Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в комментариях «Москва-Баку» анализирует итоги визита Ильхама Алиева на саммит Европейского политического сообщества.
- Дмитрий Владимирович, как анализируете итоги визита президента Азербайджана Ильхама Алиева на саммит Европейского политического сообщества?
- Это не первая поездка Ильхама Алиева на саммит Европейского политического сообщества. И если смотреть на участников саммита, то можно заметить, что азербайджанский лидер стал единственным главой государства, который не является участником мейнстрима, подразумевающего следование «ценным указаниям» Европарламента. Понятно, что даже внутри ЕС разные государства по-разному относятся к руководящим, направляющим командам Брюсселя, но они от этого членами Евросоюза не перестают быть. Балканские страны ведут сегодня переговоры о вступлении в ЕС. Азербайджан на такую тему переговоры не ведет. Баку имеет свою собственную точку зрения на мировые процессы, и на саммит Алиев также прибыл с четко обозначенными позициями страны по мировым процессам. Сегодня есть несколько превалирующих точек зрения на развитие мира: американская, с приходом к власти Трампа ставшая заметно отличаться от европейской, российская, китайская, свой взгляд предлагает и Латинская Америка.
Понятно, что фаворитами европейских процессов являются Мерц, Макрон, Стармер - политики, чаще всего находящиеся на первых полосах мировых новостных агентств, когда речь идет о Европе. Мы видим, что для ряда стран бывшего постсоветского пространства: Украины, Молдовы, Армении, Грузии европейская интеграция - приоритет. Это страны бывшего Советского Союза, которые всячески стремятся попасть в ЕС. И в этой связи играют в антироссийскую политику.
Естественно, в Азербайджане страны ЕС интересует энергетическая и транспортная составляющие.
Вместе с тем, нужно понимать, что при сложившихся действительно дружественных и взаимоуважительных отношениях Азербайджана и ряда европейских стран, например, Венгрии, Сербии, в ЕС никуда не делась идея давления на Азербайджанскую Республику, попыток раскола между Баку и Москвой. Есть желание включить Азербайджан в антироссийскую повестку, но это им, очевидно, не удается. У Баку, как я и сказал, есть четкое представление о своих национальных приоритетах. И в данном случае поездка Алиева на саммит связана прежде всего с энергетикой, транспортной составляющей. Алиев разделяет политическую и экономическую составляющие.
Мы помним, как на регулярной основе Ильхам Алиев уже несколько лет довольно жестко критикует Запад. И, естественно, есть за что.
Кадры общения лидеров в раках саммита Европейского политического сообщества – результат очевиден: лидеры разных полюсов хотят договариваться. Даже по контактам Алиева и Макрона на саммите мы понимаем, что снова работает логика - лучше договариваться, чем продолжать конфронтацию.
Сегодня достаточно сложная ситуация в мире. И всем важно договориться.
Видели, что были позитивные кадры контактов Алиева и Пашиняна, Алиева, Пашиняна и Эрдогана. Эти встречи также проходили в логике поиска мирных решений для урегулирования сложных вопросов. Когда пересекаются Алиев и Пашинян, каждый раз возникает надежда, что, может быть, вот сейчас договорятся. Это не всегда происходит, но контакты все равно важны. Есть эти контакты - есть взаимный интерес к этим контактам, значит, есть шанс, что стороны когда-то все же договорятся. Подписание мирного договора – сегодня своего рода мейнтрим для власти Армении.
Ереван периодически дает сигналы и в сторону подписания, но вместе с тем и озвучивает претензии к Азербайджану. Традиционная политика Еревана в последние годы: шаг вперед – два шага назад. Но нужно же после заявлений, что будем договариваться – договориться. Пока – не договорились.
Понятно, что цели визита Никола Пашиняна на саммит Европейского политического сообщества отличаются от целей визита Ильхама Алиева. Впереди кампания Пашиняна перед выборами в парламент. И в этих рамках его контакты с Западом. Мы видим со стороны Пашиняна беготню. А Алиев напротив – на любых площадках продвигает именно свою точку зрения, официальную точку зрения национальных интересов Азербайджана.
- Предстоящий визит Лаврова в Армению, какие вопросы будет ставить Россия перед Ереваном?
- Снова же – и в российско-армянских отношениях лучше говорить, чем молчать, лучше обсуждать все самые сложные вопросы. Это лучше чем отсутствие переговоров. Если есть шанс, что начнется движение в разных областях, значит, начнется. Это позитивно и хорошо. Вопросов огромное количество. Это и перспективы Армении в ЕАЭС, и ее подвисший выход из ОДКБ. И ситуация на Южном Кавказе в формате «3+3». Это вопрос статуса российских военных в Армении. В российско-армянских отношениях много острых вопросов. И если в Армению приезжает министр иностранных дел, то обсуждения будут вестись по всему спектру. Это не какой-то узкий специалист, который приехал обсудить технические вопросы, министр будет обсуждать всю повестку дня двусторонних контактов.