Начатую в Ереване антикоррупционную кампанию и ее возможные последствия для отношений с Азербайджаном разбирает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку".
Едва оправившись от потрясений этой весны, которые привели к массовым антиправительственным акциям и стремительному уходу президента страны Сержа Саргсяна, политическая жизнь в Армении снова забурлила. Чуть более месяца после того, как на волне широких протестов к власти пришел лидер народных масс Никол Пашинян, в Ереване раскручивается громкий коррупционный скандал, в центре которого оказался бывший замминистра обороны Манвел Григорян, ставший одной из знаковых фигур карабахской войны.
С учетом того, что скандал вовлекает в себя все новые фигуры, можно предположить, что в стране вызревают предпосылки для начала смены постсоветской элиты первой волны. Той самой элиты, многие представители которой совершили свое восхождение к власти после распада СССР в период вооруженного противостояния с Азербайджаном, сменив военную форму на цивильные костюмы политиков.
Метаморфоза, которая произошла с Манвелом Григоряном, напоминает старую истину о том, что у каждого времени свои песни и свои кумиры. И фигуры, которые в силу тех или иных исторических обстоятельств в определенный момент могут считаться священными коровами, выполняющими свою высокую патриотическую миссию и поэтому не подлежащими критике, в другой ситуации могут оказаться низвергнутыми со своего пьедестала. По мере взросления гражданского общества оно пересматривает многие истины, казавшиеся незыблемыми, и обретает способность к прозрению. Если бы не произошедшая в Армении в мае этого года смена власти, страна, наверное, никогда бы и не узнала о том, что на этой неделе перестало быть секретом.
Как выяснилось, Манвел Григорян, долгое время возглавлявший Союз добровольцев «Еркрапа», участвовавший в карабахской войне в звании генерал-лейтенанта, а также один из лидеров правящей Республиканской партии, хранил в своем особняке сотни ящиков с пометкой «для солдат». В них находились одежда, еда, лекарства и средства гигиены, а также письма военнослужащим от школьников из разных уголков Армении.
Вот что сообщил об этом в Facebook сам Никол Пашинян, по мнению которого большая часть обнаруженной у Манвела Григоряна гуманитарной помощи предназначалась военным, участвовавшим в «четырехдневной войне» в Нагорном Карабахе 2016 года. «Есть обоснованные подозрения, что он присвоил помощь, которую собрало наше население для вооруженных сил. Там есть и технические средства, есть и продукты. Он присвоил эти продукты и дал на корм своим питомцам -- медведям и тиграм», -- поведал сам Никол Пашинян.
Можно было бы сказать, что история Манвела Григоряна – лишь частный случай, по которому нельзя судить о новой долгосрочной тенденции в армянской политике. Однако растущий, как снежный ком, скандал в Ереване, заставляет задуматься о том, что все, возможно, гораздо более серьезно. Подтверждением этого может служить то, что уже после лишения Манвела Григоряна депутатской неприкосновенности в рамках уголовного дела о злоупотреблениях в вооруженных силах на этой неделе был допрошен и бывший министр обороны, генерал-полковник в отставке Сейран Оганян. Кроме того, после обнародования видео из особняка Манвела Григоряна подал в отставку с поста мэра города Эчмиадзин его сын Карен Григорян, хотя вроде бы, как известно, сын за отца не отвечает.
В целом, происходящее в Ереване чем-то отдаленно напоминает начало известной итальянской операции «Чистые руки» -- антикоррупционной кампании начала 90-х годов прошлого века, пусть и пока гораздо меньшей по масштабам. Любопытно, что в день обыска у Манвела Григоряна в Эчмиадзине был задержан бизнесмен и криминальный авторитет Артур Асатрян, многие годы живший в Италии и известный под именем «Дон Пипо». По сообщению агентства “Интерфакс” из Еревана, задержание Дона Пипо произошло в рамках расследования уголовного дела, в ходе которого были получены сведения о том, что "Дон Пипо" готовился похитить лиц, планировавших на него покушение. В общем, чем не сюжет из истории легендарной итальянской Коза Ностры?
Как бы то ни было, пытающемуся утвердить себя в роли нового национального лидера Николу Пашиняну сегодня, как воздух, нужна собственная кампания «Чистые руки». «Чистые руки» по-армянски. Только тогда он сможет оправдать надежды всех тех, кто этой весной вышел на улицы, требуя перемен. Только тогда он подтвердит свою легитимность и в глазах правящего класса, поначалу встретившего Никола Пашиняна в штыки. Но пока время работает на Пашиняна, инициатива по-прежнему принадлежит ему. Весьма символично, что соратники Манвела Григоряна, поначалу расценившие его задержание как «очередное проявление применения репрессивного государственного аппарата» втоге все-таки проголосовали в парламенте за лишение его депутатской неприкосновенности.
Результатом начавшегося в Армении процесса может стать выдвижение новой когорты молодых амбициозных лидеров, вместо уходящей плеяды старых кадров времен Сержа Саргсяна, героев 90-х годов прошлого века. Кто-то из них со временем уйдет в отставку или отойдет на второй план, кто-то, возможно, примкнет к победителям во главе с Пашиняном. История Манвела Григоряна показывает, что, как говорил в годы советской перестройки Михаил Горбачев, «процесс пошел».
Другой вопрос – принесет ли грядущая смена элит в Армении новые подходы к старым проблемам, позволит ли эта смена сделать так, чтобы необычайно сильная в армянском обществе во все времена идея патриотизма не эксплуатировалась в чьих-то узких корыстных интересах. Иными словами, будет ли Армения гарантирована от историй с пожертвованиями для армии, идущими на корм медведям и тиграм в чьем-то домашнем зоопарке? Сможет ли страна создать условия, исключающие появление новых Донов Пипо?
Пока действия Никола Пашиняна свидетельствуют о том, что его главные усилия направлены исключительно на укрепление собственной власти внутри страны. В то же самое время нельзя не призанть, что как карабахское урегулирование и нормализация отношений с Азербайджаном не стали для него приоритетными. Во всяком случае, пока не стали. Еще одно напоминание об этом – совершенные с интервалом менее чем в полтора месяца уже две поездки Никола Пашиняна в Нагорный Карабах, вызвавшие предсказуемую негативную реакцию Баку. Решению задачи консолидации армянской элиты и общества вокруг нового лидера, судя по всему, должно способствовать и выдвинутое Николом Пашиняном требование усадить за стол переговоров в качестве еще одной стороны представителей самопровозглашенной "Нагорно-Карабахской Республики".
Азербайджанская сторона уже дала понять, что считает это категорически неприемлемым.
Однако не будем спешить с выводами. Если начатая Николом Пашиняном кампания по низвержению прежних кумиров в итоге укрепит его власть и позволит ему обрести по-настоящему всенародную поддержку, новые подходы могут прийти и во внешнюю политику. Вот тогда вместо сегодняшних популистских заявлений мы возможно увидим новые подходы к карабахскому урегулированию.