Сегодня день памяти общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева. «Москва-Баку» представляет воспоминания о нем.
Сергей Медведев, бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина:
-Гейдар Алиев первый начал делать походы «в народ», не Горбачев, а он. Машина останавливается, он выходит, идет общаться с гражданами, и все в восторге задают вопросы, могут притронуться к такому высокому руководителю. Мне кажется, он делал это искренне. Это была абсолютно не показушная история. Гейдар Алиев любил общаться с людьми. Некоторые крупные руководители, даже хорошие, не любят и не умеют этого. А вот он - и любил, и умел. Для него было очень важно - нащупать пульс жизни народной, так он подпитывался информацией. Одно дело, тебе дают справки, доклады и отчеты, а другое - ты сам ощущаешь, что люди думают, как они настроены. Бумага не передаст их настроение. Он, как камертон, ощущал психологическое состояние людей. Было видно, что он неформально это делает. Ему это было нужно.
Он выходил из сложнейших политических коллизий и ситуаций, столкновений сначала, может быть, не всегда победителем. Но в конце концов, он побеждал, и умел найти этот путь к победе через компромиссы, непростые решения. Он продемонстрировал то, каким должен быть политик. Его задача - построить независимое, процветающее государство осуществилась. Сейчас мы видим, какие серьёзные изменения происходят в Азербайджане!
Борис Пастухов, бывший первый заместитель главы МИД РФ:
-Он был действительно великим сыном своего замечательного народа. Трудно выразить в словах все глубокое почтение перед этим человеком. Меня поражала в нем его удивительная человечность и колоссальные знания – любого предмета, совершенно феноменальная память.
Гейдар Алиевич все в деталях помнил о людях, с которыми общался. Он был выдающийся человек, но особенно его великие качества раскрылись во второй его приход к власти в Азербайджане. Вся жизнь его была посвящена одному – чтобы простые люди в Азербайджане жили хорошо и счастливо.
Гейдар Алиевич всегда с большим пиететом говорил о России, о Москве. Кто бы ни находился у власти в Москве, он уважительно говорил об этих людях. Он видел в дружбе с Россией, в уважительных и добрососедских отношениях залог прекрасного будущего Азербайджана. Так оно и есть, так и получилось.
Виталий Игнатенко, бывший гендиректор ИТАР-ТАСС:
-Когда я работал в Администрации президента, мне предложили рабочую дачу на лето. Большую, красивую, хорошую дачу. Я ее осмотрел, и мне показалось по мелким деталям, что хозяин этой дачи куда-то вышел и должен вот-вот прийти. Я спросил, кто тут жил. Мне ответили: «Алиев. Он сейчас в больнице, и на эту дачу не вернется». Честно говоря, мне стало как-то не по себе. В результате, я отказался. Меня долго воспитывали, не давали мне ничего... Годы прошли, я забыл об этом. Кто-то из дачной обслуги проговорился Гейдару Алиевичу о том случае на даче. Прошло много лет, Гейдар Алиев стал президентом Азербайджанской Республики. На одном из приемов мы встретились, и он моим коллегам журналистам рассказал, как все тогда произошло. Я был настолько тронут тем, что он это помнит!
... Всегда оцениваю человека по мелочам. Особенно это важно, когда он занимает очень высокий пост, и у него сохраняются человеколюбие, открытость, стремление прийти на помощь. Если это все есть, то ты понимаешь, что имеешь дело с великим человеком. У него никогда «не закружится» голова, в любой ситуации он будет искать «человеческую изюминку», войдет в положение, будет думать, как сделать лучше. Я думаю, что потом это перекладывается на коллектив, город, страну. А в конечном итоге это приводит к тому, что вокруг и внутри страны создается совершенно другой климат. Подвластно это только человеку недюжинной судьбы и великолепной внутренней культуры. Вот таким и был для меня Гейдар Алиевич.
Калерия Кислова, режиссер Центрального телевидения СССР:
-Однажды я заболела, а Гейдар Алиевич позвонил мне днем домой и удивился, что я дома. Я сказала ему, что болею и у меня высокая температура. И я услышала в трубке, как он спросил в приемной, на месте ли Кумачев. А Кумачев — это был прикрепленный к нему доктор. Он потребовал его срочно к себе и все переполошились, потому что подумали, что плохо самому Гейдару Алиевичу. А он передал врачу трубку и потребовал, чтобы я назвала свой адрес, чтобы он приехал меня лечить. И Кумачев действительно сделал чудо — через три дня я была уже в строю.
