Смену власти в Сирии и будущие последствия окончания правления президента Башара Асада для соседних стран и регионов анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала "Москва-Баку"
Драматичные события в Сирии превратили одно из ключевых государств Ближнего Востока в большую черную дыру неизвестности и нестабильности в стратегически важном регионе, непосредственно прилегающем к Южному Кавказу.
Главный для всех нас в Москве и Баку вопрос состоит в том, как все это скажется на ситуации в большой Евразии, ключевыми игроками которой являются Россия, Турция, Иран и Азербайджан.
Учитывая, что власть Асада не просто пала, а ей помогли упасть внешние силы, годами готовившие сценарий смены режима из-за рубежа, многие сегодня задаются одним вопросом.
Вопрос этот можно сформулировать так: где теперь, в каких еще регионах и странах мира может произойти попытка, используя этот сирийский прецедент, в той или иной форме повторить этот сценарий незаметного раскачивания ситуации и затем быстрого резкого взрыва. Взрыва, который приведет не просто к смещению руководства и всей правящей элиты, а к полному переформатированию политики и всего государственного проекта.
В Движении неприсоединения, в которое входила Сирия династии Асадов во время председательства в этой организации Азербайджана, этот вопрос будет стоять перед десятками стран, актуален он и для постсоветского пространства, которое Запад по-прежнему рассматривает как пространство «большой игры» мировых держав на знаменитой шахматной доске Бжезинского.
То, что Сирийская Арабская Республика - светское государство, в основе независимого развития которого лежала арабская идеология баасизма с господством одной партии и одной политической династии - отца и сына Асадов, теперь может быть трансформировано в совершенно другое государство.
После победы вооруженной оппозиции в Дамаск из политического небытия вернулись забытые лица, так сказать, многолетние «борцы с режимом», которые имели претензии к руководству страны и ее политике, терпеливо ждали своего часа и вот теперь этот час настал - заграница помогла!
Сегодняшняя судьба Сирии показывает какими страшными могут быть гримасы истории. Мне довелось оказаться в командировке в Сирии во второй половине 90-х годов, когда еще был жив правивший страной Хафез Асад. Тогда сирийцы называли Асада гарантом мира и политической стабильности и с гордостью говорили о том, что их страна, как они тогда считали - самое спокойное и безопасное место на всем Ближнем Востоке. И все думали о том, что так будет продолжаться вечно.
И вот теперь нет избытка в апокалиптических прогнозах относительно будущего Сирии. Слишком велики расхождения между всеми теми, кто может претендовать на участие в разделе «асадовского наследства». Это противоречия между суннитами и шиитами, межу курдами и туркоманами, между алавитами и друзами, между светскими лидерами и исламскими фундаменталистами, между умеренными и радикалами.
Противостоявшую Асаду более чем пеструю коалицию после его свержения сохранить будет очень трудно. Если вообще возможно - в ней уже намечаются расколы.
Каковы же главные сирийские уроки для Кавказа? О чем нужно говорить и помнить сегодня всем нам, когда Асад уже сидит не в Дамаске, а в Москве, где он получил политическое убежище?
События в Сирии напоминают о том, что военные победы никоим образом не отменяют задачи последующих мирных побед.
А именно, создания и укрепления государственных институтов, подъема экономики, наличия объединяющей власть и общество четкой, национально ориентированной стратегии развития и общих ценностей, которые бы служили стержнем, на котором держится вся страна.
Когда все эти элементы присутствуют, то рейтинг доверия к власти остается стабильно высоким и тогда государство имеет тот необходимый запас прочности, который позволяет ему выдерживать разрушительные толчки извне любой силы.
Однако, как выясняется, Асад-сын не смог стать достойным преемником и продолжателем дела своего отца.
Сирийское государство, как выясняется, давно утратило былой запас прочности. В итоге, когда подготовленный за рубежом сценарий смены власти вступил в стадию реализации, страна развалилась, как карточный домик.
Суммирую все сказанное, после военной победы, которую в свое время за сирийское руководство одержала Россия, сирийское руководство потерпело поражение в мирном строительстве.
Второй главный вывод состоит в том, после падения Башара Асада явно активизируются попытки путем давления извне раскачать ситуацию и найти рычаги и способы вмешательства в дела других стран формата «три плюс три», в который входят две тройки -- Россия, Турция Иран и Азербайджан, Грузия, Армения.
Уже сегодня на Западе говорят о том, что вслед за Сирией на очереди должен быть Иран, власть и модель развития которого Запад категорически не устраивает.
Мы помним и не должны забывать, какие огромные усилия прикладывались для того, чтобы сменить власть в Турции - привести к власти оппозицию, которая не ставит национально ориентированные цели, которые отстаивает президент Эрдоган.
Военный переворот в Анкаре, в отличие от Дамаска, несколько лет назад провалился, потому что Эрдогана поддержала армия и большинство турецкого общества.
Когда в прошлом году в России произошло продлившееся один день выступление ЧВК Вагнера, многие западные политики, эксперты и СМИ радостно прогнозировали скорую смену власти в Москве - и оказались в дураках. Но мы увидели, какой на Западе есть запрос на такой сценарий и для России.
Идем дальше.
Мы знаем, что происходит сегодня в Грузии, которая исключительно усилиями внешних сил превратилась в пороховую бочку. После того как власть в Тбилиси стала неугодной Западу, США и Евросоюз задействовали все инструменты – от санкций до поддержки уличных протестов, - чтобы сменить руководство страны в ходе инспирированного ими гражданского противостояния.
И, наконец, сценарий подчинения Западу реализуется сегодня в Армении, откуда пытаются выдавить Россию. Заявления Пашиняна о точке невозврата в отношениях с ОДКБ может перерасти в попытки пройти и точку невозврата и в отношениях с Россией.
Учитывая, что с падением Башара Асада политическая игра внутри и вокруг Сирии совсем не завершилась, а только начинается, и в орбиту этой игры втягиваются Южный Кавказ и Евразия, в этой игре в полной мере проявится, кто на что способен. Сегодня на карту поставлены мир, стабильность и безопасность в сразу нескольких регионах.
В этой очень непростой и чреватой многими рисками ситуации Россия и Азербайджан остаются бастионами стабильности и гарантами суверенного развития, показывая, что могущество технологий внешнего вмешательства становится бессильным там, где оно встречает твердый отпор со стороны власти и общества. Но при этом всем нам необходимо все же всегда помнить сирийские уроки.