Попытки раскачать ситуацию в армяно-азербайджанском урегулировании и дипломатические усилия Баку по устранению их последствий анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Землетрясение, произошедшее в Азербайджане на этой неделе, к счастью, обернулось легким испугом.
Покачав столы и люстры, земные недра успокоились и позволили нам всем вздохнуть с облегчением. А политикам - заняться решением многочисленных межгосударственных проблем, которые раз за разом вызывают подземные толки различной силы в отношениях между странами и континентами, а порой и пробуждают политические вулканы.
О том, как сделать наш мир более сейсмоустойчивым политически, на этой неделе говорили в Баку, где проходила встреча министров иностранных дел Движения неприсоединения.
Но перед тем, как перейти к этой встрече, необходимо сказать о еще одном событии, которое позволяет посмотреть по-новому на меняющуюся ситуацию на Южном Кавказе.
Речь о заметном потеплении в азербайджано-иранских отношениях, отправной точкой которого стал визит в Баку главы МИД Ирана Хосейна Амира Абдоллахиана.
Его приезд в Баку оказался очень своевременным, учитывая то, как начался этот год, когда на азербайджанское посольство в Тегеране было совершено вооруженное нападение, после чего Баку был вынужден закрыть свое дипредставительство.
В апреле власти Азербайджана объявили персонами нон грата четырех сотрудников посольства Ирана, ответный шаг предприняла и иранская сторона.
В экспертных кругах давно сложилось мнение, что проявляемая армянской стороной неуступчивость в вопросах разблокирования коммуникаций имеет скрытую причину. А именно, во-многом это идет с подачи Тегерана, который не год и не два назад взял на себя роль суфлера армянской стороны, стремясь не проиграть в региональном соперничестве Азербайджану.
Достаточно вспомнить про то, как летом позапрошлого года внезапно в Карабах стали прорываться иранские грузовики с навешанными на них армянскими номерами. Многие в Ереване потирали руки, рассуждая примерно так: Россия надежд не оправдывает, но зато Иран-то какой молодец, уж точно не подведет и всегда поможет в противостоянии с Баку!
И вот в эти дни сторонники этой теории испытали горькое разочарование. Как выяснилось, иранская карта армянской политики становится битой картой. На этой неделе Иран четко дал понять, что не видит дивидендов от «дружбы против» Азербайджана. В Баку глава МИД Ирана сделал важное заявление: «В связи с формированием позитивной атмосферы в отношениях между странами, особенно после преодоления некоторых недоразумений, Иран заявляет о своей готовности выполнить все имеющиеся договоренности с Азербайджаном».
До визита в Баку иранский министр иностранных дел провел встречу с помощником президента России Игорем Левитиным, обсудив реализацию проекта строительства железнодорожного участка Решт - Астара. Кроме того, на встрече в Тегеране шла речь о претворении в жизнь положений трехстороннего меморандума по взаимопониманию между таможенными службами России, Ирана и Азербайджана об упрощении транзитных перевозок.
Напомню, что в мае этого года Россия и Иран в рамках проекта «Север - Юг» заключили соглашение о совместном строительстве 160-километрового участка дороги Решт - Астара между Азербайджаном и Ираном, который обеспечит сквозной проезд к портам Персидского залива.
В свою очередь, в Баку состоялся обмен мнениями о перспективах развития транспортного маршрута «Север-Юг», и строительства коридора, который соединит Азербайджан с Нахичеванской автономной Республикой в обход Армении, отрицающей проект Зангезурского коридора.
Учитывая все эти подвижки в отношениях Азербайджана и Ирана, особый смысл приобретают слова Ильхама Алиева о ключевых условиях карабахского урегулирования, произнесенные на этой неделе на встрече министров иностранных дел неприсоединившихся государств.
Ильхам Алиев заявил о том, что если Армения действительно заинтересована в достижении мира, то ее вооруженные силы должны полностью покинуть Карабахский регион Азербайджана. Армянские военные и полувоенные формирования здесь должны быть разоружены и демобилизованы.
Кроме того, Ильхам Алиев был вынужден констатировать, что Армения по прежнему препятствует открытию Зангезурского коридора, хотя, по его словам, это еще одно обязательство Еревана, вытекающее из трехстороннего заявления России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 года.
Между тем, на этой неделе появились новые подтверждения того, что в игру под названием «независимость Арцаха» желающих играть почти не осталось.
В этом смысле показательна позиция США, которые на этой неделе отмечали День независимости. По этому случаю президент Алиев направил поздравление президенту Байдену, отметив роль Вашингтона в налаживании диалога между Баку и Ереваном. В свою очередь, весьма символические признания прозвучали в интервью посла США в Ереване Кристины Квин Общественному телевидению Армении.
Во время интервью американскому послу напомнили, что часть армянского общества считает невозможным мирное и безопасное проживание Карабаха в составе Азербайджана и спросили, что с этим делать.
Ответ посла Квин станет еще одним разочарованием для тех, кто рассчитывал услышать хоть что-то такое, что позволяло бы раскачать Вашингтон на поддержку идеи создания на территории карабахского экономического района некоего образования, не входящего в состав Азербайджана.
Тем, кто считает, что жить в составе Азербайджана невозможно, посол Квин ответила так: «Мы верим и надеемся, что это возможно, и думаем, что все стороны должны приложить совместные усилия, чтобы сделать это возможным».
Еще одна попытка спровоцировать - на сей раз Москву -- была предпринята на брифинге Марии Захаровой, когда ей был задан вопрос, где было словосочетание «президент Арцаха», на что Мария Захарова ответила, что она «не знакома с такими должностями».
Таким образом, единственным борцом за «дело Арцаха» в мировой политике остался президент Франции Эммануэль Макрон, что, впрочем у него самого вызывает гордость за свою позицию.
На прошлой неделе президент Макрон пообещал, как он сказал, давить на президента Алиева сильнее, чем это делает Никол Пашинян и бороться за «дело Арцаха», даже если он останется в этой борьбе один в поле воин.
Надо сказать, что Ильхам Алиев нашел что на это ответить, и его ответ прозвучал на встрече с министрами иностранных дел неприсоединившихся государств, среди которых немало бывших французских колоний. По словам Ильхама Алиева, «Франция, лживо позиционирующая себя защитницей прав человека и международного права, по-прежнему вмешивается во внутренние дела других стран». В частности, она «пытается навязать эту порочную практику на Южном Кавказе, поддерживая армянский сепаратизм в Карабахском регионе Азербайджана и используя геополитическое соперничество, иностранное военное присутствие и колониальную политику ориентализма».
После этого догадайтесь, кто вступился за президента Макрона? Конечно, это был Никол Пашинян! Он заявил о том, что Азербайджан, якобы, ведет масштабную антипропаганду против Франции. В то время как Франция, можно сказать, встала грудью на защиту армянского населения Карабаха.
Однако все это - проявление конфронтационных подходов, уходящих в прошлое. Государства региона и мировые державы проявляют все большую заинтересованность развивать совместные проекты, делать бизнес, создавать условия для более комфортной и безопасной жизни, не делая их заложниками политических игр и теорий заговора. Землетрясения, в том числе и политические никому не нужны. Как и жизнь на политических вулканах, на которые зовут регион и мир провокаторы и безумцы.