AZN = 60.2 RUB
USD = 102.34 RUB
EUR = 106.54 RUB
Новости дня

A
Что скажет Строкань. Баку и Ереван: кто ближе к Москве (видео)

Сближение России и Азербайджана в годовщину декларации о союзническом взаимодействии на фоне размещения миссии наблюдателей ЕС в Армении анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Через год после подписания президентами России и Азербайджана декларации о союзническом взаимодействии Москва и Баку сверяют часы для наполнения сотрудничества дополнительными смыслами и придания ему большего веса.

Создание союза Москвы и Баку, к которому два независимых государства шли с первых дней своего существования, совпало с началом российской военной спецоперации на Украине. Новорожденный союз появился на свет не в тепличных условиях, а на сильнейшем геополитическом морозе февраля 2022-го, казалось бы, останавливающем дыхание.

Но вот прошел год, и что же мы имеем сегодня?

Отношения Москвы Баку отличает глубокое незатрудненное дыхание, хотя тот самый геополитический мороз, судя по последнему выступлению президента Байдена в Варшаве, перед которым он побывал в Киеве, становится все крепче.
В критической ситуации многие друзья или партнеры России, включая бывшие советские республики, в течение последнего года стали прятать голову в песок, опасаясь кары США, по-тихому от нее отползать, или начали переориентироваться на другие центры силы. Однако ничего подобного в союзническом взаимодействии России и Азербайджана не происходит.
Как оказалось, наши связи по прежнему крепко стоят на ногах и все так же обладают большим запасом прочности и политической сейсмоустойчивостью. Дело не только в растущих цифрах товарооборота и в отказе Баку участвовать в антироссийских кампаниях и войне санкций.

Дело в огромном нераскрытом потенциале двусторонних связей, который еще предстоит реализовать

Собственно говоря, этой задаче и будет посвящен приуроченный к годовщине союзнической декларации и запланированный на 27-28 февраля визит в Баку министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Как ожидается, Сергей Лавров встретится с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, проведет переговоры с главой МИД Джейхуном Байрамовым, а также выступит на пленарном заседании российско-азербайджанского экспертного совета.

Как член экспертного совета, принимавший участие во всех его заседаниях, в последние годы проходивших попеременно в Баку и Москве, могу сказать, что подобной площадки для совместного мозгового штурма у России сегодня нет ни с одной бывшей советской республикой. Мы не всегда соглашаемся друг с другом, порою спорим о том, как лучше «расшить» узкие места нашего сотрудничества, но, как известно в споре рождается истина. Азербайджан не бежит от России, не шарахается от нее, не ведет двойную игру. Россия для него остается магнитом со своим полем протяжения, так же как и для России сильным магнитом Южного Кавказа остается притягивающий ее Азербайджан.

Примечательно, что анонсируя визит Сергея Лаврова в Баку, официальный представитель МИД России Мария Захарова сделала акцент на том, что в ходе диалога в Баку особое внимание будет уделено ходу реализации всех трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана, Армении, начиная с заявления 9 ноября 2020 года.

По ее словам, претворение в жизнь этих документов должно способствовать превращению Южного Кавказа в зону мира, стабильности, процветания.

Важно отметить, что в диалоге с Баку и Ереваном Москва продолжает поиск взаимоприемлемых решений, которые помогли бы возобновить полноценное функционирование Лачинского коридора в соответствии с заявлениями лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года.

Какой бы напряженной ни была обстановка, российская сторона считает замораживание переговорных процессов контрпродуктивным. Москва призывает к наращиванию контактов по линии гражданского общества, экспертных кругов, религиозных деятелей, запуску диалога парламентариев.

Незадолго до того, как анонсировать визит Сергея Лаврова в Баку, Мария Захарова комментировала другое, широко обсуждаемое событие, имеющее тоже символический, но другой смысл. Это событие - развертывание 20 февраля в Армении, на границе с Азербайджаном, так называемой гражданской миссии Евросоюза.

Надо сказать, что как только появилась идея такой миссии, и Москва, и Баку отнеслись к ней отрицательно, предупредив, что бутафорские наблюдатели - группа в составе 100 человек едут в регион с военно-полицейской, а не гражданской миссией.
В связи с этим в своем заявлении 20 февраля Мария Захарова отметила, что представители Евросоюза явно лукавят, говоря о гражданском характере мониторинговой миссии в Армении, поскольку эта миссия разворачивается в русле Общей политики ЕС в области безопасности и обороны.

Добавим, что Москва уже не раз обращала внимание на стремление Евросоюза и Запада в целом любыми способами закрепиться в союзной ей Армении. Что касается этой миссии Евросоюза, то российская сторона видит в ней сугубо геополитическую подоплеку, далекую от задач нормализации в Закавказье.

Российская сторона исходит из того, что Москву пытаются выдавить из региона и ослабить ее историческую роль как главного гаранта безопасности, при этом игнорируя негативные оценки миссии ЕС со стороны Баку.

И вот спустя всего два дня после этого предупреждения -- 22 февраля глава МИД Армении Арарат Мирзоян на совместной пресс-конференции с главой МИД Люксембурга Жаном Ассельборном указал на то, какое это, оказывается, своевременное, важное и нужное дело - развертывание миссии Евросоюза на границе Азербайджана.

По его словам, эта миссия будет содействовать установлению мира и стабильности в регионе - то есть, как видим, Ереван гнет свою линию и не принимает логику и возражения Москвы. А еще Арарат Мирзоян жаловался люксембургскому коллеге на Азербайджан - что называется, кто бы сомневался.

На что жаловался? На то, что якобы Баку опять угрожает Еревану и имеет притязания на суверенную территорию Армении, вместо того, чтобы вернуться к конструктивным переговорам.

В этой ситуации, по словам главы армянского дипломатического ведомства, как он считает, европейские наблюдатели отведут угрозу этнической чистки, нависшую над армянским населением Карабаха, и как он сказал, займутся сбором фактов. Вот только, добавим, каких фактов - большой вопрос.

Незадолго до этого премьер-министр Армения Никол Пашинян, принимавший участие в Мюнхенской конференции по безопасности, также жаловался генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Шмид на гуманитарный кризис в Карабахе, сообщив о блокаде Азербайджаном Лачинского коридора.

Он повторил все ту же мысль о том, что в Ереване возлагают большие надежды на то, что миссия Евросоюза в Армении будет способствовать укреплению мира и стабильности.

Еще месяц назад - 26 января, МИД России был вынужден констатировать, что Ереван предпочел сделать выбор в пользу Евросоюза, не доведя до логического конца работу по направлению в приграничные районы миссии Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В российском внешнеполитическом ведомстве уже тогда предупредили, что появление представителей Европейского союза в приграничных районах Армении способно лишь обострить существующие противоречия и привнести в регион геополитическое противостояние.

Между тем, еще в январе армянский посол в Великобритании сообщил, что Ереван не удовлетворен реакцией России на действия Азербайджана, поскольку надеялся на конкретные меры помощи со стороны Москвы в рамках ОДКБ.

Незадолго до этого Никол Пашинян заявил, что Армения в сложившихся условиях не собирается проводить на своей территории учения ОДКБ в 2023 году. В итоге позднее учения «Нерушимое братство», которые предполагалось провести в Армении, было решено перенести в Киргизию.

В общем, годовщина союзнической декларации Москвы и Баку и развертывание миссии европейских наблюдателей в Армении, почти совпавшие по времени, показали, насколько разные сегодня у России союзники на Южном Кавказе.
Один хочет быть к ней как можно ближе, и делает шаги навстречу, а другой, неожиданно для нее – уходит, отдаляется и отдаляется неумолимо.