AZN = 48.58 RUB
USD = 82.59 RUB
EUR = 93.34 RUB

A
Эксперт: Армения при поддержке ЕС решила ставить условия Москве и Баку

Эксперт: Армения при поддержке ЕС решила ставить условия Москве и Баку

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
13.02.2023 18:18

/upload/iblock/06f/06fdf73a3fe2bf217e8db1ecd7b84b02.png

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в интервью «Москва-Баку» о негражданском характере миссии ЕС на армяно-азербайджанской границе, а также почему Армения, проигравшая Вторую Карабахскую войну, спустя два года решила ставить условия Москве и Баку.

- Игорь Юрьевич, на прошлой неделе во Франции анонсировали отправку в составе миссии ЕС на армяно-азербайджанскую границе своих жандармов. Cегодня председатель Госдумы РФ на встрече с азербайджанской коллегой в Москве по сути сделал отсылку к факту решения отправки данной миссии в Армению и отметил, что "те, кто делает заявления в сторону европейских институтов, может просто страну потерять".

- Для Европейского Союза и, в частности, Франции (которая таким образом стремится продолжить присущую ей колониальную политику) данная миссия рассматривается не в качестве наблюдательной, а в качестве прежде всего разведывательной с перспективой конвертации ее в полноценное военное присутствие в Армении. В состав наблюдателей, которые будут работать в рамках миссии - кадровые сотрудники западных разведок под дипломатическим прикрытием, а также военные, полицейские и другие представители силовых структур. Цели и задачи данной миссии – попытка войти в регион Южного Кавказа, закрепиться там, пользуясь приглашением Пашиняна в обход и при отсутствии согласия Азербайджана. А дальше, закрепившись в регионе, пустить метастазы с тем, чтобы в дальнейшем сделать свое присутствие постоянным.

Премьер-министр Армении также хотел бы, чтобы российские миротворцы в Карабахе были заменены западными. Но данный вопрос не может обсуждаться в принципе. Это территория Азербайджана, и Россия и Азербайджан заблокируют любые попытки заменить российских миротворцев западными.

Отправка европейской миссии на армяно-азербайджанскую границу – это дополнительный инструмент по отрыву Армении от России. Армянский премьер хочет этого, он неоднократно демонстрировал такую свою готовность. 

Для Пашиняна миссия ЕС – это достаточно сильная опора, полагаясь на которую, премьер Армении сможет, как он считает, более резко разговаривать с Москвой. Он демонстрирует вектор отхода в среднесрочной перспективе от союзнических отношений с РФ. Также это демонстрация политики Армении, направленной против ОДКБ. В этом не приходится сомневаться.

Миссия ЕС нужна для того, чтобы европейские наблюдатели создавали в отношении Азербайджана негативную атмосферу.

Происходит то, что происходило всегда. Неконструктивная позиция армянской стороны рушит все договоренности. Продолжается демагогия, ложь. Усилиями Армении и использующего ее в качестве инструмента Запада идет нарастающее давление на Азербайджан. Делается это не из любви к Армении. Приводились экспертные данные, что усилиями международной армянской диаспоры на кампанию по очернению Азербайджана в связи с ситуацией вокруг Лачинского коридора с января было выделено порядка 50 млн долларов. И мы сейчас видим эти деньги в заявлениях проармянских политиков. Деньги заряжены на результат и мы его видим.

Кстати, размещение западной миссии в Армении бьет по интересам и других региональных игроков, в частности, Ирана. Тегеран должен понимать, что западные разведчики на армянской территории будут в том числе осуществлять сбор информации и по самой Исламской Республике. Западные наблюдатели под прикрытием дипломатов будут вербовать армянских секретоносителей, устанавливать с ними неформальные, а зачастую и агентурные отношения. Поэтому размещение такой миссии – это удар в том числе и по национальной безопасности Ирана, не говоря уже о России, Азербайджане.

Глобально иранское руководство совершенно четко должно отдавать себе отчет, что Армения превращается в западный плацдарм. Зачем Ирану, чтобы в его подбрюшье была фактически военная база НАТО? Тем более, Армения известна как страна, способная очень быстро менять внешнеполитический вектор. Вот пример – дружила с Россией, а сейчас бах и все. Отношения, мягко говоря, стремительно ухудшаются. Так может произойти и на треке Ереван-Тегеран. Думаю, в общих интересах стран региона, чтобы никакого Евросоюза на Южном Кавказе и Каспийском регионе не было. Но, к сожалению, процесс уже запущен и мы будем сталкиваться с его последствиями.

