Причины и последствия беспрецедентного обострения в зоне карабахского конфликта анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку»
Черное воскресенье 27 сентября, взорвавшее ситуацию в зоне карабахского конфликта, разделило все предельно драматичные события этого изнурительного 26-летнего противостояния двух соседних закавказских государств на «до» и «после». После того, как Армения и Азербайджан вступили в полномасштабные боевые действия по всей линии фронта в Нагорном Карабахе, оказавшись на пороге новой войны, очевидно, что прежней неопределенной ситуации «ни войны ни мира», которую мы наблюдали все последние годы больше не будет. Карабахский взрыв 27 сентября перевел ситуацию в зоне конфликта в иное качество. Для обеих сторон настал момент истины, когда выкладываются на стол все карты нации и мобилизуются все ее ресурсы, чтобы доказать свою историческую правоту. Для Азербайджана на кону стоит самое главное: восстановление территориальной целостности страны.
Сегодня, когда в зоне конфликта трагически и нелепо обрываются все новые жизни, гибнут мирные жители и молодые воины – отцы, сыновья, мужья, уходя в самом расцвете сил и оставляя осиротевшими свои убитые горем семьи, а счетчик потерь щелкает неумолимо, возникает вопрос: зачем все это?
Неужели этого нельзя было избежать? Где была мировая дипломатия, Минская группа ОБСЕ, Организация Объединенных Наций, принявшая резолюции Совета безопасности ООН по Карабаху еще более четверти века назад, но так и не добившаяся их выполнения? Только после того, как от карабахского взрыва невиданной силы зазвенели окна в высоких кабинетах в Вашингтоне, Берлине, Брюсселе и других мировых столицах, о Карабахе вдруг вспомнили президент США Дональд Трамп и его французский коллега Эмманюэль Макрон. Вспомнили о нем руководство НАТО, ЕС и Совета Европы, которые до этого были погружены в собственные проблемы и им было не до Карабаха. Хотя на каких только площадках ни говорил об этом на протяжении последних лет президент Азербайджана Ильхам Алиев, призывая понять, что замороженный конфликт не может длиться вечно.
Как бы то ни было, ситуация вышла из-под контроля. После 27 сентября замороженный конфликт стал размороженным.
В своем видеообращении к нации, прозвучавшем в первые часы после начала боевых действий, президент Азербайджана Ильхам Алиев четко дал понять, что нынешнее противостояние оказалось неизбежным. Иного выхода просто не было.
«Мы сражаемся на своей земле, сегодня азербайджанская армия на азербайджанских землях наносит сокрушительные удары по неприятелю. Что делает армянский солдат на азербайджанских землях? Наше дело правое, и мы победим», — заявил Ильхам Алиев, по словам которого все международные организации признают территориальную целостность Азербайджана.
Стратегическая цель Баку, как ее представляет высшее руководство Азербайджана -- «восстановление исторической справедливости» и «восстановление территориальной целостности страны».
Сегодня, когда хрупкое перемирие в зоне конфликта осталось в прошлом, многие удивленно разводят руками: почему вдруг полыхнуло сейчас, ведь конфликт тлеет десятилетиями, ну и тлел бы себе дальше?
Однако тот, кто внимательно следит за развитием ситуации в зоне конфликта, вполне мог предположить, что все идет к этому. Скажем так, ситуация зрела на протяжении последних месяцев, тучи сгущались, в воздухе пахло грозой.
Помните, первый звонок в этом году прозвенел в июле, когда бои начались за сотни километров от Карабаха, на армяно-азербайджанской границе. Тогда в мире тоже пошумели о Карабахе недельку-другую, а потом забыли.
Вторым звоном можно назвать проходившую на прошлой неделе в Нью-Йорке 75-ю сессию Генеральной ассамблеи ООН, на которой в прениях выступил президент Алиев, поставив перед мировым сообществом вопрос ребром: сколько это все будет продолжаться, сколько должен ждать Азербайджан, когда старые проблемы загоняются вглубь и при этом ситуация в зоне конфликта стремительно деградирует.
Своим выступлением на Генассамблее Ильхам Алиев подтвердил все более реальную угрозу военного сценария в связи с откатом в переговорном процессе по Карабаху, который к сегодняшнему дню окончательно зашел в тупик.
Вообще, тема карабахского конфликта ранее неоднократно обсуждалась в Нью-Йорке. Но на этот раз бросалось в глаза то, что нельзя было не заметить: никогда еще она не стояла столь остро, как сейчас. Выступая в прениях на 75-й сессии Генассамблеи, президент Алиев практически полностью посвятил свое выступление Армении, которую он представил «страной-оккупантом, серьезно подрывающей мирные переговоры».
Принципиально новым моментом в выступлении азербайджанского лидера стал тезис о том, что уже сейчас Ереван не только срывает переговоры, но и активно готовится к войне за новые территории.
По версии главы Азербайджана, в этой новой войне возникнет угроза нанесения ударов по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре страны, по промышленным объектам, включая крупнейший в мире Сангачальский нефтегазовый терминал, который обеспечивает энергетическую безопасность десятков государств.
Вопрос о том, кто начал первым, традиционно вызывает войну версий и слов. Но как бы то ни было, ведущая российская газета «Коммерсант», ссылаясь на достоверные источники в российских госструктурах, указывает на то, что они еще около полутора недель назад предупреждали о назревающем серьезном обострении карабахского конфликта.
По словам источников «Коммерсанта», на это, в частности, указывало промедление армянской стороны с реализацией ранее достигнутых договоренностей. Прежде всего, договоренности о возвращении под контроль Баку пяти районов вокруг Нагорного Карабаха, что должно было стать исходным пунктом для дальнейших шагов к карабахскому урегулированию.
Как бы то ни было, вопрос: «Кто виноват?» сегодня уходит на второй план перед вопросом: «Что делать?».
Поток мировых откликов на сентябрьскую войну в Карабахе, указывает на то, что мир наконец проснулся.
И возможно, хотя бы теперь задумается над тем, чтобы так и не реализованные до сих пор резолюции Совета безопасности ООН о прекращении оккупации азербайджанских земель перестали быть пустым звуком и немым укором Объединенным нациям. Ведь сегодня, в карабахском конфликте на карту поставлена не только территориальная целостность Азербайджана, но и репутация самой ООН.