международной дипломатии проводил и исполняющий обязанности премьер-министра Никол Пашинян, в ходе своей европейской поездки посетивший c рабочими визитами Париж и Брюссель.
Если внимательно посмотреть на все то, что прозвучало в ходе встреч и переговоров Никола Пашиняна в Европе, то бросается в глаза одна знаковая деталь: вопросы широкого регионального сотрудничества на Южном Кавказе, той самой новой большой игры в регионе практически не обсуждались или остались за скобками.
Этому есть вполне логическое объяснение. У Никола Пашиняна сейчас совсем другие неотложные задачи. Приближаются выборы, политические конкуренты, рвущиеся к власти, дышат в затылок и обвиняют его во всех смертных грехах: в поражении в войне, в тайном сговоре с Азербайджаном, в сдаче Карабаха, в развале армии и государства, в утрате понимания и поддержки со стороны союзников - Москвы и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В этой ситуации растерявшему поддержку Николу Пашиняну предстоит подтвердить свою легитимность, доказать, что альтернативы все равно ему нет, а те кто рассчитывает вернуться во власть, давно доказали свою несостоятельность. Единственный способ это делать - продолжать доказывать, что он никакой не предатель и демонстрировать показную жесткость по отношению к Азербайджану и Турции - врагам, а не потенциальным партнерам на Южном Кавказе. В ходе переговоров Никола Пашиняна с президентом Франции Эммануэлем Макроном и председателем Национального собрания Франции Ришаром Фераном вопросы делового сотрудничества были упомянуты лишь мельком, скороговоркой.
«Естественно, мы заинтересованы в большем присутствии Франции в Армении» - приводит слова Никола Пашиняна пресс-служба армянского правительства. Как это будет происходить, что именно ждут в Ереване от французского бизнеса и инвесторов и главное - готовы ли деловые круги Франции и всей Европы всерьез идти в Армению в ее нынешнем состоянии, учитывая очевидные риски для бизнеса, вынужденного работать в условиях крайней политической нестабильности, осталось за скобками.
В ответ Никол Пашинян услышал пышную риторику, ласкающую слух, но лишенную какой-либо конкретики: без фактов, цифр, новых предложений. «Армения - дружественная Франции страна. Мы придаем большое значение постоянному развитию и расширению двусторонних отношений. В сложный для Армении период мы были в постоянном контакте с нашими армянскими коллегами, наши депутаты были рядом с Арменией. Своими шагами мы продолжим способствовать преодолению вызовов, стоящих перед армянским народом», - заявил спикер французского парламента. Вот и все.
В таком же ключе - с расплывчатыми обещаниями Парижа не бросить Армению и оказать ей экономическую помощь прошла и встреча Никола Пашиняна с Эммануэлем Макроном.
Между тем, самое громкое заявление Никола Пашиняна в Париже прозвучало на встрече с представителями армянской диаспоры в посольстве Армении, в ходе которой он обвинил азербайджанских военных в присутствии на территории его страны, после чего призвал Москву четко сформулировать свою позицию по этому вопросу.
«Россия является партнером номер один в сфере безопасности, стратегическим союзником. Последний телефонный разговор с президентом России был вчера, и могу констатировать, что мы, по сути, в решении ситуации придерживаемся одинакового подхода - вооруженные силы Азербайджана должны отойти от границы. Армения ожидает, что Россия четко сформулирует эту позицию», - заявил Никол Пашинян.
В связи с этим возникает вопрос: какой такой еще дополнительно четко сформулированной позиции Москвы ждет Никол Пашинян, с учетом того, что Москва и Ереван ведут постоянный активный диалог, в том числе, на высшем уровне. Что еще нужно с учетом всего того, что уже было сказано до этого?
Вот был у него накануне, в день его рождения, разговор с Владимиром Путиным, на который он же сам и ссылается, и что - российский президент что-то недостаточно четко сформулировал?
Это исключено. Формулирует Владимир Путин свою позицию всегда предельно четко. Просто Никол Пашинян вкладывает в понятие недостающей ему четкости позиции Москву свой, совсем другой смысл - желание того, чтобы Москва наконец отказалась от принципа равноудаленности, которого она всегда неукоснительно придерживалась в карабахском конфликте, обвинила Азербайджан в агрессии и однозначно заняла позицию Еревана. Именно так он понимает союзнические обязательства.
Но ведь это же невозможно. Зачем ждать того, что, судя по всему, не произойдет никогда, загоняя ситуацию в тупик, вместо того, чтобы трезво оценить ситуацию и начать работать над восстановлением связей - как политических, так и торгово-экономических. Только для того, чтобы с помощью вот таких заявлений удержаться у власти на выборах 20 июня?
А дальше-то что: начнется ли когда-то реальная непрерывная работа по подписанию мирного договора с Баку, налаживанию транспортных и экономических связей в Карабахе и за его пределами? Или и дальше все будет идти по известному принципу: «Один шаг вперед, а два назад»?
Оценивая ход предвыборной кампании в Армении, нельзя не заметить, что ее очевидным смысловым стержнем в эти дни становится вопрос: «Кто виноват». При этом другой ключевой вопрос о будущем: «Что делать» явно провисает, уходит в сторону.
Пока ответ на вопрос «Что делать» сводится в Армении к призывам противостоять двум главным врагам - Азербайджану и Турции. Борющиеся за власть политики изо все сил демонстрируют, у кого из них это получится лучше.
При этом в своих метаниях и поисках будущего страна обращена в прошлое - далекое и недавнее, продолжающее довлеть над политиками, обществом и принятием ключевых решений о дальнейшей стратегии развития страны. В итоге продолжается мучительное самокопание и топтание на месте.
В то время как Армения борется с внутренними и внешними врагами, регион Южного Кавказа с разворачивающейся в нем новой большой игрой уходит вперед все дальше.
Армения же по собственной воле, а не по чьему-то злому умыслу остается вне этой большой игры.