Итоги первой министерской встречи в формате «3+3» в Тегеране и готовность государств региона решать свои проблемы без внешних игроков анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
В неутихающих спорах о том, что отличает успешные государства от проблемных стран, политики, дипломаты и эксперты всегда упираются в ключевое понятие суверенитета.
Суверенитет - это способность или неспособность страны самостоятельно решать, как развивать свою экономику, с кем строить отношения и на кого возложить миссию по обеспечению собственной безопасности. Это и вопрос о том, может ли страна защищать себя собственными силами или она предпочитает полагаться на какую-то внешнюю силу, могущественную державу или державы, которые в ответ потребуют делать одно, другое и третье и фактически возьмут страну под свое внешнее управление.
Все эти факторы имеют сегодня далеко не академическое значение для каждой из стран Южного Кавказа -- Армении, Азербайджана, Грузии и их соседей, определяя их дальнейшую судьбу и вектор развития на многие годы и десятилетия.
Все эти вещи обсуждались на этой неделе в иранской столице, где прошла первая министерская встреча в формате «3+3». Главы МИД России, Ирана, Турции, Азербайджана и Армении предприняли самую серьезную после второй карабахской войны попытку начать решать вопросы безопасности и развития Южного Кавказа самостоятельно. То есть, без привлечения государств, которые находятся за пределами региона и поэтому, как считают участники формата «3+3», не должны навязывать Южному Кавказу свою волю, вовлекать его в свои игры, далекие от общих интересов стран-членов шестисторонней платформы.
Строго говоря, участников было пять, а не шесть. Приглашенная в Тегеран Грузия от обсуждения отказалась. Однако как бы то ни было, процесс региональной интеграции пошел, и это можно считать для региона один из главных событий года.
Справедливости ради надо признать, что механизм регионального сотрудничества в формате двух троек - казалось бы, такой беспроигрышный и привлекательный, утверждал себя не сразу, дело это оказалось небыстрое и непростое.
Напомню, что эта инициатива была выдвинута Анкарой и Баку после окончания второй карабахской войны, завершившейся 10 ноября 2020 года подписанием трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении. Идея шестисторонней платформы, которую активно поддержала Москва, состояла в том, чтобы получить интеграционную площадку, способную объединить три закавказские республики с тремя державами, имеющими наибольшее влияние в регионе (Россия, Турция, Иран).
Предполагалось, что новый формат позволит ускорить разблокирование транспортных коммуникаций, будет способствовать более тесному сотрудничеству и самое главное - позволит решать проблемы региона силами самих региональных государств, без привлечения внерегиональных игроков.
Тем не менее, привлекательная идея пробивала себе дорогу с трудом. Вплоть до первой министерской встречи в Тегеране шестисторонний формат для Южного Кавказа оставался в нерабочем состоянии, и причин тому было несколько.
Главными из них стали многочисленные разногласия и трения между самими членами «шестерки», причем на этих разногласия стали активно играть внешние игроки, увидев в них шанс для себя стать менторами и суфлерами стран региона.
Сохраняющаяся напряженность в отношениях между Ереваном и Баку, до сегодняшнего дня так и не сумевшими согласовать условия подписания мирного договора, совпала с обострением отношений между Ираном и Азербайджаном, которое стало очевидным тормозом для реализации идеи Ильхама Алиева и Реджепа Тайипа Эрдогана. Отношения Баку и Тегерана достигли низшей точки в январе этого года, после вооруженного нападения на посольство Азербайджана в иранской столице.
Между тем, в последние недели в регионе произошли драматичные перемены, и всем стало ясно: нужно срочно собраться вместе, откладывать дальше встречу больше нельзя.
Главной из перемен стало установление полного административного контроля Баку над карабахским экономическим регионом после демонтажа сепаратистского образования так называемой НКР. В небе над Ханкенди Ильхам Алиев собственноручно поднял флаг Азербайджанской республики.
Если говорить о других переменах, которые предопредели атмосферу встречи в Тегеране и сделали ее возможной, то нельзя не сказать и о серьезном потеплении в отношениях Ирана и Азербайджана. Это стало не самой хорошей новостью для тех в Ереване, кто изначально делал ставку на долгосрочную конфронтацию с Баку, рассчитывая на заступничество Тегерана.
