Ситуацию в переговорном процессе по вопросу мирного договора между Баку и Ереваном накануне встречи Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Брюсселе анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Принцип «Один шаг вперед, два шага назад», который определял переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией на протяжении последних лет, уже не может описать сегодняшнюю ситуацию в диалоге Баку и Еревана во всей ее полноте и неоднозначности, противоречивости и способности дарить надежду на долгосрочный мир.
С одной стороны, очевидны не только один шаг вперед, но и многие шаги, о которых на этой неделе говорили президент Азербайджана Ильхам Алиев и глава МИД Джейхун Байрамов. Так, выступая на совещании правительства, президент Алиев отметил позитивные изменения в позиции Армении в согласовании условий будущего мирного договора. «Во всяком случае, я считаю, что такие возможности есть», - заявил Ильхам Алиев, рассуждая о перспективах подписания соглашения.
В схожем ключе высказался и глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, по словам которого «в последние месяцы переговоры между Баку и Ереваном в постконфликтном контексте приобрели интенсивный характер».
В Ереване, пусть и с оговорками, но тоже говорят о шагах вперед. Как заявил премьер Армении Никол Пашинян, текст мирного договора пока не готов, однако армянская сторона надеется достичь «предметного позитива» на новой встрече лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе, которая пройдет при посредничестве председателя Европейского совета Шарля Мишеля. Весьма символично, что изначально встреча эта планировалась на 21 июля, но затем в Ереване сообщили, что она пройдет намного раньше. В итоге, словно пытаясь ускорить, а не замедлить время достижения договоренностей, Ильхам Алиев и Никол Пашинян встречаются в Брюсселе на неделю раньше - уже в эту субботу, и в этом определенно есть позитивный знак. Комментируя предстоящую встречу в Брюсселе, официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия поддерживает любое конструктивное посредничество, которое ведет к достижению устойчивого мира. По ее словам, выводы можно будет делать по результатам.
Надо сказать, что в ходе состоявшегося на этой неделе телефонного разговора с госсекретарем США Энтони Блинкеном Никол Пашинян заверил его «в приверженности миру на Южном Кавказе». Переговоры между Арменией и Азербайджаном, которые проводятся в Брюсселе, Москве или Вашингтоне, армянская сторона называет «взаимодополняющими».
В общем, можно было бы вздохнуть с облегчением, если бы мы имели одни только шаги вперед. Но фокус в том, что шаги назад никто не отменял. Плюс к этому в мирном процессе появилась еще такая форма движения как шаги в сторону.
Вот во всех этих разнонаправленных шагах давайте разберемся и поговорим о них подробнее.
Итак, шаги назад в сегодняшних реалиях - это тот тип движения, который избрало для себя руководство пока не контролируемой Баку части бывшей непризнанной НКР.
Здесь все ясно, понятно и нацелено исключительно на то, чтобы остановить мирный процесс с участием Пашиняна.
Этот процесс понимается его противниками как подрыв устоев проекта Миацума, который сдувается на глазах, как проколотый мяч, но еще содержит в себе остаточный воздух. Еще есть так называемый «президент Арцаха», который сидит в своем кресле, проводя совещания, а не сидит в другом месте. Для этой части армянской элиты, которая находится в жесткой оппозиции Пашиняну, лучше любой шаг, даже хоть со скалы, но только не шаг вместе с Азербайджаном, понимаемым как квинтэссенция зла.
А теперь о шагах в сторону, которые делают те, кто вроде бы и готовы продолжать переговорный процесс, но и при этом постоянно ищут способы повысить ставки и получить лучшие переговорные позиции. А как это сделать? Обвинить в чем-то другую договаривающуюся сторону, а потом предъявить ей счет и добиваться больших уступок на переговорах.
Только такой стратегией шагов в сторону можно объяснить ту бучу, которая была поднята и продолжается после принятого на этой неделе решения государственной пограничной службы Азербайджана приостановить пропуск автотранспорта через погранично-пропускной пункт «Лачин» на границе с Арменией. Поводом для временного прекращения работы КПП на Лачинской дороге, открытого Баку в апреле, несмотря на активные протесты Еревана, стали выявленные азербайджанской стороной случаи контрабанды на автомобилях Международного комитета Красного Креста. В автомобилях, направлявшихся из Армении в неконтролируемую Баку часть непризнанной НКР, были обнаружены незадекларированные на таможне мобильные телефоны и запчасти к ним, сигареты и бензин.
