AZN = 58.78 RUB
USD = 99.93 RUB
EUR = 103.29 RUB
Новости дня

A
Политолог Дмитрий Солонников: Армения продолжит постепенно идти в объятия США

Политолог Дмитрий Солонников: Армения продолжит постепенно идти в объятия США

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
21.01.2025 18:00

/upload/iblock/6e1/6e19bec0ec4b045c2f797663c7d1c29d.jpg

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников – в интервью «Москва-Баку» комментирует заявления глав МИД России и Армении по итогам переговоров в Москве.

- Сегодня в Москве спустя больше года прошли переговоры глав МИД России и Азербайджана. Ощущение от заявлений возникло двоякое. Недавно Армения подписала в Вашингтоне Хартию о стратегическом партнерстве. Известно, что правительство Армении недавно также одобрило законопроект о начале вступления страны в ЕС. И внезапно такие дружелюбные тезисы со стороны официальных лиц Армении. Что это?

- Позиция Еревана остается такой же, как и была. Она не поменялась. Армения продолжает постепенно идти на Запад, в объятия Соединенных Штатов. Постепенно будет выходить из интеграционных проектов евразийского направления. Вместе с тем, Ереван пытается сохранять связи с Россией, c ЕАЭС – получать от этого прибыль (торговый оборот Армении и РФ в 2024 году составил рекордные почти 12 млрд долларов) пока не получит нужное финансирование от Европы и США. «Гордая самодостаточная южнокавказская республика» хочет жить за счет западного финансирования. А пока эти каналы в полной мере не открылись, будет такой переход оплачивать преференциями, которые ей предоставляет членство в Евразийском экономическом союзе. И для нее очень важно сохранить эти преференции. Отказ Армении от членства в ЕАЭС грозит ей катастрофой. Поэтому Ереван будет всячески, как сейчас перед встречей Лаврова и Мирзояна и во время нее, демонстрирует в той или иной степени дружелюбие, что все проблемные вопросы можно решить, что зафиксировали готовность к дальнейшему эффективному взаимодействию с Россией и отметили полезность для республики ЕАЭС. Мирзоян на встрече с Лавровым заявил, что Армения учитывает интересы России в международных делах.

Вместе с тем, не обошлось и без некоторых уколов в адрес России или, если говорить на языке дипломатии, «обеспокоенностей». Глава МИД Армении заявил, что Россия занимает одностороннюю позицию по разблокированию торгово-экономических коммуникаций на Южном Кавказе. Но Лавров заявил, что это не так.

Ереван понимает, что в движении к сближению с Западом у него могут возникнуть сложности. По ключевым вопросам с США армянские власти договаривались с администрацией Джо Байдена. У Демократической партии Соединенных Штатов и властей Армении сегодня одни и те же спонсоры: Сорос, который финансирует демократов и их борьбу с республиканцами, и представителей властей. Представители армянской власти получали из Фонда Сороса больше, чем из госбюджета республики. Поэтому армянским властям было удобно решать вопросы с демократами.

С приходом к власти в США Трампа отношения Штатов с внешними партнерами будут пересматриваться. Не факт, что у Сороса останется желание играть во внешнеполитических проектах, скорее его внимание будет обращено на ситуацию внутри самой Америки с республиканцами, чем на поддержку своих сил за рубежом. Если все будет именно так, то ситуация для нынешнего армянского руководства на внешнеполитическом векторе сильно изменится. А попытка переложить все свое финансирование на плечи Европы осуществляться не будет. Допустим, финансирование Украины берет на себя Британия, финансирование Армении – Франция. Но и в Британии, и во Франции дела далеко не блестящие: что будет с их руководством, экономикой – непонятно.

То есть при сохранении нынешнего статус-кво движение Армении на Запад будет продолжаться. При прекращении финансирования – остановлено. Республике Армения жить будет не на что и придется возвращаться обратно к России, к ЕАЭС, к договоренностям на евразийском пространстве. Поэтому сейчас армянское руководство в том числе вот такой позицией на встрече с Лавровым пытается себе подстелить соломку на будущее, на всякий случай. Как было в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «Только ты меня из квартиры пока не выписывай, мало ли что», - говорила жена главного героя, cбегая с режиссером Якиным в Гагры.