Однако разыграть иранскую карту против Азербайджана уже не получится. В начале октября Тегеран посетил помощник президента Азербайджана Халаф Халафов, встретившийся с главой МИД Ирана Хосейном Амиром Абдоллахианом. Вскоре после этого стороны объявили о предстоящем возобновлении деятельности в Тегеране посольства Азербайджана, которое должно начать работать в ближайшее время.
Таким образом, еще этой зимой балансировавшие на грани конфликта Тегеран и Баку продемонстрировали соседям пример прагматичного в своей основе регионального сотрудничества.
Однако одним из самых серьезных, железных аргументов стали договоренности о новой железной дороге.
В преддверие встречи «шестерки» Баку и Тегеран подписали протокол о намерениях по строительству новой железнодорожной линии между Восточным Зангезурским экономическим районом и Нахичеванской автономной республикой Азербайджана, которая пройдет через территорию Ирана, в обход Армении. Эта договоренность выбила почву из-под ног у тех, кто много рассуждал о том, что Баку, якобы, покусится на суверенитет Армении, пробивая Зангезурский коридор через ее территорию.
Кроме того, ускоренными темпами пошла реализация проектов в области энергетики и строительства дорог, в также создания Астаринского грузового терминала.
Поиск долгосрочного урегулирование без участия внешних игроков, то есть в формате «3+3», становится все более актуальным в связи с тем, что изначальные надежды на быстрое заключение мирного договора между Ереваном и Баку так и не оправдались. Чем сильнее пробуксовывали переговоры, тем более активными становились западные посредники.
Так, помимо московской, как грибы стали расти другие площадки - пражская, брюссельская, вашингтонская, и наконец, Гранада, куда отказался ехать президент Алиев после конфронтационных выпадов французского президента Макрона.
И обратите внимание - чем больше становилось этих площадок, в кавычках «хороших и разных», тем более напряженными становились отношения Еревана и Баку.
Тенденция, однако.
При этом Армения, по мере роста числа площадок все более активно стала обвинять в своих проблемах Россию. Вот такой мы получили результат внешнего вмешательства, о чем не раз говорил глава МИД России Сергей Лавров.
В этой ситуации участники встречи в Тегеране пришли к выводу, что первопричина удивительной живучести всех региональных конфликтов, идет ли речь о Южном Кавказе, Ближнем Востоке или другом регионе - вмешательство внешних игроков, которые устремляются туда, где возникают зоны напряженности, споры и конфликты.
Играя на обострение, внешние силы пытаются навязать странам того или иного региона свою волю, свои правила игры, попутно стремясь перессорить их друг с другом.
Примером такой политики «разделяй и властвуй» в ее неоколониальной упаковке служит Южный Кавказ.
Напомню, что непосредственно перед встречей в Тегеране тема неоколониализма в силу своей остроты обсуждалась на международной конференции в Баку. На ней говорили о том, что такие страны, как Франция, считая себя колыбелью демократии, при этом на протяжении многих лет проявляют неуважение к принципам международного права, грубо нарушают права человека и препятствуют достижению мира между народами.
Учитывая это, хотя стратегические интересы трех ведущих региональных держав - России, Турции и Ирана - на Южном Кавказе полностью не совпадают, к объединению их подталкивает все более реальный риск вовлечения в региональные дела иностранных игроков. Последние события показывают, что в своей региональной экспансии Запад сделал ставку на Армению. Учитывая это, главный вопрос состоит в том, удастся ли странам региона сделать формат "3+3" достаточно привлекательным для Еревана, который пока не намерен отказываться от евроатлантической ориентации ради сближения с соседями.
По завершении встречи в Тегеране глава МИД России Сергей Лавров отметил, что он не видит препятствий для заключения долгосрочного мира, поскольку конфликт между Баку и Ереваном в его прежнем виде исчерпан. Таким образом, сегодня есть все основания говорить о создании предпосылок для будущих договоренностей Армении и Азербайджана о долгосрочном урегулировании. И эти договоренности будут достигнуты, если только снова не вмешаются те неоколониальные силы, которым мир на Южном Кавказе совсем не нужен.