AZN = 60.2 RUB
USD = 102.34 RUB
EUR = 106.54 RUB

A
Что скажет Строкань: Невыученные уроки Карабаха (видео)

Причины отката в мирном процессе на Южном Кавказе в канун второй годовщины второй Карабахской войны анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Вторая годовщина окончания второй Карабахской войны прошла как-то не замечено, хотя эта рубежная для современной истории Южного Кавказа дата - повод остановится, оглянуться и понять, куда идут Азербайджан и Армения и регион в целом через два года после той драматичной ночи с 9 на 10 ноября 2020 года.

Все мы, кто следил и за 44-дневной войной, и за тем, что к ней привело, что сделало ее неизбежной, помним в деталях и переговоры Владимира Путина, Ильхама Алиева и Никола Пашиняна, и положения трехстороннего заявления, в котором были прописаны базовые условия движения к миру.

Весьма символично, что только после того, как все это было зафиксировано на бумаге и приобрело статус официального документа, в который вложили свой политический капитал лидеры трех стран, Ильхам Алиев смог заявить на весь мир о том, что он считает карабахский конфликт ушедшим в историю.

После победы во второй Карабахской войне Азербайджан был полон решимости сделать следующий шаг.

А именно, подписать уже не трехстороннее, а двустороннее соглашение с Ереваном - большой мирный договор, возвращающий две страны к отношениям добрососедства, окончательно закрыть все лазейки для попыток реанимации проекта «карабахской независимости», который Баку считает сепаратистским, и разблокирования всех транспортных коммуникаций, исходя из вопросов оптимальной логистики, прагматизма и элементарного здравого смысла.

При этом главный, с моей точки зрения, урок второй Карабахской войны состоял в том, что попытки торпедировать, саботировать, имитировать переговорный процесс, тянуть дипломатическую резину или говоря по простому «играть в несознанку» рано или поздно аукаются тем, кто выбирает такую модель поведения. Аукаются, да еще как! Когда дипломатия умирает, в дело вступают военно-политические решения.

Карабахский конфликт, отметим, в итоге был закрыт не Минской группой ОБСЕ, а на поле боя. Безумно жаль парней, которые погибли и с той, и с другой стороны. Надо сказать спасибо (в кавычках) дипломатам, которые ходили вокруг да около, наводили тень на плетень, мусолили тему статуса Карабаха и вроде как не возражали против территориальной целостности Азербайджана. Это и сделало вторую Карабахскую неизбежной.

И вот прошло два года. Что изменилось и можно ли говорить о том, что процесс движения к миру стал необратимым?

Выучены ли уроки 44-дневной войны, и есть ли угроза воспроизведения ситуации, когда дипломатия окончательно зайдет в тупик и на первый план, как это было тогда, той страшной осенью 2020-го снова выйдут люди к камуфляже?

Анализ событий последних недель и дней наводит на тревожные мысли. Возьму на себя смелость сказать, что происходит даже не топтание на месте, а откат назад, причем уже после недавних переговоров в Сочи. На этой неделе в преддверие визита в Ереван российского президента Владимира Путина, намеченного на конец ноября, Никол Пашинян вновь сыграл на обострение, причем сделал это так, как не делал в этом году никогда раньше.

Не обращая внимание на то, что его заявление станет мощнейшим раздражителем для Баку, на заседании своего правительства Никол Пашинян поставил ребром все тот же многострадальный вопрос о Карабахе. Его пафос сводился к тому, что зря они там в Баку считают этот вопрос закрытым. Ничего подобного! Мы его закрыть не дадим! Обратимся к первоисточнику. «Армения не имеет армии в Нагорном Карабахе. Азербайджан отказался от нашего предложения направить наблюдательскую миссию в Нагорный Карабах для прояснения этого вопроса. С таким предложением я выступил на встрече в Праге 6 октября», - заявил Никол Пашинян. По его словам, в Нагорном Карабахе действует армия обороны, «которая является препятствием для осуществления геноцида армян Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана».

Между тем, один из пунктов трехстороннего заявления требует не только ввода российских миротворцев, но и вывода из Карабаха всех вооруженных формирований. Никол Пашинян прекрасно знает, что понятия «армия обороны» Карабаха нет ни в одном международном документе.

