AZN = 60.2 RUB
USD = 102.34 RUB
EUR = 106.54 RUB

A
Что скажет Строкань: Кому нужен статус Карабаха (видео)

Итоги переговоров глав МИД Азербайджана и Армении в Вашингтоне на фоне нового обострения в зоне конфликта и угроз президента Франции подводит политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку» 

Завертевшаяся с начала года карусель переговорного процесса на Южном Кавказе, описав какой уже по счету круг, на этой неделе вынесла его участников в американский Национальный центр иностранных дел имени Джорджа Шульца. 

Уже во второй раз в этом году глав МИД Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна принимал у себя госсекретарь США Энтони Блинкен, присматривающийся к лаврам миротворца в армяно-азербайджанском урегулировании. 

Продлившиеся до 29 июня переговоры, как обычно, проходили в закрытом формате. Глава американской дипломатии общался с каждым министром с глазу на глаз, кроме того, появились фотографии, на которых запечатлены ведущие переговоры три делегации. Примерно такую же картину мы наблюдали на переговорах в Арлингтоне в мае. 

Как это бывает в подобных случаях, госсекретарь США сообщил о том, что он поддерживает совместную работу Армении и Азербайджана над долгосрочным и не ущемляющим интересы сторон мирным соглашением. «Диалог - это ключ к долгосрочному миру», - написал глава американской дипломатии в Twitter. В самом деле, нельзя не согласиться, что достижение долгосрочного мира невозможно без диалога. Это прописная истина. 

Кроме того, глав МИД Азербайджана и Армении принял в Белом доме советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, призвавший их продолжать движение к миру, а также избегать провокаций и снижать напряженность для укрепления доверия. Это звучало как какое-то политическое заклинание, ничего другого он сказать не мог. 

В общем, суммируя все сказанное, переговоры в Америке продолжали методично накручивать счетчик времени, проведенного их участниками на разных международных площадках в поиске взаимоприемлемого мирного соглашения. А дальше все было как обычно. Стороны договорились встретиться снова и разъехались по домам. 

По состоянию на данный момент сложно сказать, насколько уже удалось продвинуться в согласовании положений будущего мирного договора - это предмет закрытых переговоров. Однако со всей определенностью можно сказать главное: никакого продвижения в поиске взаимоприемлемого решения вопроса о том, как после подписания мирного договора будут строиться отношения Азербайджана с той его частью, которая пока не контролируется Баку и продолжает задиристо бросать вызов азербайджанским властям, как не было, так и нет. 

Это в полной мере проиллюстрировал произошедший на этой неделе новый инцидент в зоне конфликта, который стал для участников переговоров в Америке холодным душем. 

Ранение азербайджанского солдата и гибель четырех армянских военных предельно накалила страсти, а реакция на нее всех сторон невольно проливает свет на то, почему буксуют переговоры, на какие подводные рифы они налетают. 

В очередной раз сказать что-то вроде того, что пушки лают, а караван переговорного процесса идет и призвать к сдержанности и благоразумию, уже явно недостаточно. Налицо некий тупик в понимании механизмов и первопричин конфликта. 

В то время как азербайджанская сторона считает погибших армянских военных бойцами незаконных вооруженных формирований, которые продолжают действовать на азербайджанской территории и тем самым бросают вызов азербайджанскому государству, в Ереване считают иначе. 

Переговоры в Америке еще продолжались, а Никол Пашинян на заседании правительства уже сделал новое громкое заявление. Сообщив о том, что стороны продолжают согласование текста мирного соглашения, и что миру в регионе нет альтернативы, он тут же назвал инцидент этой недели провокацией Азербайджана. Не будем повторять всю эту привычную риторику про этнические чистки, но нельзя не сказать о том, что Пашинян снова использовал термин «армия обороны Нагорного Карабаха». Хотя он ведь прекрасно знает, что для Баку давно нет никакого Нагорного Карабаха, а те, кого он, на словах признавая территориальную целостность Азербайджана, при этом называет «армией обороны» ( вопрос - обороны кого и от кого), в глазах Баку - сепаратисты и террористы. 

И вот очень интересна американская реакция. Заместитель главы пресс-службы Госдепартамента США Ведант Пател заявил следующее: «Мы очень встревожены гибелью людей в Нагорном Карабахе». После этого он призвал продолжать движение к миру. Понятно, что погибли люди. Но эти люди - кто? 

В Вашингтоне готовы определить их статус? Погибшие - это боевики, сепаратисты или они воины какой-то особой «армии обороны», которая претендует на то, чтобы не разоружаться и в рамках будущего мирного урегулирования, обрести легитимность и сохранить свою самостоятельную роль? 

Это принципиальный вопрос. Но в Вашингтоне не случайно избегают определения, говорят просто «люди», рассчитывая на то, что вполне удастся подписать мирный договор, договорившись по частным вопросам, но оставив за скобками главное - статус той территории Карабаха, которую пока не контролирует Баку. 

При этом легитимизации - причем не в составе Азербайджана, требует и тот осколок бывшей непризнанной Нагорно-Карабахской республики, который пока еще пытается жить своей обособленной жизнью и где течет свое время. Вернее, время здесь как бы остановилось. На этой неделе здесь перешли в свое контрнаступление на мирное наступление в Вашингтоне. 

Еще не распущенный парламент непризнанной НКР потребовал от главы МИД Армении Арарата Мирзояна прекратить переговоры в Вашингтоне, назвав их «поощрением агрессивного поведения азербайджанской стороны». 

В этом же обращении содержится призыв к России в рамках ее миротворческой миссии пресекать действия Азербайджана, которые названы «антигуманными, геноцидальными». Но и это еще не все. Пока еще существующий так называемый парламент НКР призвал Совет безопасности ООН и руководителей уже не существующей Минской группы ОБСЕ - России, Франции и США, помимо заявлений с выражением сочувствия, призывов и рекомендаций, предпринять конкретные практические шаги - ввести санкции против Азербайджана. 

На этой неделе попытки сорвать переговоры в Вашингтоне мы наблюдали и в Ереване, когда оппозиция пыталась устраивать свои акции протеста у посольств США, Франции и России. 

Для полноты всей этой картины, новое заявление сделал главный азербайджанофоб мировой политики, президент Франции Эмманюэль Макрон. Выступая на встрече с представителями армянской диаспоры Марселя, он заявил: «Я буду оказывать на Алиева большее давление, чем сам Пашинян. Не сомневайтесь в моей решимости в отношении Арцаха и Армении в целом». 

Ему бы о беспорядках в своей собственной стране думать, а он все одно и то же «Арцах, Арцах, Арцах». И еще грозит каким-то давлением Ильхаму Алиеву. Кстати сказать, после этих слов посол Франции в Азербайджане Анн Буайон была вызвана в азербайджанский МИД, где ей дали понять, что Баку примет соответствующие дипломатические шаги, если Париж официально не даст опровержение этих слов.

Понятно, что это со стороны Парижа чистая демагогия, но она показывает, что вначале заключить мир, а потом решать вопрос о статусе, который Баку считает закрытым, не получится.

Азербайджан - многонациональное государство, в котором ни одна национальность не имеет и не будет иметь особых привилегий, особого статуса, не станет священной коровой. Это противоречило бы самой природе азербайджанского общества и государства, сила которого - в единстве равных.

Мирная, спокойная, благополучная жизнь национальных меньшинств протекает без всяких особых статусов, на которые они не претендуют и которые им не нужны. Не станет исключением и армянское меньшинство Карабахского экономического района. Хорошо бы, чтобы это, наконец, поняли все. Чем раньше - тем лучше для всех.