AZN = 43.7 RUB
USD = 74.25 RUB
EUR = 90.26 RUB
Новости дня

A
Завсектором администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов о правовых аспектах Карабахского конфликта

Завсектором администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов о правовых аспектах Карабахского конфликта

20.10.2020 19:55
/upload/iblock/983/9836732a7dcf9ee41a54f91daeaeb221.jpg

16 октября в эфире российского телеканала «Дождь» у меня состоялась дискуссия с президентом Армении Арменом Саркисяном. Тогда я попытался в максимально корректной форме довести до сведения главы Республики Армения, что международное право одно на всех, что соблюдать его тоже должны все, и что согласно этому самому международному праву Нагорный Карабах — это территория Азербайджана.

Не берусь утверждать, совпадение это или нет, но вскоре после моей дискуссии с господином Саркисяном с провокационным заявлением о необходимости признания Нагорного Карабаха выступил премьер Армении Никола Пашинян, утверждая, что «Арцах никогда не входил в состав независимого государства Азербайджан, и территориальные претензии последнего не основаны на международном праве».

Студентам-гуманитариям, в том числе журналистам, обычно преподают и основы права — для общего, так сказать, развития. Насколько старательно изучал это Никол Пашинян в свои школьные и студенческие годы, мы можем, конечно, только догадываться. Поэтому проведём для Никола Пашиняна небольшой правовой ликбез.

Прежде всего, стоить отослать господина Пашиняна к сайту ООН, чтобы он ознакомился с размещёнными там картами Азербайджана и Армении и удостовериться, что Нагорный Карабах мировое сообщество признаёт частью территории Азербайджана. Более того, на этой самой карте нет никаких «демаркационных линий», «зелёных линий» или «линий соприкосновения». Нет и ни одного подписанного и имеющего правовую силу международного документа, где бы Нагорный Карабах признавался чем-то еще, кроме части территории Азербайджана.

А что касается истории, то факты таковы: в феврале 1988 года, когда в Армении и Карабахе начались первые митинги с требованием “миацума”, то есть воссоединения Карабаха и Армении, в СССР действовала Конституция в редакции 1977 года. В ней четко и однозначно прописывался статус союзных республик, автономных республик, автономных областей и т.д. При всех недостатках советской системы, писали ее не “путём скандирования на площади”, а в тиши кабинетов, причем занимались этим профессиональные юристы, а не митинговые горлопаны. Так вот, согласно статьи 78 Конституции СССР, «Территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению соответствующих республик, которое подлежит утверждению Союзом ССР». В переводе: в облсовете НКАО могли собраться депутаты-армяне и в отсутствие кворума, без представителей азербайджанской общины, дружно поднять руки и поддержать некую бумажку, именуемую «решением о выходе из состава Азербайджана», а Верховный Совет Армении так же дружно постановить, что отныне Карабах — это их территория, но правовой силы все эти телодвижения не имели и не имеют. Еще раз: без согласия властей Азербайджанской ССР Нагорно-Карабахская автономная область никуда «выйти» и ни к кому, в том числе к Армении, присоединиться не могла. Никакого «права на выход» ни за автономными республиками, ни тем более за автономными областями Конституция СССР не предусматривала. А уж «право народов на самоопределение» в ней и вовсе не прописывалось.

Согласно статьи 72 этой Конституции, «За каждой союзной республикой сохраняется право СВОБОДНОГО выхода из СССР». Где опять-таки не прописывалось, что в этом случае автономным республикам или еще кому-то будет предоставлено право проявить свое «особое мнение».

Армянские политики любят ссылаться не на саму Конституцию, а на другой документ — закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», принятый уже в то время, когда Союз трещал по швам. Но и тут ссылка не работает. В идеальном случае этот закон должен был вступать в действие, если из существующего СССР выходила бы отдельная республика. Но СССР, который был договорной федерацией, просто распался. Закон, на который ссылаются в Армении, так и не «сработал». И самое главное, его положения прямо и грубо противоречили советской же Конституции. Наконец, уже в 1989 году Азербайджан принял свой Конституционный закон о суверенитете, так что «закон о выходе» мог вступить в действие в Азербайджане только после его ратификации азербайджанским же парламентом. Чего опять-таки не было.

И, наконец, к весне 1992 года бывшие союзные республики были признаны мировым сообществом в их существующих границах и приняты в ООН. В случае с Азербайджаном эти границы, еще раз, включают Нагорный Карабах. И надо думать, что в ООН тоже сидят вполне квалифицированные люди, способные разобраться, где эмоции, а где право!