AZN = 58.6 RUB
USD = 99.61 RUB
EUR = 103.94 RUB

A
Почему Армения внезапно отказалась проводить референдум по вступлению в Евросоюз. Комментирует политолог Андрей Кортунов

Почему Армения внезапно отказалась проводить референдум по вступлению в Евросоюз. Комментирует политолог Андрей Кортунов

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
05.07.2024 10:50

Фото: Пресс-служба правительства Армении
Фото: Пресс-служба правительства Армении

Научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов – в интервью «Москва-Баку» комментирует заявление премьера Армении о референдуме по вступлению страны в ЕС, как провал коалиции президента Франции на парламентских выборах повлияет на политику Парижа на Южном Кавказе, а также зачем США хотят обновить отношения с Азербайджаном.

c8e07d6333b10aeefaf41e17ee20e58f.jpg- Андрей Вадимович, премьер-министр Армении сегодня дал понять, что не считает целесообразным проведение в стране референдума о вступлении в ЕС. При этом примерно неделю назад в парламенте обсуждался вопрос необходимости проведения такого референдума. А еще ранее Пашинян неоднократно заявлял, что страна готова быть ближе к ЕС настолько, насколько это возможно. А на вопрос, в каком году Армения планирует вступить в Евросоюз, полушутя-полусерьезно ответил, что в этом. Что означают его слова по референдуму?

- Думаю, очевидно, что до вступления Армении в Евросоюз очень и очень далеко. Если это произойдет, то на каком-то довольно далеком горизонте. Возможно, c точки зрения Никола Пашиняна ставить данный вопрос сейчас на референдуме было бы как минимум преждевременно. Но при этом позиция действующих властей Армении недвусмысленна: развитие отношений с Европейским Союзом – это приоритет, а внешнеполитическая цель – это вступление в ЕС. Но на этом пути много факторов неопределенности. Мы не знаем, каким будет Европейский Союз к тому моменту, когда Армения, возможно, сможет в него вступить. Мы не знаем, каким будет к этому времени мир. Какой будет сама Армения.

Поэтому сегодняшние тезисы Еревана о европейских устремлениях Армении – это больше внутриполитическая декларация, чем конкретная программа. Тем более, что вступление республики в ЕС подразумевает то, что ей придется очень многое менять во внутренней политике. А эти перемены будут рождать реальную политическую оппозицию.

Попытка армянского руководства апеллировать к срочности вступления Армении в ЕС – дескать, хотим вступить чуть ли не в этом году, создание представления о срочности является попыткой обосновать экономические, социально-политические реформы, которые Пашинян хочет провести, и которые, если связать их необходимости с перспективой вступления в Евросоюз, получат дополнительную легитимность в обществе республики. Это испытанный прием, к которому прибегают страны, когда проходят через сложные, непопулярные внутренние реформы. То, что Пашинян настроен на проведение либеральных реформ – сомнений нет.

По всей видимости премьер Армении также таким комментарием по референдуму о вступлении страны в ЕС демонстрирует и нежелание резко разрывать отношения с Россией. Разрыв с РФ, а тем более такой резкий, несомненно повлечет за собой создание очень серьезных проблем для армянской экономики. Республики Армения очень сильно экономически привязана к России. Снижение экономической зависимости Армении от РФ возможно только в виде длительного поэтапного процесса. Сегодня же не совсем понятно, какие у Армении есть реальные альтернативы России. Едва ли армянская экономика в нынешнем ее состоянии представляет значительную ценность для ЕС.

- Если говорить о союзнике Армении в ЕС Франции, как провал коалиции действующего президента Макрона в первом туре выборов в парламент может повлиять на политику Парижа на Южном Кавказе. И почему, собственно, произошел этот провал?

- В том, что коалиция Эмманюэля Макрона потерпела поражение в первом туре выборов, главную роль сыграли внутренние факторы, а не международные. Президенту Франции не удалось удержать политический центр. Мы видим, что во Франции происходит поляризация и фрагментация политического пространства. Крайне усиливаются правые – и это не только Марин Ле Пен, но и еще более правые силы. При этом происходит и консолидация левых. И Жан-Люк Меланшон – это фигура, которая никуда не исчезла с политической арены. (Жан-Люк Меланшон - основатель коалиции левых "Новый народный фронт - прим. ред.)

