Уходящий 2022 год не расставил точки над I в ключевых вопросах мировой политики и мирного урегулирования на Южном Кавказе, оставив после себя многозначительное многоточие.
Итоги у всех получились разные. У кого-то со знаком плюс, у кого-то со знаком минус.
В течение года мы много говорили о мирном процессе на Южной Кавказе, отслеживали его зигзаги и перипетии, где тоже все было очень неровно и нервно. При этом мы анализировали динамику российско-азербайджанских отношений.
Этим событием стала подписанная в Москве в феврале, так уж совпало - во время начала российской операции на Украине, декларация о союзническом взаимодействии России и Азербайджана, повысившая статус их отношений до качественно нового уровня. В практическом плане декларация предполагает возможность оказания военной помощи, развитие военно-технического сотрудничества, а также обещание воздерживаться от любой экономической деятельности, наносящей прямой или косвенный ущерб интересам другой стороны.
До этого года много говорили о том, что стратегический союзник России в Закавказье - это Армения, а Азербайджан не союзник, а стратегический партнер. И вот теперь у Москвы есть в регионе уже не один, а два союзника.
Российские губернаторы и главы исполнительной власти азербайджанских городов обсуждали совместные проекты как инвестиционного, так и культурного характера. Михаил Мишустин говорил о том, что в условиях введенных против России западных санкций необходимо «искать новые форматы кооперации». В частности, речь идет о развитии транспортно-логистической инфраструктуры, прежде всего железнодорожной, автомобильной и морской, в рамках международного коридора Север-Юг.
Все эти события и договоренности стали для Москвы и Баку важным активом уходящего года.
Однако бесспорным разочарованием, огромным минусом, стал резкий откат в армяно-азербайджанском урегулировании, в полной мере проявившийся под занавес года во время перекрытия Лачинского коридора и связанных с этим страстей и эмоций.
Активные попытки мыслимыми и немыслимыми путями расчесать навсегда закрытую для Баку тему статуса Карабаха, оживить мертвые структуры, вроде Минской группы ОБСЕ, попытки размыть трехсторонние договоренности ноября 2020 года, расширить круг международных посредников, ведущих свои игры, сделали свое дело. В ходе неформального саммита лидеров СНГ, состоявшегося в конце года в Санкт-Петербурге, Никол Пашинян и Ильхам Алиев, как заметили очевидцы, не только не общались, но и даже не смотрели друг на друга. Судя по всему, говорить в этот момент у них не было желания. Вот такой получился обескураживающий финал для армяно-азербайджанского урегулирования, перечеркнувших надежды на то, что 2022 год войдет в историю как год подписания мирного договора между Баку и Ереваном.
При этом под занавес года тема Карабаха раскачала российско-армянские отношения так, как не раскачивала раньше.
В год столетия СССР можно было бы вспомнить о том, какую роль в запуске процессов дезинтеграции Союза в свое время сыграло перестроечное движение «Карабах».
Спустя более чем три десятилетия Карабах раздора создал все более серьезные трения в отношениях Москвы со своим другим ключевым союзником в Закавказье - Арменией.
В последние дни декабря пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал провокационными утверждения секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна о давлении, якобы оказываемом на Ереван для присоединения к Союзному государству России и Белоруссии.
История выглядит так.
Секретарь Совбеза Армении прокомментировал слова посла Белоруссии в Армении о том, что в Союзном государстве «не хватает третьей страны».
Посол Белоруссии не конкретизировал, какой именно силы, но добавил, что «братья-армяне его поддержали».
Армен Григорян в ответ заявил, что Союзное государство является «полным нарушением суверенитета». Упомянув о заявлении белорусского посла о Союзном государстве, он отметил, что «демократия и демократическая система Армении сопротивляются этому давлению», которое, якобы осуществляется на Ереван и в военном виде. Секретарь Совбеза Армении также заявил, что давление, связанное с закрытием Лачинского коридора в Карабахе, обусловлено и требованием о предоставлении экстерриториального коридора через территорию Армении, связывающего Азербайджан с Нахичеванью.
Кремль отреагировал на этот выпад жестко. Дмитрий Песков заявил, что подобные провокационные высказывания не соответствуют действительности. «Никто из российских чиновников это не говорил и ни через кого не доводил до армянской стороны», - прокомментировал этот выпад Дмитрий Песков.
В общем, уходящий год показал, что союзников у Москвы на Южном Кавказе не один, а два, но по своим устремлениям, по своему видению постсоветской интеграции и темы собственного суверенитета эти союзники очень разные. Прошедший год со всеми его плюсами и минусами выявил это в полной мере. Почувствуйте разницу.