AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB
Новости дня

A
Что скажет Строкань: Нераскрытые тайны Муслима Магомаева (видео)

Показанный Первым каналом сериал российского телевидения «Магомаев» разбирает обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку» 

В дни, когда современный мир столкнулся с переизбытком информации о коронавирусе, закрытых границах, обвале нефтяных рынков и прочих напастях, Первый канал российского телевидения предоставил зрителям передышку между тревожными новостными сводками -- показал фильм о совсем другой эпохе – 8-серийный фильм «Магомаев». Его главным героем стал легендарный певец, композитор и актер, родившийся в советские годы в Баку и снискавший всемирную славу своему родному, воспетому им и вдохновлявшему его Азербайджану. 

Получив возможность в течение нескольких вечеров совершать путешествие во времени и увидеть мир более чем полувековой давности, в котором многое было совсем по-другому, многомиллионная аудитория вспомнила Муслима Магомаева, услышала его неповторимый голос и вернулась к тому общему культурному наследию, которое связывает сегодня Москву и Баку. Скажем прямо: несмотря на амбициозную задачу авторов, активную вовлеченность в его создание музы певца Тамары Синявской и удачный выбор исполнителя главной роли -- сербского актера Милоша Биковича, очень похожего на Муслима Магомаева, сериал Первого канала понравился не всем. 

Придирчивые критики стали выискивать какие-то несоответствия, пытаясь уличить сценаристов в недостаточно глубоком знании материала и фактических ошибках. 

Например, их возмутило, что по сценарию Синявская и Магомаев случайно пересекаются в ресторане в Москве, а затем встречаются в Париже, в то время как в реальности пара познакомилась в Баку, во время проведения в столице Азербайджана Дней искусства России. В некоторых рецензиях с канцелярским педантизмом происходит вылавливание блох: дескать, многое было не так или не совсем, а что-то вообще -- откровенный вымысел, как, например, придуманная страстная любовь Муслима Магомаева и певицы, ставшей прототипом Эдиты Пьехи. 

Не понравился фильм и живущему в Мурманске брату Муслима Магомаева Юрию, который тоже заявил о неточностях, вымыслах, а также в своих комментариях фактически подтвердил появившиеся в СМИ сообщения о какой-то «большой обиде» родственников на Тамару Синявскую. 

В целом, складывается такое ощущение, что для многих пишущих о нем или комментирующих фильм в итоге стал лишь поводом для демонстрации собственной значимости или для того чтобы выяснить отношения или померяться амбициями. Увы, так бывает очень часто, когда умирают великие и появляется целая армия людей, пытающихся монополизировать истину. А истина, между тем, всегда находится посередине.  

При том, что часть замечаний, возможно, вполне уместны, некоторые из них не попадают в цель. Как человек, написавший достаточно рецензий на книги и фильмы, хочу отметить, что художественный фильм не следует путать с фильмом документальным. В последнем необходима предельная точность, а в первом всегда есть и более того, должно быть место художественному вымыслу. Главное – чтобы этот вымысел с художественной точки зрения был достоверным, был убедительным, не вызывал у зрителей отторжения и неверия. 

Поэтому нет ничего страшного, что авторы свели наших героев в Париже – этот сюжетный ход помогает лучше понять многое. 

Например, понять то, как для лучших представителей советской творческой интеллигенции той эпохи происходило знакомство с Западом, как в эпоху «холодной войны» они демонстрировали способность, не робея, задавать тон на лучших сценах мира, как они восхищались западной культурой, но при этом оставались патриотами своей страны. Примером такого патриота стал Муслим Магомаев, который не поддался искушению стать «невозвращенцем», потому что любил родину, несмотря на сложные отношения с советской партийной номенклатурой, несмотря на неприятия советского официоза, давление чиновников – кураторов культуры и искусства, таких как министр Фурцева, и выпавшие на его долю в советской стране испытания. 

Вообще, несмотря на то, что в аннотациях сериал «Магомаев» представляется, прежде всего, как лирическая история любви Тамары Синявской и Муслима Магомаева, со всеми тайнами любовных отношений, важным вторым, но не второстепенным планом в картине встает тема мира, большой страны и эпохи, в которой жил легендарный советский певец. 

Это обстоятельство – наличие в фильме «Магомаев» исторического и культурного второго плана, судя по всему, не заметили или недооценили его критики. Но оно, безусловно, составляет добавочную стоимость фильма. Всматриваясь в Муслима Магомаева, перевоплощенного в Милоша Биковича, зрители также с большим интересом следят за работой популярного советского и русского поэта-песенника Ильи Резника, убедительно сыгравшего архитектора современного азербайджанского государства Гейдара Алиева.  

Таким образом, зрители получают возможность в течение просмотра нескольких серий задуматься над тем, что в российско-азербайджанских отношениях всегда было немало фигур, которые сплачивают, объединяют, а не разъединяют народы в ходе непрекращающегося на протяжении десятилетий межкультурного обмена: Муслим Магомаев, художник Таир Салахов, Илья Резник, ныне здравствующий автор стихов ко многим песням Магомаева, таким как «Королева красоты», поэт Анатолий Горохов и многие-многие другие. И в этом уникальность и удивительная прочность фундамента этих отношений, создававшегося задолго до появления независимой России и независимого Азербайджана. 

Возвращаясь к показанной в фильме эпохе, необходимо отметить, что это была не просто советская эпоха, а знаменитая эпоха хрущевской оттепели. Эпоха, когда советская держава была способна не только пугать Запад своими ракетами и Карибским кризисом, но и восхищать. Восхищать благодаря таким фигурам, как Муслим Магомаев. Железный занавес, разделявший СССР и Запад, приоткрылся, и неожиданно обнаружилось, что «советская реальность» тоже может быть привлекательной, быть лирической, творческой и раскованной. А советские стиляги смогут в чем-то перещеголять парижских модников, хотя не было в Москве тогда знаменитых парижских магазинов и модных салонов.

Зрители сериала «Магомаев» получают возможность понять, почему в отличие от многих бывших советских республик в Азербайджане так и не получила развитие агрессивная оголтелая десоветизация: в самом деле зачем отказываться от того, что было не безвременьем, а советским золотым веком, одним из символов которого был Муслим Магомаев. Авторы фильма напоминают о том, что к концу 60-х твисты звучали в Советском Союзе на каждом шагу, а в бакинской консерватории они даже были учебным упражнением. Вот такая это была на дворе уникальная эпоха. При этом твист «Королева красоты» в исполнении Муслима Магомаева вызывал восхищение далеко за пределами московских улиц и площадей.  

И не важно, что родился твист вовсе не в СССР, а в далекой Америке – стране идеологического противника. Об этом как-то забывается, когда свою «Королеву красоты» или еще один советский твист «с буржуазным ритмом» -- «Лучший город земли» пел Муслим Магомаев. Певец, не теряющийся на фоне Синатры, Хампердинга и Тома Джонса. 

Большое видится на расстоянии. В том числе, на расстоянии исторической дистанции. Показанный Первым каналом фильм «Магомаев», как бы к нему ни относиться, позволил нам спустя десятилетия прикоснуться к тайнам жизни и творчества Муслима Магомаева. И не беда, что какие-то тайны так и остались нераскрытыми – они еще ждут своих исследователей в Москве и Баку, в то время как творчество Муслима Магомаева будет оставаться удивительно прочным незримым мостом между Россией и Азербайджаном.