AZN = 49.31 RUB
USD = 83.83 RUB
EUR = 90.54 RUB
Новости дня

A
Российский эксперт: К чему приведут бесконечные попытки Армении балансировать на двух стульях – между Россией и Западом

Российский эксперт: К чему приведут бесконечные попытки Армении балансировать на двух стульях – между Россией и Западом

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
20.06.2023 16:27

/upload/iblock/a4d/a4dacc3a7ddaf647638a9b623bf68c75.jpeg

Новый виток обсуждений между Москвой, Баку и Ереваном темы разблокирования транспортно-экономических коммуникаций между Азербайджаном и Арменией, о которой стороны договорились еще 2,5 года назад, наблюдается порядка месяца. Стимулом стала московская встреча 25 мая лидеров трех стран.

Тема находится в центре внимания не только Баку и Еревана, но и особенно Москвы как посредника, а также Турции.

На днях российский сопредседатель рабочей группы по разблокированию транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией Алексей Оверчук на «полях» Петербургского международного экономического форума заявил, что главная по сути проблема в данном вопросе – это вопрос доверия между армянской и азербайджанской сторонами – то есть по сути безопасность передвижения простых людей по данным транспортным коммуникациям, соответственно – армян – по азербайджанской территории и азербайджанцев – по армянской.

Также Оверчук заявил, это сближение конфликтующих народов через экономику – это уникальный формат.

На этом фоне турецкая сторона также в последние недели на регулярной основе актуализирует тему важности разблокирования транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. На прошлой неделе об этом после переговоров с Ильхамом Алиевым в Баку говорил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. На днях данную тему развил министр транспорта и инфраструктуры Турецкой Республики Абдулкадир Уралоглу. По его словам, Зангезурский коридор создает новые возможности для развития экономического взаимодействия на Южном Кавказе: «В то же время это увеличит потенциал железнодорожных и автомобильных грузоперевозок по Среднему коридору».

«С открытием Зангезурского коридора граничащие с Кавказом регионы будут экономически усилены, в частности, в транспортной и энергетической областях, увеличится занятость, особенно в сфере логистики», - отметил Уралоглу.

Между тем, армянская сторона больше недели продолжает обстрел позиций азербайджанской армии в направлении Нахчывана, через который и должны прокладываться транспортные коммуникации между Азербайджаном и Арменией. Не говоря уже о факте обстрела 15 июня со стороны Армении Лачинской дороги – еще одного трнанспортного узла, зафиксированного в перечне пунктов для выполнения в трехстороннем заявлении российского, азербайджанского и армянского лидеров от 10 ноября 2020 года.

Cегодня глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, выступая в Великобритании на Caspian Connection Conference заявил, что Армения создает трудности в открытии коммуникаций в регионе. 

Дмитрий-Солонников-фото-с-сайта-polit.pro_.jpgПочему в проблематике доверия между Азербайджаном и Арменией в вопросе разблокирования транспортных коммуникаций (как, впрочем, и в остальных вопросах) все могло быть проще – «Москва-Баку» комментирует директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

- Если объективно посмотреть на данную проблематику, Азербайджан и Россия выступают в совершенно разных позициях, ситуациях, чем Армения. Внутри Армении ситуация очень неоднозначна. Как, впрочем, и в ее внешней политике. Среди элиты республики, как и населения республики, нет единого представления о будущем страны, о том, какую политику по нормализации отношений с Азербайджаном будет правильнее вести и вести ли ее в принципе или придерживаться реваншистских настроений. В Армении также нет единой системы принятия политических и иных решений. Никол Пашинян подчас не отвечает за то, как будут действовать представители военного блока, а военное руководство не всегда может достаточно контролировать ситуацию на «земле» ввиду наличия сепаратистов. Не знает армянский премьер и того, как себя поведут радикалы при принятии им конкретных решений в рамках нормализации отношений с Баку.

Стоит вопрос о будущем Армении, куда она движется - движется ли она окончательно в сторону НАТО и ЕС, Запада и к чему приведут ее бесконечные попытки балансировать на двух стульях – между Россией и Западом. Мы уже давно видим крайне импульсивные действия Еревана – то в одну сторону, то в другую сторону.

Есть еще момент, которого не существует в принципе ни в Азербайджана, ни в России, когда руководитель страны, поставленный в политически сложную ситуацию, беспокоится за свое личное будущее.