-И для России важно при себе оставить Армению, насколько это возможно?

- Это так. Москва никогда не заявляла, что намерена разрывать отношения с Арменией, как и в целом она только стремится укрепить отношения со странами Закавказья, Центральноазиатского региона. Мы заинтересованы, чтобы отношения были добрососедскими, конструктивными. Поэтому сама Россия демонстративно отказываться от сотрудничества и решения разного рода вопросов с Арменией Москва не будет. Потому что разорвать или усугубить сейчас – означало бы перекрыть в той или иной степени отношения на перспективу.

Наверняка и Никол Пашинян, когда на прошлой неделе звонил Владимиру Путину, в том числе для того, чтобы как-то разъяснить решение Еревана об одобренном законопроекте о начале вступления страны в ЕАЭС, пытался как-то сгладить ситуацию.

- Cегодня Лавров также сообщил, что он со своим армянским коллегой обсуждал открытие генконсульства России в Сюникской области Армении… C учетом присутствия в той или иной степени западных сил в Армении и вектора на такую логику, Ереван согласится на открытие?

- Может согласиться. Разговор об этом действительно ведется. В рамках попытки Еревана удержать стабильность армяно-российских отношений, если нужно такое позитивно-демонстративное действие, - пожалуйста. Но даже открытие генконсульства России не изменит вектор внешней политики Армении.

- Сегодня глава МИД Армении, озвучивая в Москве позицию Еревана, заявил, что Армения готова открыть с Азербайджаном транспортно-экономическое взаимодействие, но только в рамках проекта «Перекресток мира»…

- С Азербайджаном Армения пока по этому направлению не договорится. Мы постоянно слышим со стороны Еревана: мы все, готовы, готовы подписать мирное соглашение. А потом выясняется, что готовы на первом, втором, третьем, четвертом и так далее условиях…

Задача Еревана сейчас – сказать много красивых слов. Не будет же Пашинян говорить: «Я против того, чтобы разблокировать все коммуникации». Он не собирается на самом деле идти на разблокирование. Но будет говорить, что готов.

- Вчера в парламенте Армении депутат от оппозиционной фракции «Честь имею» приклеила карту Армении с присоединенными к ней Карабаху и Восточному Зангезуру. Когда в Армении закончится такая логика?

- Не думаю, что за такими заявлениями, действиями что-то действительно серьезное скрывается. В любом случае оппозиция есть. Но у нее в парламенте нет большинства, у них нет возможности серьезно противостоять Пашиняну. Им нужно о себе периодически заявлять. Если они не могут свою политику реализовывать, конструктивными предложениями, не выходит, ну, заявляют о себе перформансом. Им нужно заявлять, что они все еще есть. Ну и организовывают разные шоу. Нет конкретики – значит можно делать все, что угодно.

Сколько оппозиция ни пыталась актуализировать карабахскую повестку, сколько ни пыталась свергнуть Пашиняна, ничего не получилось.

Армянское общество никогда не было единым. Это понятно. То, что в Армении есть непримиримая оппозиция – тоже все знаем. Она была всегда. Менее или более агрессивная. Но как и в любом обществе есть разные взгляды на происходящее. И это реваншистская оппозиция. Она не пользуется массовой поддержкой.

В определенной степени она нужна и Пашиняну. Ему нужно показывать, что если нет он, то все будет гораздо хуже: Южный Кавказ взорвется, будет новая война, это никому не надо, поэтому давайте лучше соглашаться на меня и на мою позицию. Иначе власть будет в руках радикалов. Это достаточно понятный и логичный ход с его стороны.

Поэтому он к ней спокойно-терпеливо относится к провокациям оппозиции

- То есть реванш невозможен в ближайшие годы?

- Нет. Мы неоднократно видели: силы, которые пытаются вывести людей на улицы, они это делают, но что в результате? Походили, поговорили. Но для того, чтобы реванш произошел, для этого нужен не просто выход на улицу, а много чего должно быть организовано. Должны быть деньги, должна быть оргструктура, должно быть финансирование этой деятельности, должна быть силовая, политическая поддержка. Ничего этого нет. Нет такой силы, которая бы за это взяла на себя ответственность.