Как заявили в погранслужбе Азербайджана, использование в целях контрабанды транспортных средств МККК, осуществляющих медицинскую эвакуацию, является не только грубым нарушением законов Азербайджана, но и злоупотреблением доверия страны к МККК, являющемуся гуманитарной организацией». Надо сказать, что в МККК были вынуждены признать попытку контрабанды, однако пояснили, что, дескать, это была самодеятельность отдельных лиц, не санкционированная руководством организации. В распространенном пресс-релизе сообщается, что некие четыре водителя без ведома МККК пытались перевезти коммерческие грузы на своих собственных автомобилях, на которых временно была изображена эмблема МККК». Эти люди не были сотрудниками МККК, и после инцидента их служебные контракты были немедленно расторгнуты.
Но как бы то ни было, осадок остался, эта история напоминает о том, что в зоне конфликта остались люди, с оружием и без оружия, которых не четыре и не сорок четыре, а гораздо больше. И это реальная проблема.
Пока передвижение по единственной дороге, связывающей Армению и остаток непризнанной НКР, приостановлено, Ереван и Баку продолжают спор о том, насколько законным было само открытие и дальнейшее функционирование КПП «Лачин».
Напомню, что назвав установление ППП на Лачинской дороге нарушением трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 года, армянская сторона еще 12 мая подала в Международный суд ООН ходатайство, требуя признать незаконность Лачинского ППП и вывести вооруженные силы Азербайджана с Лачинской дороги. В итоге обнародованный 6 июля вердикт Международного суда ООН, призывающий Азербайджан обеспечить бесперебойное передвижение лиц и грузов по Лачинскому коридору, Ереван и Баку интерпретировали по своему, увидев в нем противоположный смысл. В войне интерпретаций каждая из сторон сочла его своей дипломатической победой. В заявлении МИД Армении отмечается, что Ереван приветствует вердикт Международного суда ООН, поскольку суд, якобы, подтвердил, что наличие и функционирование азербайджанского ППП в Лачинском коридоре является дискриминационным по расовому признаку. Откуда взялась такая взятая с потолка интерпретация?
Ведь в решении Международного суда ни разу не упоминается КПП «Лачин» и, и соответственно, нет ни слова о необходимости его закрытия. Там только содержится требование обеспечения беспрепятственного движения по Лачинской дороге - но такое движение в полной мере отвечает интересам азербайджанской стороны. В связи с этим в МИД Азербайджана в своем заявлении обратили внимание на то, что Международный суд ООН не установил, что пункт пропуска препятствует движению по Лачинской дороге.
«Мы призываем Армению выполнить постановление суда о воздержании от любых действий, которые могут усугубить спор между сторонами, и положить конец действиям, препятствующим работе пункта пропуска «Лачин», - говорится в заявлении азербайджанского дипломатического ведомства.
В свою очередь, как пояснил посол по особым поручениям МИД Азербайджана Эльшад Искендеров, Международный суд ООН единогласно отверг не только требование Армении о закрытии ППП и выводе ВС Азербайджана с Лачинской дороги, но и саму логику Армении, педалирующей особый статус Лачинской дороги. А раз нет у дороги статуса коридора, значит, нет и никакого особого юридического статуса у той территории, для соединения которой она нужна. «Нет ни Арцаха, ни НКР, ни бывшей НКАО, ни анклавов, ни эксклавов - то есть всех тех суррогатов, под которыми прикрывались претензии к Азербайджану. А что есть? Есть армянское население, живущее на суверенных территориях Азербайджана. И ответственность Азербайджана», - резюмирует посол Искандеров.
Таким образом, главная задача Баку в ходе мирного процесса - сделать следующий шаг вперед для того, чтобы наконец-то получить возможность беспрепятственно взять на себя всю полноту ответственности за свои земли и проживающих на них людей. В этом и состоит смысл будущего мирного договора для Баку. Что же касается Еревана, то он вправе и должен обсуждать условия и практические аспекты вопросов возвращения Азербайджану его территорий, которые Ереван уже признал азербайджанскими. Когда ключевые договоренности будут достигнуты, то страхи и опасения по поводу гарантий прав и обеспечения безопасности живущих здесь отпадут сами собой.