Премьер-министр Армении убежден, что если он подпишет документы в рамках армяно-азербайджанской нормализации: по разблокированию транспортно-экономических связей, по делимитации и демаркации границы, включая фиксирование, что Карабах – это Азербайджан и никакого «Арцаха» нет, то его пребывание у власти (а может быть и физическое существование) закончится. Его сразу же в лучшем случае сместят.

Он боится, что таким образом юридически закрепит поражение Армении во Второй Карабахской войне и всё, до свидания.

Как известно, на сегодняшний день проамериканские силы активно ведут Армению в сторону сближения с Соединенными Штатами, Евросоюзом, НАТО. Действуют и пророссийские силы, которые пытаются развернуть Армению обратно в направлении евразийской интеграции.

Позиция Пашиняна на данный момент – двухголовый тянитолкай. В конечном итоге такая позиция может привести к тому, что он станет ненужным ни одним, ни другим. И это очень сильно влияет на процесс нормализации между Арменией и Азербайджаном, на выполнение трехсторонних договоренностей, на армяно-российские отношения.

В связи с данным фактором, Никол Пашинян продолжает любыми способами тянуть с выполнением Ереваном трехсторонних заявлений и еще один такой пример – с выполнением договоренностей по разблокированию транспортно-экономических коммуникаций.

Пашинян нужен для того, чтобы вести переговоры, для того, чтобы встречаться, для того, чтобы обещать и в одну сторону, и в другую, но итоговые решения не принимать. Поэтому армянский премьер и сегодня в рамках ставшей уже традиционной своей тактики не подписывает документ по разблокированию транспортно-экономических коммуникаций. По итогам договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении в Кремле 25 мая, казалось, стороны вот-вот подпишут новый документ по железной дороге. А в итоге опять ничего. Прошел практически месяц, транслируются некие очередные «сложности» в восприятии ситуации между Ереваном и Баку, того, как все должно функционировать. И параллельно наблюдается рост напряженности на «земле» - как раз в зоне прокладки потенциальной железной дороги между Азербайджаном и Арменией – в районе Нахчывана.

В этой связи показателен обстрел со стороны Армении Лачинской дороги.

Комментируя тезис российского вице-премьера Оверчука, что одна из основных сложностей в вопросе разблокирования транспортных коммуникаций между Арменией и Азербайджаном – недоверие сторон друг к другу – можно сказать, что идеальной картине нормализации армяно-азербайджанских отношений и разблокирования транспортно-экономических связей, если бы не было факторов: внутриполитических для Пашиняна в Армении, если бы не было фактора его опасения за свое политическое и даже физическое будущее, фактора реакции, действий радикалов, никаких проблем бы не было. В качестве подтверждения можно представить ситуацию на Лачинской дороге. На регулярной основе распространяются видеокадры, когда, несмотря на десятилетия (и даже более) жесточайшей вражды между азербайджанцами и армянами, армянское население совершенно спокойно, без проблем, проезжает КПП «Лачин». Все спокойно, по-человечески, никто не предъявляет взаимных претензий, никто не хамит друг другу, не устраивает провокации, никто никого, если хотите, не задирает. Азербайджанские пограничники, таможенники очень вежливо себя ведут. Все спокойно и без проблем. То есть это пример нормальных контактов между азербайджанцами и армянами. И это такое позитивное свидетельство возможности мира, нормальных взаимоотношений между азербайджанцами и армянами. То, как сегодня функционирует Лачинский коридор, показывает, что все эти вопросы можно было решить и два года назад.

Подразумевалось, что лидеры подписали заявление 10 ноября 2020 года и по нему достаточно быстро начнется продвижение. В итоге за 2,5 года с момента подписания по каким-то пунктам продвижения нет совсем – например, по вопросу открытия Зангезурского коридора, который связал бы западные районы Азербайджана через Армению с азербайджанской Нахчыванской Автономной Республикой, только азербайджанская сторона строит свою часть данного коридора. А реализация данного коридора была прописана в трехстороннем заявлении, стоит подпись премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

Тезисы о том, что на Лачинской дороге «страшные азербайджанцы» «перебьют» армян или что-то еще с ними сделают – это страшилки, ориентированные на политический и информационный эффект.

Если бы Азербайджан хотел «перебить» армян, он бы сделал это в 2020 году. Но он этого не сделал по доброй воле Ильхама Алиева, мудро смотрящего далеко вперед и оценивающего все политические риски. Кровопролитие в 2020 году было остановлено. Объективно – продолжи операцию, все вопросы давным-давно были бы решены. Вся исконно азербайджанская территория, ранее оккупированная армянской стороной, была бы возвращена под контроль Азербайджана. Никаких сепаратистов на данной территории больше бы не было. Никаких армянских ВС. Все было бы решено. Но Азербайджан выбрал для себя сложный, но дипломатический путь. Выбрал с ориентиром на мир и с безусловной уверенностью, что он добьется своего. И я уверен, что так и будет.

