Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в интервью "Москва-Баку" о политике Армении в армяно-азербайджанском урегулировании и сценариях ситуации в 2023 году.
- Дмитрий Владимирович, понятно, что с наступлением нового года политика стран не меняется, как бы нам иногда ни хотелось, но тем не менее, обращает на себя внимание, что год начался и Армения продолжила выступать с критикой в адрес России. Сегодня Никол Пашинян на заседании правительства заявил, что Армения ждет от России большей активности по ситуации в Лачинском коридоре, снова выступил с запугивающими тезисами о неких «этнических чистках», планируемых Азербайджаном в отношении армян Карабаха. Если добавить сюда заявления армянского премьера из его новогоднего обращения по критике союзников и высокой оценки поддержки Армении со стороны международных структур, что мы имеем в сухом остатке?- Я бы сказал, что это не столько Армения перенесла такие свои политические подходы в новый год, хотя и это тоже, скорее это прежде всего продолжение реализации политики, которую в конце прошлого года активизировали Франция вместе с Соединенными Штатами (но прежде всего Париж). Ситуация перекинулась на новый год и Армения продолжает ею отыгрываться.
Пример тому - попытка принятия 31 декабря в Совбезе ООН антиазербайджанской резолюции по Лачинской дороге, которую пыталась протащить Франция и которую в итоге нивелировали Россия и, как ни странно, Великобритания. Для Макрона ситуация снова сложилась некрасиво – он опять проиграл. Выступил с идеей и его свои же европейские «братья» не поддержали.
В любом случае, попытка будет на полную мощность отыгрываться и в армянских СМИ, и заявлениями властей Армении, будет демонстрироваться, что основная поддержка идет со стороны Франции, а Россия ничего не делает. Франция и в этом году продолжит выступать с антиазербайджанскими резолюциями, обращениями. Правда которые не будут иметь каких-либо последствий, кроме еще большего ухудшения отношений Парижа и Баку и демонстрации настоящего лица Франции в ее политике на Южном Кавказе. Ну и бурления, пены вокруг Карабаха. На такие действия Франции Пашинян, естественно, будет реагировать. Для него это тот информационный фон, который он будет продолжать надсаживать внутри Армении и таким образом создавать ощущение у армянского общества, что главный союзник страны не Россия, а Евросоюз и с дальнейшей логикой укрепления взаимодействия со структурами НАТО. Понятно, что присоединение Армении к НАТО невозможно. Но информационная обработка армянского общества, чтобы подготовить почву для рывка на Запад, идет.
- То есть со стороны Запада в этом году продолжатся попытки кукловодить Арменией?
- Да. Мы же помним, что крупнейшее посольство Соединенных Штатов за рубежом находится в Армении. Пашинян пришел к власти при поддержке НКО, спонсируемых фондом Сороса. Никто этого никогда не скрывал. Это все есть, это все работает. Так что обработка армянского общества активно идет, идет насаждение ложных представлений о том, кто друг Армении, а кто враг. Хотят показать, что Россия добра Армении не хочет. Что, естественно, абсолютно не так, поскольку РФ добивается полноценного и окончательного установления мира на Южном Кавказе, взаимовыгодного сотрудничества, которое, естественно, будет экономически развивать и Армению.
Армения в том числе будет действовать из логики, что мы не можем выиграть ситуацию на Южном Кавказе пока наша армия находится в нынешнем состоянии, пока мы входим в ОДКБ, в ЕАЭC, вот давайте перейдем на натовские стандарты и тогда вдруг у нас что-то получится. Это все сказка, конечно, ничего хорошего от этого не будет. Но это сказка, которую можно транслировать, сказка, в которую можно заставить верить. И Пашинян сейчас будет этим заниматься. Армения будет своих офицеров отправлять учиться на Запад. Для Соединенных Штатов, Европы – это прекрасно, ведь это новые деньги, новые заказы, немалый рынок – перевооружить целую страну за ее счет.
- В армянских СМИ недавно была информация, что США и Франция сказали Пашиняну не выходить из ОДКБ, пояснив это тем, что у Вашингтона и Парижа в случае военного сценария не будет возможности защитить Армению…
- Воевать за Армению никто не будет. Для западных стран это тяжело даже с точки зрения логистики – какими маршрутами они будут отправлять военных, технику, чтобы воевать. А вот политически переформатировать Армению, как я уже сказал, возможно. В этом цель. Речь не о том, что Армения завтра выйдет из ОДКБ. Речь о том, что это постепенно готовящийся процесс. И он идет за счет формирования антироссийских настроений. Это то, что мы наблюдаем сейчас. Официальные заявления властей, антироссийские демонстрации. Вода камень точит. Задача до такой степени накалить антироссийский градус, что любой армянский политик будет двигаться только по этому пути. Потому что будет такой запрос общества. Мы же видим пример Украины – когда еще недавно братское по отношению к России государство, с огромным количеством смешанных семей, живущих и в России, и на Украине, государство, экономика которого была полностью завязана на взаимоотношениях с РФ, постсоветским пространством, и ничего, все это переформатировали. Чем Армения отличается? Точно так же можно переформатировать. На Украине есть свои фашистские преступники, которых, особенно сейчас, интерпретируют как своих национальных героев, в Армении также есть свои фашистские преступники, которых также интерпретируют как своих национальных героев. Все в этой логике можно при желании развить и дальше. И оно развивается западными кукловодами.
