AZN = 60.34 RUB
USD = 102.58 RUB
EUR = 107.43 RUB
Новости дня

A
Реплика обозревателя Сергея Строканя: Политическое землетрясение в Армении (видео)

Реплика обозревателя Сергея Строканя: Политическое землетрясение в Армении (видео)

30.04.2018 17:10

Последствия отставки премьер-министра Сержа Саргсяна и перспективы внутренней и внешней политики Армении анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"

Завершение десятилетней эпохи правления в Армении Сержа Саргсяна, ставшее полной неожиданностью для всех, превратило будущую политику этой закавказской республики в уравнение со многими неизвестными. После того, как власть в Армении стремительно выпала из рук ее теперь уже бывшего лидера, готовившегося спокойно править многие годы, стране предстоит завершить болезненную ломку, определить новую стратегию развития и извлечь уроки из апреля 2018 года, разделившего жизнь в стране на «до» и «после».

Правящая в Армении Республиканская партия, казалось бы, предусмотрела все, чтобы не утратить бразды правления и после проведения конституционной реформы 2015 года, открывшей путь к парламентской форме правления.

Но дело ведь не в том, как выглядят те или иные формальные декорации власти. Дело в реальной политике и в том, пользуется ли она на самом деле широкой поддержкой масс.

Нельзя не признать: произошедшее в эти дни в Армении фактически стало стихийным вотумом недоверия властям со стороны значительной части общества, подтверждением чего служат неутихающие митинговые страсти. Это можно назвать политическим землетрясением, которое, как и природный катаклизм, пришло внезапно. При этом устойчивость конструкции власти к сейсмическим толчкам оказалась нулевой – эта конструкция мгновенно сложилась, как карточный домик.

Следующая неделя обещает стать для Армении не менее турбулентной. Первого мая Национальное Собрание должно будет провести специальное заседание, в ходе которого депутатам предстоит избрать нового премьера на переходный период. Этот период будет предшествовать внеочередным парламентским выборам: в их необходимости не сомневается никто.

Тот факт, что ни теряющая поддержку, но все еще имеющая парламентское большинство партия власти, ни пытающаяся объединиться оппозиция никак не могли выдвинуть своих кандидатов в премьеры, свидетельствует о том, что разброд и шатания в армянской элите продолжаются. Все игроки этого политического спектакля вынуждены действовать с колес, путем проб и ошибок, в связи с чем этап неопределенности может затянуться.

Впрочем, уже сегодня в Армении есть человек, который видит себя будущим «народным премьером». Это кумир улицы, профессиональный борец с правящей Республиканской партией, которую он считает источником всех бед. С ближайшим соратником Сержа Саргсяна, исполняющим обязанности премьера Кареном Карапетяном Никол Пашинян готов обсуждать разве что условия капитуляции партии власти. «Или изберусь премьером посредством народа, или в Армении вообще не будет избран премьер», пригрозил на этой неделе Никол Пашинян.

В связи со сложившимся в Армении фактическим двоевластием, остается только строить предположения, какой может быть внутренняя и внешняя политика страны в ближайшие год, два, пять. Сам Никол Пашинян, охотно раздающий интервью, подчеркивает, что у протестного движения в Армении нет никакой геополитической подоплеки. В своем интервью российскому телеканалу РБК, которое он дал на этой неделе, лидер улиц и площадей Еревана отметил, что нынешние армянские протесты имеют сугубо внутреннюю природу и не направлены ни против России, ни против ЕС, ни против США, ни против Ирана.

Азербайджан с проблемой Нагорного Карабаха, как и Турцию, Никол Пашинян не упомянул.

Впрочем, в то же интервью есть намеки на то, что во внешней политике Армении предстоит, как минимум, осуществить тонкую настройку ее курса на постсоветском пространстве.

Так, не ставя под сомнение членство страны в Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), Никол Пашинян заявляет о том, что необходимо более четко определить обязательства как Еревана, так и его партнеров. Напомним, что ранее в Армении выражали недовольство тем, что членство в ОДКБ вовсе не гарантирует ей некое заступничество со стороны этой организации в случае обострения отношений с Азербайджаном, а также не служит препятствием для военно-технического сотрудничества Москвы и Баку. Теперь Еревану предстоит окончательно определиться, чего он ждет от ОДКБ и что он может дать этой организации.

Не ставит Никол Пашинян под сомнение и членство Армении в Евразийском экономическом союзе. Однако при этом он говорит о существовании многих проблем в Евразэс, хотя в этой связи не вполне понятно, что может не устраивать Армению, для которой это интеграционное объединение стало ключевым. Поскольку в таких интеграционных проектах как международный транспортный коридор Север-Юг страна не участвует.

В целом же, как бы ни пытались сегодня лидеры армянской оппозиции старательно развести внутреннюю и внешнюю политику Еревана, рассуждая о том, что неэффективность власти проявилась исключительно внутри страны, внутренняя и внешняя политика – это ведь две стороны одной медали. Не только в Армении, но и в любой другой стране мира. Поэтому вотум недоверия внутренней политике неизбежно вызывает вопросы и по поводу эффективности внешней политики.

Нельзя не признать: потенциал Армении в региональном сотрудничестве явно недооценен и не используется в полной мере, тормозом для развития, в числе прочих факторов, остаются проблемные отношения с Азербайджаном и Турцией и отсутствие четкого понимания того, как интегрироваться в мир 21-го века.

Сегодня ответы на эти вопросы ищут на улицах и площадях Еревана. Но найти новое прочтение старых проблем так или иначе предстоит политикам новой волны, идущим на смену прежней когорте лидеров.