Посмотрим, какие будут результаты второго тура выборов. Вполне возможно, что Франция столкнется с ситуацией разделенного правления. Если президент будет относиться к центристам, а премьер-министр окажется из числа правых, то предстоят очень жаркие баталии по многим вопросам.

Пока все, что заявляет Макрон, подразумевает то, что он хочет досидеть весь свой президентский срок – до 2027 года. И это будет означать, что Франция вступает в период минимум двухлетней политической нестабильности.

Если говорить о внешней политике, то здесь разногласий между разными политическими силами во Франции, наверное, меньше, чем в политике внутренней. Какие-то направления могут корректироваться. Если говорить о перспективах политики Франции на Южном Кавказе, то вряд ли стоит ждать изменений. Макрон довольно ярко демонстрирует свою поддержку Армении. И допускает довольно радикальные высказывания в отношении Азербайджана. До такой степени, что отношения Азербайджана и Франции, как отмечал азербайджанский президент, достигли наихудшей точки в истории отношений. Как известно, Марин Ле Пен также неоднократно в предыдущие годы озвучивала заявления, которые никак не могут понравиться Азербайджану. То же самое касается левого Жана-Люка Меланшона. Кроме того, огромную и влиятельную армянскую диаспору во Франции никто не отменял, и она, естественно, продолжит свою активную деятельность. И будет влиять на политику любого правительства. Так что, резюмируя, внутри Франции есть своего рода консенсус в позиции по Южному Кавказу. И ситуация пока не изменится.

- Помощник госсекретаря США Джеймс О`Брайен после Армении на днях посетил Азербайджан. Перед этим Энтони Блинкен позвонил Ильхаму Алиеву и заявил, что в Вашингтоне чуть ли не хотят открыть новую страницу в отношениях с Азербайджаном. Что подразумевает эта американская позиция? Учитывая, что отношения между Баку и Вашингтоном в последнее время испытывали явный кризис.

- Если сравнить высказывания Джеймса О`Брайена, озвученные им в Ереване и в Баку, то можно увидеть, что эти заявления не вполне совпадают. В Ереване он транслировал, что Соединенные Штаты остаются стратегическим партнером Армении и дал понять, что США чуть ли не стоят на стороне Еревана. А в Баку он заявил, что именно Азербайджан выступает главным миротворцем на Южном Кавказе. Понятно желание США иметь свою ногу в проеме двери. Но, на мой взгляд, мы не должны преувеличивать реальные возможности Вашингтона в данном регионе. Поскольку все-таки Южный Кавказ для Штатов имеет далеко не первостепенное значение. Не думаю, что эта поездка сильно на что-то повлияет.

Конечно можно говорить о том, что Штаты пытаются как-то перетащить в той или иной степени Азербайджан на свою сторону в отношениях с Россией. В каком-то смысле то обстоятельство, что Джеймс О`Брайен приехал в Баку, говорит о желании США не делать все ставки только на Армению. США, естественно, хотели бы выступать посредником в армяно-азербайджанском процессе. Но объективно сегодня Азербайджан и Армения не нуждаются в медиаторах. Конфликт уже исчерпан, и едва ли Вашингтон здесь может что-то предложить. Также понятно, что усилия американской администрации в отношении Армении и Азербайджана диктуются желанием по возможности оторвать регион от России. Это желание и не скрывается. США в этом направлении продолжат вести соответствующую работу.

Получится ли у США что-то с Азербайджаном? У Азербайджана есть свои интересы. В чем-то они с российскими совпадают, в чем-то – нет. Не думаю, что при действующем азербайджанском руководстве произойдет перестановка приоритетов во внешней политике. Я таких перспектив не вижу. Более того, в последнее время Азербайджан напротив последовательно критиковал США.