- Насколько реально оторвать Армению от России?
- Прямо сейчас нереально. Также как в 2008 или 2012 году это было нереально сделать с Украиной. Но сейчас же получилось. Ни в коем случае я не выступаю Кассандрой и говорю, что все однозначно все будет только так, нет. Это проект, который уже запущен, который финансируется. Он может проиграть, как и многие другие проекты, профинансированные Соросом, проиграли. Из ряда стран, как известно, проекты Сороса, где они когда-то себя вольготно чувствовали, выгнали. Это может произойти и с Арменией. Но пока этот проект в Армении только раскручивается.
- Мы с вами ранее говорили, что 2023 год прогнозируется как переломный для мира. Какие сценарии возможны на Южном Кавказе, в армяно-азербайджанском урегулировании?
- Серьезный военный сценарий маловероятен, все-таки Армения еще не оправилась от шока поражения в 44-дневной войне. Поэтому сценарий новой войны, тем более на территории Азербайджана, в том же Лачинском коридоре, нереален. Со стороны Армении будут продолжаться попытки устроить провокацию и втянуть в любой потенциальный конфликт ОДКБ. Но мы неоднократно видели, что ОДКБ занимает нейтральную сторону и не поддается на провокации Армении. В целом в процессе армяно-азербайджанского урегулирования в 2023 году вряд ли что-то изменится, если только не будет серьезных подвижек наоборот, в сторону подписания мирного договора между Баку и Ереваном. Во многом для движения ситуации в нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией определяющей будет роль России и результат специальной военной операции. Если Россия сможет показать позитивные для себя результаты в специальной военной операции, далее она сможет переключить свое внимание на Южный Кавказ. В случае позитивного расклада для России по Украине, есть вероятность, что Армении придется прекратить свои провокации и пойти на подписание мирного договора, открытие Зангезурского коридора, создание транспортно-логистических связей. Неоднократно говорилось, что для Армении это принципиально выгодно, поскольку подразумевает открытие границ, улучшение инвестиционного климата, новые рабочие места, новые возможности для населения. Но все это завязано на активном участии России в процессе и позитивном для РФ сценарии СВО.
- И Турция как один из ведущих международных игроков, и все те государства, которые заинтересованы в построении многополярного мира, в развитии Большой Евразии также будут выступать за скорейшую нормализацию между Баку и Ереваном?
- Турция, как и Россия, заинтересована в том, чтобы Южный Кавказ был мирным, чтобы в регионе были созданы позитивные условия для экономической кооперации, торговли, для развития логистических связей. Для России выгодно получить коридор через ее южную часть, через Азербайджан, затем через Зангезурский коридор по территории Армении, в Нахчыван и далее в Турцию, к средиземноморским портам. Точно так же и для Турции это выгодно в обратном направлении – через Каспий в Центральную Азию. Это логистическая связанность, которая будет работать в обоих направлениях. Поэтому Турция, как и Россия, заинтересована в том, чтобы мирное соглашение было как можно быстрее подписано и все заработало так, как это и было намечено в 2020 году трехсторонним заявлением.
Сторонники Большого Евразийского партнерства все заинтересованы в скорейшем окончательном урегулировании на Южном Кавказе. Поэтому мы и видим противостояние: есть те, кто заинтересован в том, чтобы Большая Евразия успешно развивалась, а есть те, кто выступает принципиально против развития Большой Евразии, тот же Евросоюз. Запад заинтересован посеять в Большой Евразии хаос, это традиционная политика – посеять хаос, а потом им пытаться управлять. Пытаться делать свои предложения по урегулированию. Как сейчас со статусом Карабаха – давайте будем вести бессмысленные и бесконечные переговоры, будем обсуждать какой-то статус. Мы уже видели, что точно такая же позиция у Запада оказалась по Минским соглашениям касательно Украины. Сейчас Германия и Франция признались, что в течение стольких лет с момента подписания минских договоренностей задача была не реализовывать их, а тянуть время. И по Южном Кавказу предложение Европы точно такое же – давайте будем бессмысленно тянуть время, о чем-то говорить, а за это время попытаемся перевооружить Армению, введем в регион свои войска.
Россия в любом случае будет пытаться стимулировать Армению, проводить миротворческую позицию в том числе через институты ОДКБ, СНГ, ЕАЭС. Все эти институты Россия будет использовать, чтобы реализовывать политику мира на Южном Кавказе и все-таки добиться реализации решений 2020 года.
- Как будет вести себя Азербайджан в 2023 году? Ситуация в Лачинском коридоре – это ведь сигнал Баку (хотя Армения и использует ее в своих политико-пропагандистких целях), что наше терпение заканчивается.
- Лидеры армянских сепаратистов на ситуации вокруг Лачинской дороги пытаются своей деструктивной активностью зарабатывать очки внутри армянского общества, разогревать у армянского населения ощущение несправедливости и желания реванша. И они играют этими своими действиями в том числе против Пашиняна. Это очень сложный армянский клубок. Пашинян не чувствует свою стопроцентную устойчивость. Появились силы, которые совершенно явно метят на его место. То, что происходит вокруг Лачинской дороги – это очень сложная комбинация игр: Евросоюза и Армении, Армении с ближайшими соседями, сепаратистов против нынешнего армянского руководства.
Азербайджан будет вести себя так же как и раньше – спокойно, с огромной выдержкой, политически грамотно, с постепенным наращиванием политического давления.