Визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ на Южный Кавказ и новый всплеск международной активности по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку»
Конфликт вокруг Нагорного Карабаха вновь оказался в центре внимания мировых держав, не оставляющих попыток добиться долгосрочной стабилизации на линии разграничения сторон и запустить давно заглохший механизм переговоров по главным вопросам войны и мира, беженцев и оккупированных территорий. Продолжающийся этой осенью в Закавказье кастинг сменяющих друг друга международных посредников, впрочем, свидетельствует лишь о наличии у них желания сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки. Желание у посредников есть, однако возможности, увы, не просматриваются.
Главным итогом завершившейся поездки в закавказский регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ стало прозвучавшее после встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Баку заявление о подготовке новой встречи глав МИД Азербайджана и Армении, которая должна будет пройти до конца года. Эта пока единственная хорошая новость, впрочем, не означает, что в карабахском урегулировании трогается лед.
Все обстоит совсем не так: визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ проходил на фоне не приемлемых для Баку требований Еревана сделать стороной переговоров Азербайджана и Армении непризнанную ни одной страной мира Нагорно-Карабахскую республику. В самом же Нагорном Карабахе сопредседателям Минской группы заявили о стремлении принимать участие в будущих переговорах, что потребовало бы принципиального изменения их формата.
И к тому же здесь отвергли предложение Баку об обмене пленными и задержанными по принципу «всех на всех».
Чтобы понять, почему карабахское урегулирование топчется на месте или идет по принципу «шаг вперед, два шага назад», нелишне вспомнить обстоятельства, предшествовавшие поездке в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабаху -- Игоря Попова (Россия), Стефана Висконти (Франция), Эндрю Шофера (США) и представителя председателя ОБСЕ Анджея Каспшика. Той самой поездки, о необходимости которой активно заговорили после смены власти в Ереване, когда наблюдатели стали строить предположения о том, как перемены в руководстве Армении скажутся на переговорах с Азербайджаном.
В этом смысле интересны некоторые заявления, прозвучавшие в ходе недавнего визита в Ереван советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. Напомним, что сразу после посещения российской столицы, где тоже шла речь о Кавказе, Джон Болтон совершил свое турне по региону, непосредственно предшествовавшее поездке Минской группы ОБСЕ. Можно сказать, что в ходе его посещения Еревана в определенном смысле наступил момент истины.
Устами Джона Болтона американская сторона, отбросив дипломатическую вежливость, пожалуй, впервые открыто дала понять, что по Карабаху она ждет от Еревана чего-то большего, чем просто продолжения игры на удержание счета, сохранения нынешнего статус-кво. Как это было при Саргсяне и Кочаряне. Выразив мнение о том, что исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян вскоре сумеет консолидировать власть в своих руках и стать премьером без приставки и.о., Джон Болтон высказался в том духе, что вскоре Никол Пашинян получит карт-бланш на более решительные шаги и на переговорах с Баку. И, возможно, сделает эти шаги.
Ранее схожую мысль выразил и завершающий командировку в Ереван посол США Ричард Миллз. Однако тогда армянская сторона попыталась не придавать его словам особого смысла: дескать, посол Миллз сидит на чемоданах, собирается домой в Вашингтон. И поскольку это уходящая фигура, то не стоит принимать его слова близко к сердцу.
Но в отличие от Ричарда Миллза, Джон Болтон – явно не уходящая фигура в администрации президента Трампа. Он-то уж точно пришел всерьез и надолго и становится куратором американской политики на всем постсоветском пространстве.
Таким образом, слова посла Миллза не были оговоркой: в Вашингтоне выражают растущее недоумение по поводу того, что в карабахском урегулировании ничего не происходит.
Как же отреагировал на это Никол Пашинян?
Предложение американского гостя не вызвало у него восторга. «Джон Болтон говорит за себя. И Болтон, и вообще кто-либо не может говорить от моего имени», -- одернул Никол Пашинян Джона Болтона. Таким образом, он дал понять, что в подобных рекомендациях Вашингтона уж точно не нуждается. Сам разберется, без подсказок. Предельно жестким было и его недавнее выступление на 73-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, где армянский лидер заявил буквально следующее: «Азербайджану необходимо вести переговоры с Нагорным Карабахом, в противном случае Баку нужны лишь территории, а не люди Карабаха». По его словам, «Карабах не должен быть частью Азербайджана, если никто не хочет допускать новый геноцид армянского народа».