Поэтому когда мы говорим о доверии… оно должно всеми сторонами подтверждаться, в том числе армянской с точки зрения договороспособности и выполнения подписанных заявлений.

Как я ранее уже обозначал: это чисто европейская формула – что-то подписать, а потом передоговариваться бесконечно, как мы будем выполнять то, что уже подписали. Евросоюз очень активно в международных отношениях эту формулу продвигает. Армения, которая сейчас во многом опирается на методички Евросоюза, как вести переговоры, реализует такой сценарий.

Если была политическая воля со стороны Армении, все давным-давно бы решилось также в пользу выполнения пунктов договоренностей по нормализации отношений с Азербайджаном.

По большому счету, простым людям в Армении не нужны никакие политические выяснения отношений. Они просто хотят спокойно, хорошо жить.

В Азербайджане население, даже несмотря на то, что именно азербайджанский народ является пострадавшей стороной, пострадавшей от Армении, в результате политики официального Баку, готов к миру, он готов к контактам с армянским населением. Азербайджан как победитель в войне все время демонстрирует свою готовность к миру. И это крайне важный фактор.

Понятно, что в ситуации, когда между двумя народами существует историческая вражда, когда оба народа десятилетиями конфликтовали, всегда могут быть какие-то «погрешности» при контактах населения. Это цена нормализации, от этого никто не застрахован. Но я не сомневаюсь, что азербайджанская сторона сделает все для безопасного передвижения армянского населения. Потому что именно Азербайджан – инициатор мира, и официальный Баку сделает все для безопасности и армян. Это государственная политика.

Об этом свидетельствуют и предложения официального Баку армянской общине Карабаха по переговорам. То есть Азербайджан, имевший по большому счету в 2020 году возможность решить все вопросы силовым образом, не делает этого, а постоянно стремится решить вопросы путем дипломатии. На фоне «маятниковой», нерешительной и порой конкретно провокационной политики Армении нужно иметь невероятное терпение.

Вывод армянских вооруженных сил, армянских формирований также не осуществляется, хотя он был прописан как один из основных пунктов трехстороннего заявления.

Азербайджан проявил и добрую волю к армянскому населению Карабаха. Был осуществлен ряд комплементарных действий. Но попытка договориться с армянской общиной Карабаха из-за давления сепаратистов, исторического мышления, что азербайджанцы - это «зло», многолетней политики – пока испытывает проблемы. Азербайджан искренне предлагает армянскому населению Карабаха интегрироваться в многонациональную семью Азербайджана.

Кстати, еще один интересный момент. В трехстороннем заявлении прописано, что безопасность транспортного коридора будет обеспечивать ФСБ России. Азербайджанская сторона поддерживает это, о чем в последнее время было заявлено Баку. Что делает Армения – она начинает заявлять, что если Баку настаивает на присутствии в Армении российских структур как обеспечивающих безопасность, Ереван имеет право для безопасности привлечь третью страну, что в договоре никак не прописано.

Это, извините меня, очень смешно – когда Азербайджан, не входящий ни в ЕАЭС, ни в ОДКБ, а просто на основании подписанного трехстороннего документа, еще раз соглашается, что российские структуры безопасности должны обеспечить контроль над транспортными коммуникациями, а Армения, вроде как член этих самых обозначенных структур – ЕАЭС и ОДКБ – говорит: «Нет-нет, никакого ФСБ России, мы лучше пригласим НАТО, пусть он обеспечивает безопасность».

Что касается новой волны активизации Анкары в вопросе разблокирования транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией, то данный настрой Турции был и 2,5 года назад, и всегда по прошествии данного периода. После победы Эрдогана на президентских выборах в Турции, тема снова стала крайне актуальной. Она никуда и не уходила. Как и для Москвы. Обе страны заинтересованы в разблокировании коммуникаций.

В конечном итоге, главный тезис остается прежним – если Армения играет и не хочет по тем или иным причинам реализовывать разблокирование транспортный коммуникаций, то она делает плохо только себе. Главные заинтересанты в разблокировании бесконечно в ущерб своим национальным интересам такую «игру» Армении терпеть не будут.