Как и предложение создать вокруг Нагорного Карабаха демилитаризованную зону с международными гарантиями, в результате чего, по его словам, «Нагорный Карабах не будет иметь необходимости в армии обороны подобного масштаба».

Какая еще демилитаризованная с международными гарантиями, а российских миротворцев и гарантий Москвы через два года после окончания войны уже стало мало?

Идем дальше. Говоря о присутствии в регионе российских миротворцев, армянский премьер дал понять, что считает возможным сделать их пребывание неограниченным никакими временными рамками. В связи с этим Никол Пашинян даже сослался на трехстороннее заявление, в котором указано, что «миротворцы дислоцируются на пятилетний срок с автоматическим продлением следующего пятилетнего периода». «По сути, это означает, что миротворцы находятся в Нагорном Карабахе бессрочно, пока не будут решены все вопросы безопасности. Развитие дискурса о выводе миротворцев без четких международных гарантий безопасности армян Нагорного Карабаха является не только нарушением трехсторонних деклараций, но и подготовкой к геноциду армян Нагорного Карабаха», - заявил Никол Пашинян, во второй раз предупредив об угрозе геноцида.

Давайте все же уточним, что автоматическое продление происходит только в том случае, если это считают целесообразным для себя именно все три стороны. Любая из сторон может за полгода до истечения срока предупредить о том, что она больше не видит в этом смысла. И этого будет достаточно, чтобы присутствие миротворцев перестало быть бессрочным.

Это важный нюанс, который Никол Пашинян не упомянул, хотя давайте не будем об этом забывать.

И в довершении ко всему этому, на этой неделе мы услышали о том, что Азербайджан, оказывается, препятствует и разблокированию транспортных коммуникаций. По словам армянского премьера, президент Азербайджана отказался подписывать соглашение об открытии железнодорожного сообщения с Нахичеванью по территории Армении.

О чем речь? Армения сообщила о готовности предоставить Азербайджану транспортное сообщение по своей территории для связи с Нахичеванью и открыть для этого КПП на границе с Азербайджаном. «Но это решение не принимается, поскольку Азербайджан не хочет этой дороги», - сокрушался Никол Пашинян. И добавил: «Президент Азербайджана отказывается также от предложения строительства новых коммуникаций, которое Армения письменно направила еще в декабре 2021 года».

Для того, кто не видел карту региона и не представляет о чем идет речь, позиция Баку может и вправду показаться странной, нелогичной. Вам предлагают маршрут связи с Нахичеванью, что же вы отказываетесь?

В самом деле, если представить, что это предложение будет реализовано, то теоретически можно будет добираться из Азербайджана в Нахичевань. Но это будет очень длинный, нерациональный путь, поездка через левое ухо.

Как если для поездки из Москвы во Владимир, я сначала должен был бы поехать куда-то в Сергиев Посад, потом в Переслав-Залесский, потом в Ярославль, потом сгонять в Кострому, оттуда в Суздаль и только затем во Владимир.

Если я не турист, совершающий поездку по Золотому кольцу, то зачем мне ехать из Москвы во Владимир столь длинными окольными путями, если есть прямые железнодорожные и автобусные рейсы. Не удивлюсь, если кто-то в Баку воспримет такое «суперпредложение» о разблокировании коммуникаций как издевательство.

«Азербайджан также продолжает препятствовать процессу нормализации отношений между Арменией и Турцией, которая, несомненно, может способствовать стабильности в регионе», - продолжал сыпать обвинениями Никол Пашинян. Хотя в своих последних заявлениях турецкий президент Реджер Тайип Эрдоган недвусмысленно дает понять, что нормализация с Ереваном у Анкары не складывается не по вине Баку.

Вот такие обозначились невыученные уроки второй Карабахской войны во вторую годовщину ее окончания. Их оказалось много. Никто эти уроки учить не собирается, скорее, хотят забыть. Вынужден закончить на тревожной ноте, учитывая, что президент Алиев не раз и не два давал понять, что так не может тянуться вечно. Что будет дальше - можно только догадываться. Но какая-то развязка будет найдена.