Россия негативно оценивает «наблюдательную миссию». Ничего хорошего она никому не принесет, в том числе самой Армении.

- Премьер Армении пытается оправдать размещение миссии ЕС на границе. Иногда для этого прибегает к довольно фантастическим объяснениям, пытаясь столкнуть Москву и Баку. Москва такой подход видит и на днях в МИД России это снова показали, назвав попытку оправдания неудачной…

- Нет сомнений, что позиция Москвы до Еревана доведена и в закрытом режиме. Как мы видим, на регулярной основе она доводится и в публичной плоскости. Но, судя по всему, до армянских властей сигналы Кремля «не доходят». Следовательно, со стороны Еревана все решения, какую политику вести, приняты. Не будем забывать, что в Ереван приезжали и Нэнси Пелоси, и директор ЦРУ, и глава МИ-6. Кроме того, в ходе вояжей, которые совершал секретарь Совета безопасности Армении, были и встречи в Париже с директором французской внешней разведки. Поэтому, очевидно, процесс подготовлен и запущен. Можно его остановить или нет – вопрос к тем, кто обладает соответствующими властными полномочиями, это вопрос со многими неизвестными. Но негативные последствия сложившейся ситуации очевидны.

- Мы помним, что именно Ереван сорвал в декабре прошлого года трехстороннюю встречу в Москве на уровне глав МИД России, Азербайджана и Армении. Причиной срыва в Ереване назвали ситуацию на Лачинской дороге, таким образом по сути поставив условие для продолжения переговоров. Сегодня внезапно глава комиссии по внешним отношениям парламента Армении заявил, что Ереван готов к трехсторонней встрече и что он нет собирается ставить условием для нее разрешение ситуации на Лачинской дороге. Откуда такая перемена, что происходит?

- В зависимости от того, куда дует ветер политической конъюнктуры, Армения меняет свою позицию.

Позиция Армении остается неконструктивной. Трехстороннее заявление лидеров России, Азербайджана и Армении, а также последующие договоренности на высшем уровне Ереваном не выполняются: проект Зангезурского коридора Арменией заблокирован, демаркация и делимитации границы не начата по вине Еревана. Масса вопросов. А готов сегодня Арарат Мирзоян встречаться в трехстороннем формате или вновь откажется – не суть: даже если встреча произойдет, о чем говорить-то? Армения снова продолжит заниматься политической демагогией, чем она и занималась последние годы. Ничего не изменится. Бессмысленно говорить о здравом подходе Еревана. МИД Армении давно можно переименовывать в министерство пропаганды и подтасовки фактов.

Но помимо того, что Ереван два года не выполнял трехсторонние договоренности, заручившись поддержкой Запада, Армения стала наглеть и пытаться сформировать в обществе псевдоощущение возможности реванша, пытаться отыграть для себя ситуацию и даже пытаться ставить России и Азербайджану условия. Но это закончится плохо для Армении.

Таковы реалии. Это новый мир, в котором мы живем, который сейчас трансформируется на наших глазах непонятно куда. Становится все больше турбулентности, непредсказуемости. Поэтому нам необходимо ценить верных надежных союзников, партнеров, которые доказали делом, что с ними можно работать, им можно верить. Думаю, здесь Россия и Азербайджан должны четко понимать свои общие интересы и реализовывать их.

- Cегодня как раз председатель Госдумы РФ и спикер Милли Меджлиса Азербайджана подписали в Москве Соглашение о сотрудничестве.

- Это очень хорошо. Но при этом мы наблюдаем картину, когда армянские лоббисты черное называет белым, а белое черным и таким образом идут против национальных интересов собственной страны. Их фамилии всем известны. И они должны быть за это привлечены к ответственности - как максимум лишены мандата, как минимум – необходимо дисциплинарное взыскание, публичное порицание. Будем рассчитывать, что председатель Государственной Думы будет спрашивать с отдельных депутатов, которые пытаются заниматься разжиганием межнациональной вражды и подрывом национальных интересов.