Проблемы долгосрочного урегулирования между Азербайджаном и Арменией, которые во всей их остроте вскрыла общеполитическая дискуссия на 79-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, разбирает политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Дорога к миру на Южном Кавказе оказалась столь извилистой, длинной и долгой, что обогнув земной шар, она продолжилась за океаном. А именно, на проходящей в эти дни в Нью-Йорке 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Здесь, в ооновском особняке на Ист-Ривер, где в эти дни пересекаются стежки-дорожки мировых политиков и глав дипломатии, оказались и представители Азербайджана и Армении.
Конфликт на Южном Кавказе не имеет такой остроты, как противостояние на Украине или Ближнем Востоке. Однако не нужно забывать о том, что нынешняя сессия Генассамблеи ООН проходит в четвертую годовщину Второй карабахской войны, в 2020 году ставшей главной мировой новостью.
Тогда пожар на Южном Кавказе полыхал на весь мир!
Как приходится с тревогой констатировать сегодня, четырех лет не хватило, чтобы добиться долгосрочного урегулирования, опирающегося на прочный фундамент мирного договора. Где только не собирались за это время представители Баку и Еревана на фоне тяжелой работы над итоговым текстом документа, но конечного результата добиться так и не удалось.
И вот в эти дни внимание всех, кому не безразлична судьба Южного Кавказа оказалось обращено на Нью-Йорк.
Итак, что же мы с вами здесь увидели в эти дни?
В своем выступлении на 79-й сессии Генассамблеи ООН премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил о том, что если мирный договор с Азербайджаном будет подписан, то после подписания его направят в Конституционный суд Армении «для проверки соответствия его содержания основному закону».
По словам Пашиняна, если Конституционный суд примет решение, что договор противоречит Конституции Армении, то «мы окажемся в ситуации, когда во имя достижения мира будут необходимы конституционные изменения».
Обратите внимание на то, сколько в этом заявлении оговорок, сколько этих пресловутых «если». Пашинян как бы подтверждает готовность подписать договор, но когда начинаешь вникать в детали, то выясняется, что это такой вариант договоренностей, который Баку категорически не устроит.
Подтверждением того, что сценарий мира, предлагаемый Ереваном, остается неприемлемым для Баку, стала и состоявшаяся в Нью-Йорке до его выступления на Генассамблее встреча Никола Пашиняна с генеральным секретарем Совета Европы Аленом Берсе. Ритуально сообщив о приверженности повестке мира, Пашинян тут же отметил, что Армения готова подписать соглашение на основе согласованных статей и продолжить дальнейшие обсуждения.
Отвергая утверждения азербайджанской стороны о том, что ни один договор не может противоречить Конституции, Пашинян отметил, что согласно пункту 3 статьи 5 действующей Конституции страны, ратифицированные Арменией международные договоры имеют преимущественную силу над законодательством страны.
В то же время, Пашинян убежден, что в Конституции Азербайджана есть территориальные претензии к Армении. Но, по его словам, армянская сторона не делает это темой переговоров.
Добавлю к этому, что ранее в сентябре Никол Пашинян заявлял, что если Армения и Азербайджан будут ждать, пока между странами будут согласованы все вопросы, то мирный договор никогда так и не будет подписан.
Вся эта казуистика и крючкотворство звучат, несмотря на то, что азербайджанская сторона уже множество раз поясняла свою позицию. А именно, сначала изменения в Конституции Армении, которые исключат почву для возникновения территориальных претензий, а уже потом - мирный договор.
Как говорится - утром деньги, вечером стулья.
Но вот армянская сторона ставит в обратном порядке - давайте что-то подпишем, а с остальным разберемся потом. Так мы становимся свидетелями подхода «кручу верчу, запутать хочу».
В этой ситуации выступая на «Саммите будущего», который проходил в рамках Генассамблеи ООН, глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов призвал Армению проявить политическую волю для успешного завершения мирных переговоров. Он назвал два ключевых слова - «воля» и «ответственность».
Уже после этого Джейхун Байрамов встретился в Нью-Йорке с главой МИД Армении Араратом Мирзояном по инициативе и при участии госсекретаря США Энтони Блинкена.
По итогам встречи Баку и Ереван договорились предпринять дополнительные усилия для завершения работы над мирным соглашением в максимально короткие сроки, о чем сообщила пресс-служба МИД Азербайджана.
Между тем, ответ на вопрос о том, почему, несмотря на все эти усилия, дорога к миру на Южном Кавказе остается столь долгой и извилистой, можно найти на все той же 79-й сессии Генассамблеи ООН. В своем выступлении в Нью-Йорке президент Франции Эмманюэль Макрон как ни в чем ни бывало, обвинил Азербайджан в оказании давления на Армению и якобы имеющих место территориальных претензиях к этой стране.
То есть, по его версии, Азербайджан и Армения - это нисколько не равноправные стороны переговоров, поскольку Армения - жертва, а Азербайджан - агрессор. В связи с этим Макрон провозгласил с высокой трибуны ООН, что, как он выразился, «Франция встала плечом к плечу с Арменией».
При этом Франция, которая обвиняет Баку в давлении на Ереван, подыгрывает реваншистским настроениям и осуществляет активное вооружение Армении.
Надо сказать, что представление об Армении как о миролюбивой стране-жертве показывает чудовищный перекос в позиции Парижа, учитывая тот факт, что это Армения почти 30 лет удерживала под оккупацией азербайджанские территории, а сегодня не считает нужным обсуждать право на возвращение сотен тысяч массово депортированных азербайджанцев.
Но дело не только в этой французской аномалии.
В то время как переговорный процесс по мирному договору вышел на финишную прямую, на Западе пытаются срочно дать этому процессу обратный ход. В связи с этим Никол Пашинян никак не может определиться по вопросу о том, что же ему более выгодно - подписать мирный договор и получить связанные с этим дивиденды или продолжать и дальше эксплуатировать международный образ жертвы Азербайджана и в глазах мирового сообщества, что называется, стричь купоны с такой позиции.
На эту стратегическую развилку обратил внимание на этой неделе, выступая на первом заседании Милли Меджлиса седьмого созыва, президент Азербайджана Ильхам Алиев.
По его словам, совершенно очевидно, что некоторые страны Запада пытаются настроить Армению против Азербайджана. Зачем, почему? Запад не интересует армянский народ, который для Запада - всего лишь инструмент, средство, чтобы держать Азербайджан под постоянным давлением, используя территорию Армении, создавать здесь источники угрозы для Азербайджана и других соседей Армении, и, таким образом, пытаться обеспечивать собственные интересы на Южном Кавказе.
В этой ситуации Ильхам Алиев в своем выступлении в парламенте нового созыва напомнил, что с момента отправки азербайджанской стороной первого проекта мирного договора в Армению по сегодняшний день произошло уже десять обменов проекта этого документа. По прошествии нескольких месяцев в Баку ждали, что Армения будет быстрее работать над текстом соглашения. Но все происходит с точностью да наоборот. Последний вариант вообще пришлось ждать целых 70 дней. По словам президента Алиева, все несогласованные положения были Ереваном просто исключены из мирного договора и столь примитивный подход стал для азербайджанской стороны неожиданным.
Но положение Армении как страны-жертвы не может стать основой стратегии долгосрочного развития.
Нереально построить будущее, и дальше сохраняя мины замедленного действия в отношениях со своим соседом. Однако, судя по всему, в Ереване по-прежнему остаются в плену своих опасных иллюзий.