Угрозы и риски для государств стратегически важного региона, возникающие в связи с растущим вмешательством Запада, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Конфликт России и Запада, подходящий к своей кульминации, остается главным, но далеко не единственным фактором дестабилизации на постсоветском пространстве.
В повышенной зоне риска оказывается обладающий богатыми ресурсами и стратегическими коммуникациями Южный Кавказ, контроль над которым был и остается голубой мечтой западных стратегов. Они упорно работают над реализацией этой своей мечты, прибегая к самым разным приемам и средствам, подобному тому, как пытающийся открыть дверь преступник имеет в своем арсенале множество отмычек и орудий взлома.
О многочисленных старых и новых угрозах, возникающих в государствах региона в связи с их стремлением реализовать свое право на независимое развитие, на этой неделе говорили в Москве и Астане руководители спецслужб, дипломатических и военных ведомств и лидеры ряда бывших советских республик, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности.
В российской столице встречались руководители органов безопасности и разведывательных служб государств СНГ.
Ряд прозвучавших на их совещании заявлений указывают на то, сколь драматичной оказывается сегодня не столь заметная в повседневной жизни битва за кавказский регион.
Тон дискуссии в Москве задал директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников, указавший на то, что экспансия Запада на Южном Кавказе осуществляется крупными силами. В эту группу захвата входят спецслужбы, дипломатические ведомства и прикормленые, живущие на иностранные гранты неправительственные организации и СМИ.
Наиболее драматичный характер эта борьба в последние недели и дни принимает в Грузии, где предпринимаются непрекращающиеся отчаянные попытки совершить еще одну «цветную революцию» при поддержке из-за рубежа. Страну лихорадит и чем закончится это противостояние, в котором решается судьба Грузии, предсказать не может никто.
Что касается Армении, то здесь «цветная революция» несколько лет назад уже победила и теперь ее нынешнее руководство в лице премьер-министра Пашиняна делает все для того, чтобы оправдать оказанное ему «высокое доверие» Запада.
Что касается Азербайджана, то высокая степень консолидации общества и наличие сильной дееспособной власти казалось бы, делают сценарий «цветной революции» невозможным. Тем не менее, наивно думать, что Запад не ищет и не будет продолжать искать способы раскачать ситуацию изнутри, пытаясь будировать националистические и ксенофобские настроения и прибегая к другим средствам.
Руководители спецслужб знают об этом, как никто другой.
Кроме того, средством воздействия становится умышленное поддержание очага напряженности между Азербайджаном и Арменией, позволяющее вначале сделать воду мутной, а затем ловить рыбу в этой мутной воде.
Когда мы рассуждаем о том, почему так медленно и тяжело идет завершающий этап работы над мирным соглашением между Баку и Ереваном или когда мы пытаемся понять, почему на границе с Азербайджаном вдруг появились какие-то «европейские наблюдатели» (и в чем состоит их реальная миссия), то всегда нужно следить за тем, откуда ветер дует.
Тема вооружения Армении Францией давно стала притчей во языцех. И вот на той неделе применительно к Армении возникла странная история теперь уже и с Грецией.
В прессе появились публикации о том, что Афины собираются передать Еревану зенитно-ракетные комплексы С-300 и другие системы вооружения российского производства.
В греческих СМИ появились утечки о том, что усиление Армении - это не чисто греческая инициатива, а продукт сотрудничества с Францией. К этому нужно добавить, что информационный вброс про С-300 для Еревана совпал по времени с визитом в Турцию и Грецию нового генсека НАТО Марка Рютте, который тоже проходил на этой неделе.
Случайно ли все это? Есть все основания считать, что это не случайно.
Напомню, что двусторонние межправительственные соглашения Москвы и Афин недвусмысленно запрещают Греции реэскпорт поставленной ей российской военной техники без согласия России. Об этом на этой неделе говорила и официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Тем не менее, как выясняется, запрет готовы нарушить.
Добавим, что для Афин усиление Еревана может стать стратегическим выбором по многим причинам.
Из Армении пытаются сделать противовес Турции, имеющей союзнические отношения с Азербайджаном. Вот такой здесь просматривается деструктивный замысел и сценарий.
Обращает на себя внимание еще и то, что на встрече в Москве директор ФСБ Александр Бортников сообщил о том, что НАТО стремится расширить боевые, разведывательные и логистические возможности в Чёрном море, а также ищет способы получения доступа к Каспию. Подобное заявление одного из руководителей российских спецслужб, свидетельствующее о растущих угрозах для кавказского и каспийского регионов со стороны Запада, было сделано впервые.
Большой разговор о безопасности на постсоветском пространстве продолжался на этой неделе в Астане, где лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности проводили свой ежегодный саммит под председательством президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
Особое значение встрече в Астане придавало то обстоятельство, что один из членов ОДКБ - Россия, оказалась втянута в конфликт со странами НАТО после ударов по ее территории американскими и британскими дальнобойными ракетами, нанесенными Украиной.
Очевидно, что эта ситуация не может не быть вызовом для всех государств постсоветского пространства.
Встречи в Астане проходили в пятистороннем формате России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана без участия представителей Армении, которая, как известно, ранее заморозила свое членство в организации.
Отсутствие Армении бросалось в глаза, тем более, что все это происходило в столь сложной взрывоопасной обстановке, казалось бы, как никогда раньше, требующей координации действий союзников.
Отдельное заявление по этому поводу сделал президент России Владимир Путин, указавший на то, что каждая страна сама вправе выбирать, что и как она хочет делать касательно обеспечения своей безопасности, но проблемы Армении никак не связаны с ее членством в ОДКБ. «События, связанные с Карабахом, имеют свою специфику, ведь Армения не признала Карабах в качестве независимого государства, уж точно не включала его в свой периметр государственный. Значит, все, что происходило в Карабахе, с юридической точки зрения, к Армении прямого отношения не имеет», - заявил президент России.
Между тем, столь демонстративное отсутствие Армении не могло не стать в Астане одной из горячих обсуждаемых тем, учитывая, что в этот критический момент противостояния Востока и Запада страны-члены организации рассматривали ситуацию в зоне ответственности ОДКБ и на ее рубежах. В эту зону ответственности входит и Кавказский регион.
В связи с этим обсуждение в Астане имело прямое отношение и к Азербайджану, не входящему в ОДКБ, но имеющему самые тесные связи с членами этой организации.
В целом, встречи этой недели в Москве и Астане показали, что принявшие в них участие бывшие советские республики в полной мере осознают растущую необходимость коллективных действий в условиях множащихся для них внешних угроз и вызовов. Кавказ и Каспий находятся под прицелом и это реальность сегодняшнего дня, от которой никуда не уйти. Не уйти от этой реальности и Армении, которая вряд ли получит дивиденды от попыток Запада сделать из нее отмычку, чтобы взломать дверь стратегически важного региона.