Отсутствие прогресса в армяно-азербайджанском урегулировании на фоне стремительного ухудшения российско-армянских отношений анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Главы МИД Армении и Азербайджана Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамова провели в Берлине двухдневные переговоры по проекту мирного договора. Неудачными эти переговоры не стали, как, впрочем, особых результатов тоже не видно.
{NEWS_2}В официальных сообщениях отмечается, что стороны договорились продолжать работу по некоторым вопросам проекта соглашения «Об установлении мира и межгосударственных отношений между Арменией и Азербайджаном».
В дипломатической практике формулировки в стиле «стороны договорились договариваться» применяются в тех случаях, когда ничего нового после их общения по существу сказать нельзя, но при этом необходимо продемонстрировать видимость непрерывающегося переговорного процесса.
Почему мирный процесс если не буксует, то идет черепашьими темпами? Ведь не секрет, что Баку пытается любыми способами его ускорить, будучи заинтересованным в разрешении вопросов границ, коммуникаций, коридора между Нахичеванью и основной частью Азербайджана и запуска механизма сотрудничества государств Южного Кавказа?{NEWS_3}
Учитывая, что танго танцуют двое, а для рукопожатия нужны две руки, есть достаточно оснований сделать вывод о том, что Ереван ведет в этих переговорах свою игру, смысл которой состоит в том, чтобы не максимально ускорить, а, напротив, максимально затянуть переговорный процесс.
В итоге мы и получаем формулировки вроде «договорились договариваться».
Такая позиция выглядит вроде бы нелогичной и иррациональной, учитывая, что издержки для Еревана от напряженности на границе и сохраняющейся оторванности от региональной интеграции вроде бы очевидны.
Однако если задуматься над всем происходящим, то приходишь к выводу о том, что долгосрочное урегулирование с Баку, тем более, в рамках трехстороннего механизма Москва-Баку-Ереван, созданного после второй карабахской войны, уже не вписывается в стратегию новой геополитической игры, которую затеял премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Главный воображаемый приз в этой игре для Еревана - это уже не мирный договор с Азербайджаном, а установление принципиально новых отношений с Западом, которые еще вчера были немыслимы для союзной России Армении.
И вот в рамках этих новых отношений Западу, который ведет Армению, более выгодно отсутствие долгосрочного урегулирования на Южном Кавказе.
Это позволит Западу решать две задачи.
Во-первых, сохранять рычаг давления на Азербайджан через поддержку Армении и представления ее в образе жертвы.
Во-вторых, тактика тихого саботирования переговорного процесса между Баку и Ереваном позволяет срывать интеграционные схемы с участием России, Азербайджана, Турции и Ирана, в которые не вписан Запад.
Армении в этих схемах Запада на Южном Кавказе отводится роль спойлера, и Никола Пашиняна, если рассмотреть его активность последних недель, такая роль вполне устраивает.
Это никакая не конспирология. Обратимся к фактам.
Буквально за день до переговоров глав дипломатических ведомств Армении и Азербайджана в Берлине Никол Пашинян посетил с визитом Грецию - страну Евросоюза, находящуюся на южном фланге НАТО, где провел переговоры с ее премьером Кириакосом Мицотакисом. В ходе переговоров премьер Мицотакис прямым текстом заявил Николу Пашиняну, что принимаемые им сегодня решения определят курс развития его страны на долгие годы вперед. По его словам, он с особым интересом выслушал идеи Никола Пашияна и узнал его видение того, как он намерен действовать «в новой стратегической среде».
В итоге греческий премьер заявил, что его страна полностью поддерживает ориентацию Армении на Запад и как член Европейского союза и НАТО Греция готова содействовать строительству так называемой «новой либеральной демократии».
А еще он говорил об общих вызовах для Армении и Европейского союза, что стало весьма символичным.
Отметим, что визит Никола Пашиняна в Афины продолжил его дипломатическую многоходовку на Западе после участия в 60-й Мюнхенской конференции по безопасности и последующих контактов с западными лидерами.
