AZN = 49.41 RUB
USD = 84 RUB
EUR = 96.22 RUB
Новости дня

A
Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров раскрывает перспективы армяно-азербайджанского урегулирования

Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров раскрывает перспективы армяно-азербайджанского урегулирования

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
01.04.2025 17:14

/upload/iblock/bf9/bf9fe6c43257a37221bf1d0e9e40c041.jpg

Бывший заместитель министра иностранных дел России (1990-1991) Андрей Федоров в интервью «Москва-Баку» комментирует перспективы подписания мирного договора между Баку и Ереваном и причем здесь ЕС.

-Андрей Владимирович, президент Германии Штайнмайер вчера посетил Армению и заявил, и сделал много всего, что не может не вызывать вопросы и у Азербайджана, и у России. Начиная публикацией флага сепаратистской ликвидированной НКР и заканчивая заявлением, что Ереван многое сделал для мирного договора и Баку должен все это принять, и скорее подписать мир; что Армении для «преодоления многолетней зависимости в сфере безопасности и экономики» (имеется ввиду от России) необходимо мужество, и что Германия поддерживает и «Перекресток мира», и сближение Армении с ЕС, и много было других заявлений, явно несбалансированных. Кроме того, анонсирован визит Каи Каллас в Ереван...

-Не раз уже фиксировал, что движение Армении в Евросоюз – это сегодняшняя константа, это то, что невозможно повернуть назад. Потому что на прозападном курсе держится вся политика Пашиняна.

Евросоюз здесь играет здесь ключевую роль, потому что он заинтересован, с одной стороны, просто развивать свои связи с Арменией, ну, прежде всего, конечно, Франция, а во-вторых, потому что Евросоюз видит встречное движение со стороны Армении. Как же этим не воспользоваться. То есть это не одностороннее движение со стороны Евросоюза, что вот он как-то бьется в закрытую дверь и просит: ребята, посмотрите, может вы будете ближе к Евросоюзу. Нет. Евросоюз прекрасно видит, что в Армении давно пошел процесс. Соответственно, для Запада два пути: либо идти вместе с процессом, либо его возглавить. И ЕС выбирает путь возглавить, чем сейчас и занимается. Следующий этап — это проведение в Армении референдума по вступлению страны в Евросоюз. 

Для чего Германии нужна была публикация с флагом НКР и заявления с явной поддержкой в армяно-азербайджанском урегулировании Армении? Здесь нужно понимать одну простую вещь, что в ключевых странах ЕС есть определенный консенсус в отношении Армении. И этот консенсус заключается в том, что Республика Армения должна быть поддержана до той степени, когда она будет, условно говоря, на пороге Евросоюза. Другого варианта просто нет. В Евросоюзе, как я и говорил, очень четко видят стремление руководства Армении к евроинтеграции и свои возможности влиять на этот процесс, на Армению. Безусловно, это не может нравиться Азербайджану и России, и не понравится в будущем, потому что совершенно понятно, что объем контактов между Арменией и Европейским Союзом будет только нарастать. Это политическая реальность. Азербайджан должен понимать, что ему придется работать в этой реальности. Он не изменит позицию ЕС. Думаю, что в Баку это понимают и знают, что в этой связи делать. А в этом случае Азербайджану нужно разработать несколько вариантов стратегии на разные случаи. В Баку осознают, что идти на резкий конфликт с Евросоюзом смысла нет. Но проводить свою линию отношений с Евросоюзом и последовательно разъяснять свое видение процессов Баку, естественно, продолжит.

-Есть информация, что Пашинян распорядился активизировать отношения с Россией, для чего?

-Просто Пашинян умеет крутиться в разных обстоятельствах, он прекрасно понимает, что ему крайне невыгодно максимально раздражать Россию. Хотя это раздражение никуда не уходит, как мы помним, недавно со стороны официального Еревана было подтверждение, что платить долги по взносам в ОДКБ он не собирается, и так далее. То есть Ереван, с одной стороны, движется по прозападному пути, но не хочет разрывать с Россией, поскольку ей это невыгодно.

-Поэтому Пашинян едет на 9 мая в Москву?

