Продвижение наступательной дипломатии Азербайджана на фоне продолжающихся баталий вокруг Карабаха анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала "Москва-Баку"
Экстренное заседание Совета безопасности ООН, созванное по инициативе Армении для того, чтобы всем миром оказать давление на Азербайджан после многодневного нагнетания ситуации вокруг Лачинского коридора стало для Баку своего рода глобальным скринингом мирового сообщества в его отношении к конфликту на Южном Кавказе.
Наступление на Азербайджан оказалось сумбурным и хаотичным, эмоции не подкреплялись фактами, обвинения и пропагандистские клише повисали в воздухе, окончательно дискредитируя слова «гуманитарный кризис» и геноцид, а все выстрелы в Баку в общем-то оказались холостыми.
Тем не менее, это был вызов Баку, подобного которому раньше не было, учитывая его глобальный замах. В этой не простой для себя ситуации Азербайджан, принял брошенный ему вызов, нашел основанные фактах, поэтому и убедительные, аргументы в споре со своими оппонентами и недоброжелателям, и продемонстрировал способность вести собственную наступательную политику. Политику не скандально-крикливую и пустотелую по своей внутренней структуре, а взвешенную, спокойную и опирающуюся на немалый экономический потенциал и растущий геополитический вес страны, а потому способную приносить практические результаты в интересах национального развития. Мы увидели политику насыщенной консистенции, нисколько не напоминающую преждевременно сорванный с дерева незрелый зеленый плод. В августовский сезон сбора урожая все, кто способен думать, а не интриговать, получили возможность убедиться, что незрелой, зеленой политику Баку точно не назовешь. Событий, подтверждающих этот вывод, в эти дни было много, поэтому обозначим только самые главные из них. Прежде всего нельзя не сказать о государственном визите в Азербайджан президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Визит этот стал фактическим послесловием к обсуждению в Совбезе ООН в Нью-Йорке и многое расставил по своим местам в споре о том, как развивается Азербайджан и как проходит реинтеграция Карабаха в состав страны. Заявив о том, что Узбекистан неизменно поддерживает территориальную целостность Азербайджана, Шавкат Мирзиёев совершил поездку в Карабах и дал высокую оценку масштабу и темпам проводимых здесь восстановительных работ. Называя Ильхама Алиева «братом», он не мог сдержать эмоций после посещения школы в Физули и знакомства с тем, как возвращается жизнь на настрадавшуюся карабахской землю, еще
недавно лежавшую в руинах. Стороны договорились развивать стратегическое партнерство и вести диалог на площадках
различных международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Организация тюркских государств, СНГ, ОБСЕ, Движение неприсоединения. В целом азербайджано-узбекский саммит стал примером того, как много может найтись общих тем и точек соприкосновения у государств, каждое из которых самодостаточно, имеет лидерские амбиции, свою стратегию развития и историю успеха.
Весьма символично, что за считаные дни до встречи на азербайджанской земле Ильхам Алиев и Шавкат Мирзиёев оказались вместе в Будапеште на торжествах по случаю национального праздника Венгрии -- Дня Cвятого Иштвана. У каждого из этих двух лидеров постсоветского пространства нашлось немало важных тем для обсуждения с венгерским премьером Виктором Орбаном.
Не случайно некоторое время назад премьер-министр Венгрии заявил, что должен научиться у президента Ильхама Алиева, как стать более успешным на международной арене. С похожими заявлениями выступал и президент Сербии Александр Вучич. Он сказал, что слово Ильхама Алиева равносильно его подписи и предложил поучиться у президента в вопросе обеспечения территориальной целостности.
Главной темой состоявшейся в Будапеште беседы лидеров Венгрии и Азербайджана предсказуемо стало энергетическое сотрудничество. По итогам встречи была достигнута договоренность о налаживании газотранспортной связи между Венгрией и Азербайджаном, которая будет обеспечивать поставки топлива из Закавказья в Центральную Европу.
Развивая равноправное взаимовыгодное сотрудничество с теми, кто к этому готов и не намерен делать отношения с Азербайджаном заложниками манипуляций и провокаций на самом высоком международном уровне, Баку продолжает демонстрировать готовность принимать бросаемый ему вызов уже после заседания Совета безопасности ООН в Нью-Йорке. Так, на этой неделе в МИД Азербайджана осадили одну из стран «большой семерки» -- Канаду, назвав необоснованными и решительно осудив высказывания руководителя внешнеполитического ведомства Канады Мелани Жоли во время выступления на мероприятии армянской общины. Таким же образом получила отпор глава МИД Бельгии Аджа Лябиб, которой, как и ее канадской коллеге, что-то мешает поддержать территориальную целостность Азербайджана, при том, что Бельгия заявляет о поддержке территориальной целостности Украины, Молдавии и Грузии. До приезда в Баку Аджа Лябиб посетила Ереван, где раздавала цветы армянским ветеранам второй карабахской войны, что вызвало взрыв возмущения в азербайджанских социальных сетях. В итоге президент Алиев прибывшую в Баку главу МИД Бельгии так не принял.
Между тем, уже совсем скоро Баку снова придется ставить на место мировую команду азербайджанофобов, в которой мелькают все те же лица и появляются все те же игроки. На этой неделе появились сообщения о том, что уже 29 августа на заседании совета глав МИД стран Евросоюза через Францию Армения попытается включить в повестку вопрос о ситуации на Лачинской дороге. Незадолго до этого в газете Figaro вышла статья, в которой говорится о том, что Франция готовит проект резолюции Совбеза ООН по ситуации на Лачинской дороге и в зоне ответственности российского миротворческого контингента. Все это говорит о том, что, выиграв первый раунд дипломатической битвы на заседании Совбеза ООН в Нью-Йорке, Баку уже сегодня должен готовиться к навязываемым ему новым международным баталиях. Впрочем, общение с многочисленными друзьями, партнерами и союзниками показывает, что Баку имеет не только собственную наступательную дипломатию, но и прочные международные тылы. Дальновидность и четко выстроенная политика Баку позволяют просчитывать наперед как выгодные для государства направления сотрудничества, так и вызовы.