Первые шаги нового премьер-министра Армении Никола Пашинян, потребовавшего включить представителей Нагорного Карабаха в переговорный процесс с Азербайджаном, а также «придать новый импульс международному признанию его независимости» анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку»
Совершив невозможное в Ереване – добившись бескровного падения власти выглядевшего непотопляемым руководителем Сержа Саргсяна, новоизбранный «народный премьер» Армении Никол Пашинян демонстрирует решимость взять еще одну неприступную крепость – добиться урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Впрочем, его первые инициативы свидетельствуют о том, что перспективы диалога с Азербайджаном после произошедшей в республике смены власти становятся все более неопределенными.
«Происходящая в Армении “революция любви и солидарности” открывает новые возможности в карабахском вопросе», -- обнадежил соотечественников Никол Пашинян, выступая 8 мая с установочной речью в парламенте накануне решающего голосования по утверждению его кандидатуры на пост премьера. Добавим, что смена власти в любой стране – Армения не исключение, открывает возможности для нового прочтения старых, кажущихся нерешаемыми, проблем.
Впрочем, как всегда, дьявол кроется в деталях. Принципиально важно, каким будет это новое прочтение и к чему оно в итоге приведет.
Далеко идущие выводы пока делать рано – в Ереване еще не утихли митинговые страсти, еще не улеглась пыль драматичных событий последних недель, которые вывели на сцену новую когорту лидеров. Тем не менее, обозначенная Николом Пашиняном позиция ни у кого не вызывает сомнения – тон Еревана становится более жестким.
Вот лишь несколько высказываний Никола Пашиняна, свидетельствующих о том, что он не стремится быть слишком дипломатичным, особо не подбирает выражения и не боится играть на обострение. «Так же, как движение 1988 года привело де-факто к независимости Нагорного Карабаха, так и результатом этой армянской революции станет де-юре признание независимости Карабаха», -- пообещал Никол Пашинян в своей установочной речи в парламенте.
Второе резонансное заявление нового армянского премьера, которое явно не сблизит Ереван с Баку, прозвучало уже в ходе его первой рабочей поездки в Нагорный Карабах, приуроченной к приуроченной к 26-й годовщине штурма Шуши и отмечаемому в Карабахе так называемому «Дню Армии обороны Арцаха». Заявив, что «мы должны исключить возможность военного решения конфликта», Никол Пашинян тут же выразил свою убежденность в том, что именно Азербайджан «продолжает военные авантюры на линии огня».
Но главное даже не в этом.
Никол Пашинян потребовал вовлечения в переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном, проходящий с 1992 года под эгидой Минской группы ОБСЕ, представителей Нагорного Карабаха. «Если международное сообщество хочет решить вопрос Карабаха, то как это возможно, что Карабаха нет в переговорном процессе?», -- негодует новый армянский лидер.
По его мнению, неучастие в переговорах при посредничестве Минской группы ОБСЕ представителей Нагорного Карабаха – это одна из причин, по которой переговоры не дают результата.
Суммируя все сказанное, получается, что новое прочтение карабхской проблемы Николом Пашиняном сводится к его призыву активизировать усилия по признанию независимости Карабаха как конечной цели, на пути к которой нужно изменить нынешний формат переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ.
Напомним, что вопрос о привлечении Степанакерта к переговорам ушел с их повестки еще в первой половине 90-х годов, на начальной стадии переговорного процесса. Произошло это потому, что определить статус на переговорах представителей Нагорного Карабаха оказалось невозможным.
В итоге все ключевые этапы переговорного процесса по Нагорному Карабаху проходили без представителей Степанакерта. Так было в ходе встречи президентов Армении и Азербайджана в июне 2011 года в Казани, когда посредником между сторонами был Дмитрий Медведев, так было и летом 2016 года в Санкт-Петербурге, когда Ильхам Алиев и Серж Саргсян обсуждали Нагорный Карабах уже при посредничестве Владимира Путина.
И вот сегодня Никол Пашинян начинает свое правление с обозначения новых переговорных позиций, по сравнению с которыми не вызывавшая восторга у Баку позиция его предшественника Сержа Саргсяна выглядит не такой и жесткой.
В международной дипломатической практике есть такое понятие, определяемое английским термином non-starter. В спорте non-starter - это участник соревнования, который по той или иной причине снимается с забега или заплыва, в общем, не стартует.
В переговорном процессе non-starter – это заведомо непроходная позиция, однозначно не приемлемая для другой стороны, которая ни при каких условиях не может стать стартовой точкой новых переговоров. Любой человек, хоть мало-мальски знакомый с историей переговорного процесса по Карабаху, его форматом и проблематикой, его перипетиями, понимает, что прозвучавшие на этой неделе радикальные предложения Никола Пашиняна – это стопроцентный non-starter. Нетрудно догадаться, что в таком виде они будут отвергнуты в Баку. Не случайно в МИД Азербайджана уже заявили, что заявления нового премьера Армении могут быть вызваны «первичной наивностью, незнанием предмета или бравада победителя, а может, всем эти вместе». Впрочем, при этом в Баку призывают не торопить события, понимая, что прошло еще слишком мало времени.
Не вызывает сомнения, что своими решительными заявлениями Никол Пашинян укрепит свои позиции и в Армении, и в Карабахе, а также завоюет очки в глазах представителей многочисленной армянской диаспоры за рубежом.
И так же очевидно, что ценой подобного успеха внутри страны станет окончательная утрата всяких шансов на урегулирование в Карабахе со всеми вытекающими отсюда многочисленными политическими и экономическими последствиями и неизбежной угрозой военной эскалации. Поскольку природа замороженных конфликтов такова, что время от времени они имеют свойство оттаивать. Карабах в этом смысле не исключение.
Не слишком ли высокая цена? Сошлюсь на мнение известного российского эксперта по Кавказу, руководителя научных исследований Института диалога цивилизаций Алексея Малашенко. «Никол Пашинян допустит большую ошибку, если попытается сразу взяться за Карабах вместо того, чтобы сосредоточиться на внутренних проблемах. Подобный популизм не принесет ему никаких дивидендов», -- прокомментировал заявления нового армянского премьера Алексей Малашенко.
Впрочем, в дипломатической практике бывает и так, когда одна сторона вначале умышленно максимально поднимает планку требований, чтобы затем опускать ее, вступая в прагматичный предметный торг. Будем надеяться, что этот шанс не будет упущен и новое руководство республики в итоге не споткнется о Карабах, а сдвинет решение проблемы с мертвой точки.
Вот тогда мы увидим не фальстарт, а настоящий, осмысленный старт.