А когда я вышла на работу, мне позвонила какая-то женщина из управления делами Совета Министров и сказала, что мне выделили квартиру. Попросила записать адрес, чтобы я могла поехать и посмотреть. Я подумала, что это розыгрыш, ведь я же не писала никаких заявлений на квартиру, каким образом она могла возникнуть? Оказалось, что доктор вернулся от меня и Гейдар Алиевич спросил: «В каких условиях она живет?» А он рассказал, что у меня там три клетушки общей площадью в 38,76 квадратных метров — вот такой метраж.
15 апреля 1985 года я пришла утром на летучку. Это был понедельник. Не успела я войти в кабинет главного редактора, как он протянул мне «тассовку». И в ней было сообщение о том, что ночью не стало Зарифы Азизовны. Я тут же позвонила помощнику Гейдара Алиевича Валерию Гридневу, спросила — как он? Валерий ответил, что он на работе, в кабинете. Я взяла машину и поехала к нему. Когда я вошла в кабинет, на Гейдара Алиевича было больно смотреть - это был совершенно другой человек. Это было примерно в половине 11 утра, он только что приехал из больницы, где провел всю ночь, не спал, он был сломлен, весь почернел. Я подошла и сказала ему какие-то слова — но что такое слова в этой ситуации. И он разрыдался. И я рыдала вместе с ним. И он сказал мне: «Ты понимаешь, ведь я потерял не только жену, я потерял друга. Она была таким другом...» Потом были похороны, на Новодевичьем кладбище похоронили Зарифу Азизовну. Собрались родственники и все члены Политбюро. Только Михаил Сергеевич Горбачев не приехал...
Еще одна деталь, проливающая свет на его человеческие качества. Прошло много лет с тех пор, как Гейдар Алиев уехал из Москвы. Прошло много лет с тех пор, как его не стало. А его бывшая команда, те, кто остались — мы до сих пор встречаемся. Мы обязательно отмечаем день памяти 12 декабря и его день рождения. Мы всегда говорим: «Мы — команда Гейдара Алиевича».
Недаром его называют «человек, который спас Азербайджан». О нем так говорят. Потому что несмотря на то, что ему в это время было 70 лет и он перенес не один инфаркт — он нашел в себе силы. И он настолько был мудрый человек и настолько умел ладить с людьми, что он приостановил эту межнациональную войну и вывел страну из самого тяжелого положения.
Александр Масляков, президент Международного клуба КВН:
-Поездка в Баку для меня приятное событие, город всегда встречает гостеприимно. Мы приехали в Азербайджан большим составом вместе с КВНщиками: командами из Одессы и «Парни из Баку», чтобы, как говорили ребята, окончательно «выяснить отношения». (Улыбается.) Приятной неожиданностью для всех нас стало приглашение Гейдара Алиева на встречу.
Если мне не изменяет память, именно в тот период, Гейдар Алиевич вновь стал руководителем Азербайджана, к большой радости жителей и молодежи, в том числе, КВНщиков. Бакинская история КВН началась в далекие 60-е годы и руководство республики, в частности, и он, всячески помогал ребятам развиваться и был горд за успехи команды.
Наша встреча была неофициальная, мы просто разговаривали обо всем. Спрашивал в основном он, но мы тоже задавали вопросы. Говорили о КВНе, он замечательно относился к игре и ребятам.
Я сказал ему, что очень рад, что он снова управляет республикой и поблагодарил за эту встречу и теплое общение. Уже много времени прошло с тех пор, Гейдара Алиевича нет много лет, но я и по сей день вспоминаю эту встречу.
Станислав Чернявский, Чрезвычайный и Полномочный посланник РФ в Азербайджанской Республике (1999 – 2002 гг.):
-12 декабря стало трагедией для азербайджанского народа и для всех тех, кто знал Гейдара Алиевича. Гейдар Алиевич – великий государственный деятель и прекрасный человек. Он жил жизнью азербайджанского народа, он всегда проявлял заботу о том, что происходит в стране. Он посвятил свою жизнь тому, чтобы народ жил счастливо. Я не зря выделяю именно термин «народ», ведь когда Гейдар Алиевич впервые приехал с государственным визитом в Россию и выступал перед журналистами, меня поразило то, что он все время говорил о народе, о своей родине и практически ничего не говорил о себе. А в то время у многих лидеров было модно говорить в первую очередь о собственных переживаниях, а не о народе.
