На палубе «Сураханы» нас встречает экскурсовод Фируза Искендерли, которая с первых минут погружает в историю этого легендарного судна. «Танкер «Сураханы», принадлежащий «Азербайджанскому Каспийскому морскому пароходству», был спущен на воду в 1957 году. Это нефтеналивной танкер, относящийся к судам типа «Инженер А. Пустошкин» длиной 123,5 метра и грузоподъемностью 4.696 тонн, – рассказывает Фируза Искендерли. – Изначально танкер перевозил нефть по Каспийскому морю, но со временем его переоборудовали в нефтеочистительную станцию. К 2017 году судно пришло в негодность, было полуразрушено и частично затоплено. Однако вместо утилизации было принято решение превратить его в музей».
Экскурсия начинается с зала «Приветствие», где гостей встречают виртуальные фигуры капитана и его помощника. Они рассказывают о жизни экипажа, их обязанностях и технике безопасности на борту. Среди экспонатов - спасательное оборудование и уникальный водолазный шлем U.S. Navy Diving Helmet Mark V 1941 года, изготовленный в Бостоне компанией Morse Diving Equipment Co. Inc. Экспонат напоминает подводные «доспехи» знаменитого героя романа Жюля Верна - капитана Немо. «Этот шлем такой тяжелый, что не каждый мог его носить, - делится Фируза. - В нем погружались под воду американские морские инженеры середины XX века». Рядом - рассчитанный на 6 человек морской спасательный плот. В комплектации имеются запасы воды, пищевого рациона, а также предметы первой необходимости для сохранения жизни, сигнальные средства и ремонтные материалы. «На таком плоту можно прожить больше месяца. Пока не подоспеет помощь с суши», - говорит Фируза Искендерли.
На нижнем ярусе расположен зал «Поднять якорь». Здесь посетители знакомятся с устройством корабельных якорей, принципами швартовки и даже могут попробовать себя в роли капитана, управляя судном на игровом манипуляторе. Любители морских узлов найдут здесь массу интересного - экспозиция позволяет не только получить о них информацию, но и научиться их вязать.
Зал «Наследие Каспия» поражает обилием артефактов разных эпох и уникальным дисплеем с обзором на 360 градусов, который погружает гостей в события, связанные с историей Каспийского моря. Экспозиция включает поднятые со дна моря древние артефакты, а также оборудование и снаряжение подводно-археологической группы. Посетители могут узнать о затопленных городах Азербайджана, средневековых кораблях, богатой культуре региона и его торговых путях, которые на протяжении многих веков связывают Восток и Запад. Кстати, именно проект танкер «Сураханы» попал в список номинантов на престижную премию Международного совета музеев. Изначально в оргкомитет конкурса ICOM поступило более 300 проектов из 124 стран мира. Жюри отобрало из них 130 проектов для дальнейшей оценки. Следующий этап предусматривает формирование шорт-листа, из которого будут выбраны три финалиста. Итоги будут подведены в декабре 2025 года на Генеральной конференции ICOM в Дубае.
Одним из самых интересных залов музея считается экспозиция «Суда и судоходство». Здесь выставлена точная пятиметровая модель танкера «Сураханы» и модели других азербайджанских судов, а также легендарных кораблей, бороздивших в разное время мировой океан. Экскурсовод уверяет, что посетители музея тратят по полдня, чтобы рассмотреть каждый корабль.
Набравшись знаний о типах кораблей, переходим в зал «Навигация и коммуникации». Здесь можно ознакомиться с моделями трех самых известных в мире маяков, а также послать друг другу сообщение, используя азбуку Морзе. В зале выставлены различные технические устройства, начиная от компасов и астролябий до современных передатчиков и радаров.
В машинном отделении судна можно увидеть «сердце» корабля - главный двигатель, а также вспомогательные двигатели, насосы, одним словом механизмы, приводящие корабль в движение. Надев очки виртуальной реальности, мы можем совершить путешествие в середину прошлого века и увидеть, как работали в машинном отделении члены экипажа танкера.
Каждый квадратный метр музея - это живая история. Здесь можно встретить по-настоящему редкие и даже уникальные экспонаты мирового уровня. Чего, к примеру, стоят штурманские циркули, которым более 300 лет. Неизвестно, кто именно изобрел этот инструмент, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. Ножки циркуля - металлические, со стальными иглами на концах. С помощью инструмента на морской карте измерялось расстояние и прокладывался маршрут. Стандартная мера длины на море - морская миля (1852 метра), которая равна одной минуте долготы. Чтобы определить расстояние с помощью циркуля, необходимо сопоставить его со специальной шкалой широт сбоку карты, а затем минуты широты перевести в мили.
Еще один навигационный инструмент, которым с XVI века пользовались мореплаватели - Квадрант Девиса. Этот предназначенный для определения высоты небесных светил над морем навигационный прибор является одним из двух квадрантов, дошедших до наших дней. Второй находится в Национальном морском музее Великобритании в Гринвиче.
Маттиас Эггер с интересом рассматривает старинный магнитный компас, собранный британским натуралистом и мастером Джорджем Адамсом в 1740 году. Маттиас приехал в Баку из Зальцбурга и это его первое знакомство с азербайджанской столицей. «В детстве я часто фантазировал, как стою в капитанской рубке и управляю судном. К сожалению, мечта так и осталась мечтой. Я выбрал другую профессию, но, каждый раз, когда вижу корабли, чувствую себя счастливым, - рассказывает австриец. - Об этом единственном в мире музее-танкере мне рассказал знакомый, который несколько лет назад побывал в Баку. Конечно, я не мог не побывать здесь. И я просто в восторге!».
Рядом с компасом расположился еще один старинный экспонат - глобус, над которым работал один из знаменитых в XVII веке австрийских графиков-иллюстраторов Транквилло Молло. На блестящей поверхности земного шара красной линией отмечен маршрут кругосветного путешествия английского мореплавателя Джеймса Кука. 9-летний Арсений Макаров разглядывает глобус, в то время как ее младшую сестру Алину больше интересуют масштабные макеты известных маяков. Арсений учится в московской «Школе Ломоносова» и мечтает стать биологом. «Баку мне понравился, - делится впечатлениями мальчик. - Каждый день мы с родителями ездили на пляж, загорали, купались в море. А еще успели побывать в нескольких музеях и даже покатались на катере».
По крутой лестнице поднимаемся на капитанский мостик или, как его еще называют, рулевую рубку - просторное застекленное помещение, залитое светом и уставленное замысловатыми приборами и устройствами. Это - «мозг» корабля. Отсюда по всему судну расходятся импульсы-команды, на которые чутко реагируют все исполнительные органы. Из «командной» открывается великолепный вид на Каспий: синие волны бьются о борт танкера, чайки рассекают морскую гладь и слышен шум моря.