AZN = 43.13 RUB
USD = 73.28 RUB
EUR = 86.63 RUB
Новости дня

Настоятель Бакинского храма протоиерей Мефодий: В одно время в Баку раздается азан, в другое – колокольный звон – и это тесное соседство нас только объединяет

Настоятель Бакинского храма протоиерей Мефодий: В одно время в Баку раздается азан, в другое – колокольный звон – и это тесное соседство нас только объединяет

Лейла Амирова    "Москва-Баку"
06.07.2020 11:07

/upload/iblock/8a7/8a7106ff72d1780aec68b0b0e171ebd2.jpg

Один из старейших и посещаемых православных храмов Азербайджана – храм Святого Архангела Михаила находится в центре Баку. Некоторое время назад здесь начались масштабные ремонтно-реставрационные работы, после которых храм предстанет перед прихожанами в обновленном виде. В специальное хранилище уже отправлена церковная утварь, начался процесс демонтажа росписей, украшающих своды храма. В интервью «Москва-Баку» секретарь Бакинского Епархиального Управления, благочинный православных приходов Баку, настоятель храма Святого Архангела Михаила протоиерей Мефодий Эфендиев рассказал об истории старинной церкви Азербайджана и проводимых сегодня в ней реставрационных работах.

- В интернете мало сведений об истории храма, но вам, наверное, известно больше?

- Древнейший из ныне действующих православных храмов на территории Азербайджанской Республики храм святого Архангела Михаила в  Баку расположен на пересечении улиц Заргярпалан (бывшая Спасская) и Видади (бывшая Церковная). Храм построен в псковском стиле на месте ханских караван-сараев. О дате основания храма точных сведений, к сожалению, пока найти не удалось. Еще в 1905 году благочинный церквей Бакинского округа протоиерей Александр Юницкий в своей книге «История церквей и приходов в Бакинской губернии» указывал на отсутствие каких-либо сведений об истории строительства Михайло-Архангельского храма. Однако косвенные данные свидетельствуют о том, что он был построен в 1840-х годах. Так, из газеты «Кавказ» явствует, что во время посещения Баку наследник престола Российской империи цесаревич Александр Николаевич вместе с сопровождающими его лицами, миновав Шемахинские ворота, отправился на форштадт во Флотский двор, где и посетил Флотскую церковь, как храм назывался ранее.

/upload/iblock/4c8/4c8487d04c0d7ef9311b01479c05ec6a.jpg

Следует отметить, что до 1873 года Михайло-Архангельский храм был в ведении Каспийской флотилии, поэтому за ним и закрепилось второе название среди бакинцев – «Флотская церковь». Затем храм был передан военному ведомству для надобностей 66-го Бакинского губернского батальона (впоследствии переформированного в Сальянский полк). В 1891 году с разрешения протопресвитера военного ведомства началась реставрация здания церкви, закончившаяся в 1892 году.

В 1936 году храм был закрыт, и в его помещении обустроено общежитие. Через 10 лет, в 1946 году, после возвращения здания храма Русской православной церкви в нём возобновились богослужения, которые совершаются по сей день.

/upload/iblock/9ee/9eead4314dd06461a7ec6abbaeec56d9.jpg

- В церкви начинаются ремонтно-реставрационные работы. Расскажите, когда в последний раз здесь проводился капитальный ремонт?