Гейдар Алиевич сделал очень многое. Он дал народу надежду и реализовал ее. Посмотрите, как грамотно он себя вел как политический деятель. Гейдар Алиевич сохранил представителей оппозиции, которые выступали против него и если пытался их обезоружить, то за счет того, что раскрывал их подлинные замыслы, которые шли вразрез с интересами азербайджанского народа.
Гейдар Алиевич, когда было модно отказываться от плановой экономики, сохранил все нефтяные структуры во власти государства и таким образом обеспечил Азербайджану, азербайджанскому народу, не могу сказать безбедную, но счастливую жизнь на многие десятилетия. Гейдар Алиевич был сторонником четкого планирования, четкой стратегии проведения экономических реформ и экономического строительства. Благодаря этому Азербайджан постоянно идет вперед. Было несколько решений прорывного характера, в первую очередь, конечно, это решение о подписании «Контракта века». Можно долго рассказывать о том, какое противодействие встречал этот шаг Гейдара Алиевича, но сегодня мы видим результаты этой сделки. Сразу же после заключения этого соглашения возросло количество экономических партнеров Азербайджана, начала расти энергетическая отрасль промышленности. В целом был дан серьезный толчок азербайджанской экономике.
Среди политических свершений Гейдара Алиевича – это и борьба за демократическую конституцию, за демократизацию прав азербайджанского народа. Гейдар Алиев добился того, чтобы конституция не только была создана, но ее практические положения реализовывались. Благодаря Гейдару Алиевичу в Азербайджане сложилась справедливая, современная избирательная система, демократическая, отвечающая всем нормам избирательного права. Гейдар Алиевич немало сделал и для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Он смело шел на встречи с армянскими лидерами, предлагая им конкретные подвижки в решении этого вопроса. Конечно, Гейдар Алиевич – это легендарная личность, светлая ему память.
Сегодня, когда мы подводим итоги уходящего 2019 года и когда сотрудничество России и Азербайджана вышло на новый позитивный уровень, конечно же, мы не можем не вспомнить Гейдара Алиевича. Именно благодаря ему в январе 2001 года, когда состоялся первый визит российского президента В.В. Путина в Азербайджан, были сняты многие проблемы, именно благодаря ему наше сотрудничество стало развиваться поступательно и позитивно. Радует то, что в 2019 году было несколько визитов видных азербайджанских государственных деятелей в Россию, в первую очередь визит первого вице-президента Азербайджана госпожи Мехрибан Алиевой, который, я считаю, прошел очень успешно. Здесь в России Мехрибан Алиева пользуется огромным авторитетом. В ходе визита были достигнуты договоренности о сотрудничестве в новых областях, в частности, в сфере обмена новыми технологиями. Наши отношения развиваются позитивно, конечно, у них есть перспективы, многое еще надо делать в плане гуманитарного сотрудничества, расширения транспортного сотрудничества. Задачи есть и они решаются.
Леонид Якубович, телеведущий:
-Это было очень давно, так давно, что я даже забыл год нашей встречи. Мы приехали в Азербайджан, играли в «Поле чудес» в спортивном зале. А утром у нас состоялась встреча с Гейдаром Алиевым.
Сначала это была протокольная встреча на 20 минут. Он сидел во главе стола, объяснил в двух словах политическое и экономическое положение Азербайджана, я особо ничего не понял. А после 20 минут разговора он сказал: «Все свободны, а вы, Леонид, посидите». И эти 20 минут превратились в 2,5 часа беседы. Скорее нет, это был мой монолог. Он молчал, а я рассказал ему всю свою жизнь, буквально с момента рождения. Он ничего не спрашивал, но внимательно меня слушал, кивал головой, иногда направлял беседу, когда я уставал. Он абсолютно не ставил себя выше и никак не обозначал свое положение. Тихим голосом что-то иногда спрашивал. Я рассказал ему все: про маму и папу, где отец воевал, как мы жили – все! В тот момент у меня не было ощущения, что говорю только я. Мне было так комфортно рядом...
Гейдар Алиев – человек с огромным интеллектом, могучей харизмой. В своей жизни я встречал двух или трех таких людей. Очевидно было, что в его глазах ….там столько всего внутри.
Он был переполнен знанием, интеллектом, я до сих пор в себя не могу прийти от нашей единственной встречи. Я хотел переложить этот разговор на бумагу, но у меня не получилось, не знаю почему. У меня было ощущение, что мы знакомы тысячу лет и он ждал, чтобы я только пришел и рассказал ему все.
Позже, оценивая наш разговор, я понял, почему за ним пошел народ. Его слушали и слышали, Он – глыба. Я не думаю, что его боялись, это было безмерное уважение и надежда, что только он сможет спасти республику.