-Понимаете, в чем дело… 9 Мая – это все же тема Победы советского народа, и я бы не стал проецировать одно на другое. Вместе с тем понятно, что все, кто Москву в данный период посетит, будут использовать визит для двухсторонних контактов, для решения своих вопросов.

-Получается, что ЕС поддерживать Армению в том числе в ее позициях по подписанию мирного договора с Азербайджаном. Ведь Ереван в этом вопросе явно тянет одеяло на себя, согласился на пункт мирного соглашения о неразмещении на границе сил третьих стран, а теперь заявляет, что в приграничной миссии ЕС, которую, кстати, возглавляет представитель Германии, ничего такого нет, и она не военная и гражданская, так что изыщут формы дальнейшего взаимодействия с ней…

-С неразмещением на границе третьих сил — это примерно то же самое, что мы сейчас видим по Украине. Это стратегия Евросоюза о «не военной миссии», в европейской политике это получило название «силы сдерживания». Такая тактика укладывается во всю европейскую политику. Тактика заключается в создании в горячих точках механизмов, которые будут отвечать концепции «сдерживания». И естественно, Армения отстаивает свои интересы в контактах с Азербайджаном. 

-Хорошо, но Азербайджан на все это смотрит так, что Армения согласилась на утверждение этого пункта по третьим силам, а теперь пытается его дезавуировать. Как вы ранее и говорили, мирное соглашение должно быть максимально четким и прозрачным, в его пунктах не должно быть разных интерпретаций. А они со стороны Еревана уже начинаются. И это касается многих моментов, в том числе «превращения» 9-го пункта заявления лидеров России, Азербайджана и Армении по разблокированию транспортно-эконмических связей в проект Еревана "Перекресток мира" с поддержкой Запада…

-Понимаете, Армения хитрая в этом плане. Ереван будет продолжать продвигать уклон на то, что европейская миссия – не военная миссия. Понятно, что ни Баку, ни Москва с этим не согласны. Армения говорит, что, ну вот смотрите, это же не военные силы, это наблюдатели. И в данном случае и Азербайджану, и России будет сложно найти аргументы.

По поводу новых интерпретаций и «превращений» — прошло порядка 4-5 лет с момента подписания лидерами России, Азербайджана и Армении заявления от 9-10 ноября 2020 года. И за это время многое изменилось. Естественно, что Ереван будет по-своему интерпретировать и продвигать именно свои интересы в армяно-азербайджанском урегулировании. Все будут так делать.

-И с Минской группой ОБСЕ получается, что Ереван также хочет максимально сохранить международные институты, через которые можно было бы опять же максимально цепляться за якобы «неурегулированность» разных аспектов армяно-азербайджанского процесса? И будет ли Армения менять Конституцию и убирать из нее территориальные претензии к Азербайджану? 

-Естественно, Армения в этом заинтересована. Чем больше будет самых разных механизмов, которые Ереван сможет использовать в своих интересах, тем, конечно, для властей Армении лучше, тем более многосторонних механизмов, через которые всегда легче ловить рыбку в мутной воде.

Считаю, что Азербайджану нужно добиваться максимальной прозрачности текста мирного соглашения. Да, Баку и Ереван его недавно утвердили, но видно, что пункты уже дезавуируются. Нужно все максимально прорабатывать, даже если текст придется переписать. 

Что касается вашего вопроса, будет ли Армения менять Конституцию? Будет, но исключительно пакетно, с привязкой к референдуму о начале процесса вступления страны в ЕС. Это будет основной повесткой. И это будет новая Конституция, в которой зафиксируются европейские устремления Армении. Процесс будет по схеме, как это было в Грузии. И под эту повестку евроинтеграции Ереван, что называется, под шумок, может убрать из Конституции территориальные претензии к Азербайджану. Но я сомневаюсь, что Ереван их уберет окончательно. Что-то в основном законе будет завуалировано по Карабаху, чтобы снова иметь то самое "окошко", за которое в будущем можно будет любым властям Армении зацепиться, чтобы территориальные претензии к Азербайджану остались. Так что все непросто для Азербайджана.