AZN = 38.9 RUB
USD = 66 RUB
EUR = 73.22 RUB
BRENT = 58.54 USD

Павел Фельгенгауэр: Азербайджан становится для США все более важным партнером

Павел Фельгенгауэр: Азербайджан становится для США все более важным партнером

Олег Белозеров    "Москва-Баку"
24.07.2019 13:44

Фото: Google
Фото: Google

Общественное мнение Армении в последние дни испытало легкий шок, узнав о том, что США резко нарастали финансовую поддержку соседнему Азербайджану в военной и правоохранительной сфере, при этом аналогичная помощь Армении упала до копеечного уровня.

Данные по этому поводу обнародовал аналитик Института арменоведения Университета Южной Калифорнии (США) Эмиль Санамян. Оказалось, что в 2018 фискальном году Азербайджану было предоставлено 59,6 млн, а в нынешнем – 42,9 млн. Общая сумма составила 102,5 млн долларов. Армении же в прошлом году был направлен 4,1 млн, а на текущий и на 2020-й фискальные года предусмотрены всего 2,8 и 2,1 млн долларов помощи.

Средства выделяются по линии Пентагона и Госдепа. Почти вся поддержка для Баку, а точнее 101,5 млн, выделена по программе Section 333 Authority to Build Capacity, которая предусматривает материальную помощь и проведение учений в сферах борьбы с терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, совершенствование инфраструктуры каспийского побережья и военной разведки. Что касается помощи Еревану, то большая ее часть, а это 3,2 млн, выдана по программе International Narcotics Control and Law Enforcement, что подразумевает учения в сферах борьбы с незаконным оборотом наркотиков и преступностью.

Стоит отметить, что в 2017 году Баку получил лишь 2 млн долларов на аналогичные мероприятия, то есть поддержка со стороны США за пару лет выросла в геометрической прогрессии. Сравнив общую американскую финансовую помощь Еревану и Баку в 2000-2017 годах, аналитики пришли к такому выводу: Армения получила 124 млн, а Азербайджан вдвое больше – 254,5 млн.

В Ереване эти результаты расценивают как явный успех азербайджанских лоббистов и одновременно как провал армянского лобби, которое до сих пор считалось в США очень сильным.

11_main.jpgРоссийский военный обозреватель Павел Фельгенгауэр объясняет такой резкий рост попытками США перетянуть Азербайджан на свою сторону в конфликте против Ирана.

«Американо-иранские отношения ухудшаются достаточно быстро, поэтому Азербайджан находится в фокусе внимания Вашингтона, а Армения – нет. Армения рассматривается, скорее, как союзник Тегерана», – пояснил эксперт порталу «Москва – Баку».

«Но это деньги даются не для борьбы с Ираном, просто Азербайджан в целом становится для США все важнее. Американцы не наращивают прямую военную помощь. Хотя техническое усовершенствование работы военной разведки Азербайджан действительно может использоваться для наблюдения за территорией северного Ирана. И в принципе американцы могут предоставить Баку что-то из продукции двойного назначения. Но в целом то, что подразумевается под этими выплатами – это больше правоохранительная деятельность».

Армянские источники пишут, что Баку потратил порядка 15 млн долларов на оплату деятельности своих лоббистов в США – и в результате эти деньги вернулись с огромной прибылью в виде поддержки более чем на 100 млн.

«15 млн – это правдоподобная цифра. И это не такие уж большие деньги по меркам лоббизма в коридорах власти в Вашингтоне. Кстати, тут имеются в виду вовсе не взятки, а официально разрешенная деятельность. Лоббизмом занимаются очень многие страны, которым что-то в Америке надо сделать. Например, чтобы продвигать свою линию в конгрессе или в правительстве, организовывать встречи, публикации и так далее. Для этого и нанимают лоббистские фирмы, которых там много», – напоминает Фельгенгауэр.

«Армянское лобби в Америке по-прежнему – очень сильное, но при этом Америка все равно продолжает сотрудничать с Азербайджаном», – подводит итог российский военный эксперт.

Как известно, главным успехом армянского лобби до сих пор считается 907-ая поправка к «Акту о поддержке свободы», которую парламент США принял еще в 1992 году. Она запрещает военную помощь Азербайджану до тех пор, пока тот применяет силу в отношении Нагорного Карабаха и Армении. Впрочем, уже в 2001 году правительство США частично отменило этот запрет и с тех пор поставляет Азербайджану некоторые виды вооружений.

1018769589.jpgБывший депутат Госдумы, директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин считает сенсационную публикацию финансовой статистики ударом по репутации Никола Пашиняна, ведь ее авторы по сути упрекают премьера в снижении армянского лоббистского потенциала в США. Правда, прежде чем делать окончательные выводы, эксперт предлагает дождаться официального подтверждения этих цифр.

«Допустим, эти цифры более-менее верные. Почему Азербайджан интересует американцев больше, чем Армения? Во-первых, Армения уже и так попала в число лояльных стран. Появились другие методы контроля, нежели прямое финансирование. В армянском руководстве сейчас много идейных сторонников американского курса, их можно эксплуатировать бесплатно», – сказал порталу «Москва – Баку» Лепехин.

«Во-вторых, главным «призом» для США в этом регионе остается именно Азербайджан, а не Армения. Западная политика по-прежнему подразумевает материальную выгоду, а не продвижение, там, ценностей демократии и тому подобного. Цель – постоянное обогащение. Правительство США приватизировано крупнейшими компаниями, прежде всего – компаниями углеводородного характера», – считает Лепехин.

«Азербайджан – это страна, которая не только занимает достойное место в сфере добычи нефти и газа, но в последнее время становится серьезным транзитером. Новый трубопровод, проложенный через Турцию, позволяет Баку играть, в том числе, и на европейском рынке. Поэтому Азербайджан представляет все больший интерес для западных компаний, и они делают все возможное, чтобы попытаться поставить его под контроль. Так что, с точки зрения Запада, весь комплекс проблем упирается в Баку, а Армения нужна Госдепу, западным спецслужбам лишь как плацдарм для попыток давления на Азербайджан», – предупреждает эксперт.

Так что нынешние «финансовые игры» в армянской прессе вскрывают большие тренды политики Запада на Южном Кавказе, подытоживает Владимир Лепехин.