Итоги состоявшихся на прошлой неделе переговоров в Париже с президентом Франции Эмманюэлем Макроном оказались в центре громкого после того, как армянские СМИ со ссылкой на неназванные французские источники сообщили сенсационную новость. Новость эта состояла в том, что по итогам визита было достигнуто соглашение между службой разведки Франции и службой национальной безопасности Армении об обмене разведывательной информацией по четырем странам - Азербайджану, Ирану, России и Турции. Как следовало из публикации, Париж согласился предоставлять Еревану спутниковые данные о ситуации вдоль границ Армении.
Новость эта вызвала бурное обсуждение в армянском парламенте. Это продемонстрировало еще одну тенденцию. Демонстративный разворот Еревана в сторону Запада становится одним из горячих вопросов внутриполитической борьбы в Армении.
Оппоненты Никола Пашиняна делают упор на том, что своей внешней политикой он переносит глобальную войну между Россией и Западом в свою страну -- Армению. Главные аргументы против такой политики состоят в том, что с помощью Армении, как до этого он начал действовать с помощью Украины, Запад теперь пытается расширить антироссийский фронт.
Однако такая политика становится разрушительной для самой Армении, которая может потерять очень многое.
А вот получит ли она какие-то реальные дивиденды - весьма сомнительно.
Между тем, так же как он не спешит подписывать мирный договор с Баку, Никол Пашинян спешит как можно теснее сблизиться с Западом, попутно отворачиваясь от России.
Идем по канве последних фактов.
После резонансных заявлений о решении «заморозить» членство Армении в Организации договора о коллективной безопасности ( ОДКБ) в Ереване уже заговорили о возможности прекращения миссии погранвойск ФСБ России в ереванском международном аэропорту «Звартноц».
Вывести российских пограничников на этой неделе предложил спикер армянского парламента Ален Симонян, заявив о том, что Армения в состоянии сама контролировать и защищать свои границы. Он выступил с обвинениями в адрес сотрудников ФСБ России, выразив мнение о том, что их присутствие сделало границы страны «более уязвимыми».
Отвечая на еще один вопрос, возможен ли вывод 102-й российской военной базы из Армении, Ален Симонян не сказал твердое «нет», выразившись в том духе, что надо «это обсудить и понять». А что тут понимать - откуда вдруг появились сомнения?
Напомним, что система охраны государственной границы Армении с Турцией и Ираном осталась неизменной со времен СССР. С первых дней существования независимого армянского государства руководство страны считало российских пограничников, наряду со 102-й российской военной базой, важной составляющей обеспечения национальной безопасности.
Что касается будущего отношений Армении и ОДКБ, то, как пояснил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, если исходить из документов этой организации, то такого режима как «замороженное членство» де-юре просто не существует.
«Будем выяснять», - резюмировал Дмитрий Песков.
И вот на этом все более пасмурном фоне уже в конце этой недели в российско-армянских отношениях может появиться еще один, гораздо более сильный раздражитель. Речь о возможном визите в Ереван президента Украины Владимира Зеленского, возможность которого активно обсуждают и на официальном, и на экспертном уровне, пытаясь просчитать возможные последствия.
На уровне экспертов уже прозвучала мысль о том, что это может стать символической точкой невозврата для армяно-российских отношений. Официального подтверждения того, что визит состоится, со стороны администрации Никола Пашиняна пока не последовало. Однако, как говорится, нет дыма без огня.
В условиях все более очевидного разворота на Запад Армении становится неинтересно очень многое: мнение России, членство в ОДКБ, присутствие российских пограничников, реальное продвижение в мирном процессе с Азербайджаном, интеграционные процессы с соседями. Зато ее манят другие звезды - звезды на флаге ЕС. Но вот только нет никаких предпосылок поверить в то, что на этом европейском флаге однажды загорится еще одна, армянская звезда. Гораздо более реально, что эта воображаемая звезда так и останется блуждать в тумане и никогда из него не выйдет.