Состояние и перспективы энергетического сотрудничества России, Ирана и Азербайджана по итогам встречи президентов трех стран в Тегеране оценивает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"
Эпицентром большой евроазиатской политики на этой неделе стал Тегеран. Президенты России, Ирана и Азербайджана провели трехсторонний саммит, встретившись в таком формате уже во второй раз – после прошлогодней встречи в Баку. По итогам переговоров в иранской столице достигнута договоренность провести новую встречу Владимира Путина, Хасана Роухани и Ильхама Алиева в 2018 году – на сей раз в Москве. Все большая интенсивность контактов в треугольнике Москва-Тегеран-Баку обусловлена пересекающимися интересами трех ведущих энергетических государств региона, сумевших стать друг для друга партнерами, а не конкурентами.
Феномен треугольника Москва-Тегеран-Баку подтверждает: большая политика немыслима без большой экономики и идет с ней рука об руку. Крылатое русское выражение: «Плясать от печки», смысл которого состоит в том, что в любом деле нужно всегда отталкиваться от отправной точки, применительно к сотрудничеству России, Ирана и Азербайджана приобретает как переносный, так и прямой смысл.
Встречи и переговоры в Тегеране показали: энергетика – это и есть та самая точка опоры, делающая сотрудничество трех стран устойчивым и динамичным одновременно. При этом его овеществленным символом становится печка, в которой ярким, не убиваемым пламенем горит голубой цветок газовой горелки. Создающая тепло и уют печка, без которой немыслим любой дом.
Несмотря на то, что руководители России, Ирана и Азербайджана, казалось бы, прекрасно осведомлены о возможностях своих стран, на встречах, подобных той, которая прошла 1 ноября в Тегеране, для их участников всегда открывается что-то новое, неожиданное. Владимир Путин определил это так: «Я бы хотел обратить внимание на то, что, несмотря на большое производство углеводородов в каждой из наших стран, есть, как ни странно, интерес в поставках этого сырья друг другу, имея в виду внутреннюю логистику».
Российский лидер подтвердил готовность Москвы поставлять газ по трубопроводным транспортным системам Азербайджана на север Ирана.
В связи с этим есть все основания полагать, что такое предложение будет интересно не только Москве – оно может представлять экономическую целесообразность для ее иранских и азербайджанских партнеров.
Так что получается, что ничего странного во взаимном интересе России, Ирана и Азербайджана к поставкам углеводородов нет.
Разумеется, в ходе своей встречи президенты трех стран не могли обойти стороной и проект строительства железнодорожной магистрали по маршруту Решт (Иран) - Астара (Азербайджан) - западная ветвь международного транспортного коридора «Север-Юг». Как заявили по этому поводу в пресс-службе Кремля, «новый маршрут позволит сократить время и стоимость доставки грузов из Китая и Индии в Европу».
Еще одним подтверждением того, что после саммита в Тегеране главной задачей для России, Ирана и Азербайджана становится координация их национальных энергетических политик, стала договоренность приложить новые усилия для реализации проекта энергомоста «Россия-Азербайджан-Иран».
Практический смысл этого проекта и его ценность состоят в том, что он позволит объединить электроэнергетические системы трех стран. Энергомост не только повысит энергетическую безопасность, но и обеспечит надежное электроснабжение всего каспийского региона. а также создаст возможности для достижения будущих договоренностей по торговле электроэнергией.
Танцуя от «энергетической печки» в отношениях друг с другом, Москва, Тегеран и Баку при этом демонстрируют стремление всемерно расширять свое присутствие на международных энергетических площадках.
Общая задача России, Ирана и Азербайджана состоит в том, чтобы поддерживать стабильность энергетических рынков – как мирового, так и региональных, а также расширять сотрудничество с другими партнерами. Наиболее перспективными областями, по мнению экспертов, становятся разведка и разработка нефтегазовых месторождений, транспортировка и своповые поставки сырой нефти и нефтепродуктов. Так треугольник Москва-Тегеран-Баку в перспективе имеет все шансы стать многоугольником.
Нельзя не сказать и об отдельной встрече президентов России и Азербайджана, состоявшейся в рамках трехстороннего саммита в Тегеране. Владимир Путин и Ильхам Алиев общаются часто, и, судя по всему, хорошо понимают друг друга. До Тегерана подтверждением этого стала их рабочая встреча в Сочи. При этом, напомним, что Азербайджан остается главным торговым партнером России среди стран СНГ – не членов Евразийского экономического союза.
Наконец, весьма символично, что, уделив главное внимание энергетике, лидеры России, Ирана и Азербайджана при этом призвали к скорейшему урегулированию региональных конфликтов на основе принципов и норм международного права.
И хотя в их совместном заявлении ни один конфликт не был назван по имени, есть все основания полагать, что среди прочих горячих точек они имели в виду и конфликт в Нагорном Карабахе.
Не приходится сомневаться, что если Армения сможет договориться с Азербайджаном по урегулированию конфликта в Карабахе на основе международного права, предполагающего соблюдение принципа территориальной целостности государств, то это откроет новые возможности и для Еревана, который может подключиться к экономическим проектам большой Евразии и встроиться в ее интеграционные структуры.