- Как вы правильно отметили, в жизни прихода произошло радостное и одновременно долгожданное событие – в храме начались ремонтно-реставрационные работы. Как я уже рассказывал, впервые реставрация была проведена в 1891-1892 годах. Затем в надлежащее состояние храм был приведен после его возвращения церкви в 1946 году. А в последний раз капитальный ремонт в Михайло-Архангельском храме был проведен в 1967 году, то есть почти чуть более полувека назад. Этому ремонту предшествовали достаточно трагические и страшные события, поставившие под угрозу существование самого храма. В 1967 году в храме случился пожар. Огненная стихия не пожалела ни церковную утварь, ни иконостас, ни росписи. Благодаря самоотверженности протоиерея Ильи Воронина чудом были спасены напрестольное Евангелие и кресты, антиминс, дарохранительница и семисвечник. В епархиальном архиве хранится фотография с пожарища, на которой посреди пепелища сиротливо возвышается обгоревший купол. Согласно неписаным законам того времени храму грозило закрытие и окончательное разрушение. Но благодаря неоценимой поддержке Гейдара Алиева, занимавшего на тот момент должность председателя Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров Азербайджанской ССР, храм был возрожден. Согласно его устному распоряжению необходимые строительные материалы выписывались на одну из служащих ЦК, которая была прихожанкой пострадавшего храма. Выделенные материалы доставлялись в храм, благодаря чему строительные работы шли ударными темпами. Была заново перекрыта кровля, установлен иконостас, расписаны стены и своды. Для нас, духовенства, прихожан и всей православной общины Михайло-Архангельского храма, такое чуткое отношение нашего общенационального лидера к жизни прихода в то непростое время служит живым примером любви к ближнему.

/upload/iblock/f74/f742fac201e298743d6f8e03647dc4e3.jpg

/upload/iblock/7b9/7b971b6f613b2ff1599389723e81341a.jpg

Говоря о возрождении храма, хотелось бы также с благодарностью отметить и заслугу простых азербайджанцев, жителей столицы. Узнав о случившейся трагедии, они начали приносить пожертвования. А на недоуменные вопросы священников (необходимо отметить, что в то время в Баку служили священники, присланные из разных городов Союза) «почему мусульмане, азербайджанцы жертвуют на православный храм», получали удивительный ответ: «Горе тому городу, где сгорел дом Всевышнего!». После завершения ремонтно-восстановительных работ храм вновь был открыт для нужд верующих.

В 90-е годы тяжелая экономическая ситуация в стране повлияла и на жизнь прихода. Не было возможности в должной мере содержать храм, отапливать его, проводить текущий ремонт. В результате этого росписи в храме стали постепенно осыпаться, обветшала кровля, купол и т.д. В первой половине 90-х была предпринята попытка проведения ремонтных работ, но средств хватило лишь на то, чтобы покрыть все стены слоем краски, вследствие чего настенные росписи были полностью утрачены.

В 2010-х годах в жизни храма наметились определенные изменения. В 2013 году началось строительство 4-хэтажного приходского здания, в 2015 году благодаря поддержке председателя правления ОАО Банка «ВТБ-Азербайджан» Юрия Дмитриевича Яковлева была полностью заменена кровля храма. К нашему большому сожалению, Юрий Дмитриевич в этом году скончался. В 2018 году благодаря поддержке неравнодушных людей был установлен новый купол и золоченый крест. А на следующий год полностью завершились работы по благоустройству подземных коммуникаций на территории храма, которые проводились при поддержке ЗАО «Лукойл–Азербайджан». Были также установлены новые окна, декоративные решетки, проведена отопительная система, заменена кровля на старом приходском здании, отреставрированы уличные фасады храма, установлены новые ворота, являющиеся проектом архитектора и безвозмездного помощника Сабира Магеррамова.

- Что планируется сделать в ходе нынешних работ в храме? Удастся ли сохранить первозданность росписей? Кто оказывает вам поддержку?

- В настоящее время ремонтные работы в храме проводятся при поддержке нашего государства. Проведение работ поручено строительной компании «ArchiСО». В планах, конечно же, капитальный ремонт, ведь в последний раз он проводился более пятидесяти лет назад. Планируется следующий перечень работ: установка теплого пола и керамогранитных плит, штукатурка стен, расширение алтаря, реставрация уникального иконостаса, полная замена электропроводки, укрепление конструкции хоров, утепление крыши, роспись всего храма, замена парадной лестницы и т.д. На данный момент демонтированы росписи на потолке и старый пол. Ведутся переговоры с известными российскими иконописцами на предмет росписи храма, готовятся эскизы.

