Еврокомиссия сообщила в среду об инструкции для европейских стран по транзиту товаров из России. Предполагается, что железнодорожный транзит в Калининград ряда товаров разрешен при соблюдении определенных условий, пишет ТАСС.
Разъяснения Еврокомиссии
Из разъяснения Еврокомиссии следует, что транзит запрещенных товаров по автодорогам, организованный российскими операторами, не разрешается. Для железнодорожного транспорта такого запрета нет: можно перевозить нефть и нефтепродукты, уголь, сталь, железо, дерево, цемент и другие невоенные продукты. Однако страны - члены ЕС обязаны контролировать процесс - объемы транзита должны оставаться в пределах средних величин за последние три года, перевозимые товары не должны привести к обходу режима санкций ЕС. При этом перевозить военную продукцию, товары двойного назначения и технологии нельзя.
Власти Калининградской области считают "необходимым изучить формулировки и положения только что опубликованного документа прежде, чем делать выводы", заявил руководитель пресс-службы правительства региона Дмитрий Лысков.
Ранее газета "Известия" сообщила со ссылкой на неназванные источники с российской стороны, что ЕС и РФ договорились о транзите грузов в Калининград. Брюссель передал Москве документ, согласно которому нельзя ограничивать перемещение грузов между частями РФ, что полностью удовлетворило российскую сторону. Однако, как указывала газета, ситуация зависит от позиции Литвы. При этом в пресс-службе областного правительства сказали ТАСС, что власти не получали официальных уведомлений и документов о снятии ограничений.
Как Литва ограничила транзит
Литва после консультации с ЕК и по ее рекомендациям прекратила с 18 июня транзит ряда грузов, подпадающих под санкции ЕС, по железной дороге в Калининград. Запрет включал в себя до 40-50% номенклатуры грузов. При этом автомобильные перевозки ограничивать Вильнюс не стал.
10 июля Литва реализовала новый этап ограничений на транзит в рамках антироссийских санкций ЕС. Начал действовать запрет на перевозки алкоголя, промышленных химикатов на основе спирта, древесины и цемента. Так, только за понедельник таможня Литвы не пропустила 34 фуры.
До 10 августа при этом не был ограничен транзит нефтепродуктов по железной дороге. Также есть исключение для удобрений: в течение года можно перевезти 837,5 тыс. тонн хлорида кальция и 1,58 млн тонн минеральных и химических удобрений. Транзит этих грузов продолжится до достижения лимитов, указывали в Литве.
Что предприняли в Калининграде
Товары, на которые Литва ограничила транзит, пошли морем. Не подпавшие под санкции грузы решили переориентировать с паромов на железную дорогу, но, как отмечал губернатор Калининградской области Антон Алиханов, это займет несколько недель. Также власти региона наращивают количество судов, задействованных в морских перевозках. Так, с 10 июля на линии морского снабжения Калининграда из портов Петербурга и Ленинградской области начало действовать шестое грузовое судно.
При этом железнодорожные паромы к настоящему времени полностью забронированы до середины августа, сообщала пресс-служба компании "Оборонлогистика". Существенно увеличить количество рейсов не представляется возможным - суда ходят по расписанию, учитывающему время прохождения маршрута. Однако порты паромной линии Балтийск - Усть-Луга могут без очереди обслуживать до пяти паромов, дополнительные суда могут вызвать очереди, уточняли в компании.
Что будет при сохранении ограничений
Как отмечал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, обдумываются разные сценарии ответа на действия Литвы, но Кремль "пока не хочет говорить чего-то больше". При этом президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко уже обсудили возможный совместный ответ на ограничения транзита.
В свою очередь власти Калининградской области направили правительству несколько предложений по возможному ответу Литве. Крайнее из них касалось полного запрета на ввоз и вывоз любых товаров в сторону Прибалтики через территорию РФ, говорил Алиханов в эфире телеканала "Россия-24" в программе "60 минут". Речь идет про транзитные грузы, которые прибывали в порты Прибалтики и потом двигались либо в Россию, либо через страну в другие государства-транзиты. При этом губернатор признавал, что ответ РФ будет иметь встречные издержки, как и санкции Европейского союза имеют издержки для их самих.