Таким образом, если верить сказанному, то Никол Пашинян исключает саму возможность вхождения Нагорного Карабаха в состав азербайджанского государства, при этом предлагая изменить формат переговоров, проходящих под эгидой ОБСЕ с 1992 года. Но тогда возникает другой вопрос: «Что должно стать предметом таких переговоров, и будет ли в них смысл для Баку?»
Напомним, что вопрос о привлечении Нагорного Карабаха к армяно-азербайджанским переговорам ушел с их повестки еще на начальной стадии переговорного процесса: определить статус на переговорах самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики оказалось невозможным. Вплоть до последнего времени все этапы переговорного процесса проходили по принципу: «Третий лишний». Причем такой формат устраивал всех: не только Баку и Еревана, но и Вашингтон, и Москву, и Минскую группу ОБСЕ. Не устраивал он лишь представителей Нагорного Карабаха.
Глава МИД России Сергей Лавров и генсек ОБСЕ Томас Гремингер во время недавней встречи в Москве выразили мнение о том, что садиться за стол переговоров необходимо без каких-либо предварительных условий и не поддержали предложение об изменении формата переговоров.
Учитывая жесткие заявления армянского руководства и обнаружившееся непонимание между Вашингтоном и Ереваном, сменившие Джона Болтона в армянской столице сопредседатели Минской группы ОБСЕ на этой неделе были вынуждены играть роль «пожарной команды», пытающейся не допустить эскалации дипломатического конфликта и продемонстрировать хотя бы видимость продвижения в карабахском урегулировании.
Комментируя высказывания американских коллег, посол Евросоюза в Ереване Петр Свитальский поспешил заверить армянскую сторону, что, дескать, никакого внешнего давления на Ереван для форсирования решения по Карабаху нет и не будет. «Решение конфликта должно быть найдено его сторонами. Никто не может навязать сторонам какое-либо решение. Мы не теряем оптимизма и верим, что когда-нибудь решение будет найдено», -- попытался успокоить армянскую сторону Петр Свитальский.
С примирительным заявлением выступила и армянская сторона. «Пашинян приветствовал визит сопредседателей ОБСЕ в Армению и подчеркнул роль Минской группы как единственного формата, обладающего международным мандатом на урегулирование конфликта», -- говорится в сообщении пресс-службы армянского правительства.
Впрочем, когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ накануне визита в Баку отправились в Нагорный Карабах, здесь повторили тезис Никола Пашиняна о необходимости участия в переговорах представителей самопровозглашенной республики.
Никакой официальной реакции сопредседателей Минской группы ОБСЕ на предлагаемое изменение нынешнего формата переговоров между Арменией и Азербайджаном так и не прозвучало. Балансирующие между сторонами конфликта, международные посредники осторожно ушли от вопроса о том, могут ли представители Нагорного Карабаха стать одной из сторон переговоров.
Тем не менее, нельзя не заметить, что сыграв по отношению к Еревану роль «доброго следователя» в отличие от «злого следователя» Болтона, представители ЕС и сопредседатели Минской группы фактически проигнорировали призывы изменить формат переговоров.
И не учитывать эту реальность в Ереване не смогут. Какой из этого вытекает вывод?
С одной стороны, в конце года, в самом деле, похоже, пройдет новая встреча министров Мамедъярова и Мнацаканяна.
С другой стороны, учитывая очевидное ужесточение позиции Еревана, вряд ли это может стать стартовой точкой для движения к конкретному результату, разумному компромиссу.
В связи с этим существует реальная опасность того, что если к концу этого года международные посредники и запустят переговорный процесс по Карабаху, его двигатель будет работать на холостых оборотах.
Однако такой сценарий категорически не устроит Баку.
Судя по всему, не может он устраивать и Москву.