Что касается первозданности росписей, то, как я уже отметил, у нас нет данных об интерьере храма, как в дореволюционный период, так и в послевоенное время. Сохранились потолочные росписи более позднего периода, которые полюбились нескольким поколениям жителей нашей столицы. Учитывая это, они будут восстановлены и возвращены на своё место.

- Мы часто слышим о помощи прихожанам, оказываемой со стороны храма. Какие социальные программы вы проводите?

- При храме Святого Архангела Михаила на протяжении двадцати лет осуществляет деятельность приходской отдел социальной помощи и благотворительности. Отдел организован по благословению Высокопреосвященного архиепископа Бакинского и Азербайджанского Александра. При храме действует благотворительная столовая, в которой на регулярной основе получают горячее питание в будние дни порядка 15 человек, а по выходным и праздничным дням их количество достигает 30-40 человек. Осуществляется также доставка горячего питания на дом для так называемых лежачих больных и выдается горячее питание в специальных контейнерах. К сожалению, с введением карантинного режима наш отдел столкнулся с трудностями, связанными с нехваткой продуктов. С введением карантина также пришлось из-за запрета на массовые скопления людей временно приостановить деятельность благотворительной столовой.

Благодаря помощи банка «ВТБ-Азербайджан» и Yelo Bank с марта приходскому социальному отделу удалось запустить благотворительную программу по оказанию помощи нуждающимся семьям. В ходе этой программы нуждающимся доставляются продовольственные пакеты. За это время около 200 человек получило необходимую помощь продуктами.

На протяжении двух лет в преддверии праздника Рождества Христова при поддержке добрых людей проводятся акции для детей из социально необеспеченных семей. Так, в этом году при участии известного аниматора нашей страны Татьяны Доливец и при поддержке неравнодушных людей был организован праздник для 54 детей.

По мере возможности стараемся не оставлять без внимания наших дорогих ветеранов, участников Великой Отечественной войны. В этом году было много задумок, но известные события, связанные с карантином, к сожалению, помешали реализации планов.

Приходской социальный отдел под руководством настоятеля храма взаимодействует с пенитенциарными учреждениями нашей страны. Согласно имеющейся договоренности посещаются исправительные учреждения, в которых проводятся встречи с лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы, совершаются богослужения, иногда бывают и крещения.

По возможности стараемся привлекать и квалифицированных врачей из числа прихожан, которые проводят медицинские консультации для неимущих людей.

При храме Святого Архангела Михаила в Баку функционирует детская воскресная школа. Раз в неделю по воскресным дням после богослужения с детьми проводятся занятия по предметам Закон Божий, пение и рисование. Занятия проводятся на безвозмездной основе. К сожалению, в условиях карантина нам также пришлось приостановить занятия.

В рамках прихода проводились программы с участием государственных учреждений и волонтёров. Так, по благословению Высокопреосвященного архиепископа Александра на базе воскресной школы при Михайло-Архангельском храме были организованы бесплатные курсы по изучению азербайджанского языка. Данные курсы были ориентированы на русскоязычный сегмент нашего общества, на людей, которые в силу определенных обстоятельств не владеют азербайджанским языком и испытывают в связи с этим затруднения в участии в общественной, политической, культурной и экономической областях жизни нашей страны. Данная программа была реализована при участии Фонда «Знание» при Президенте Азербайджанской Республики. К сожалению, с прекращением деятельности Фонда проведение курсов оказалось непосильной ношей для прихода, так как Фонд «Знание» занимался материальной составляющей и привлекал квалифицированных специалистов.

В минувшем году при участии волонтеров приход запустил проект по двум направлениям: курсы компьютерной грамотности для учащихся 10-11 классов, а также курсы русского языка и литературы для учащихся как младших, так и старших классов средней школы. К сожалению, введение режима карантина и здесь внесло свои коррективы – пришлось «заморозить» и эти проекты.

/upload/iblock/73e/73e7f4c800b516b83f3c1c4611f8919d.jpg

- Отец Мефодий, а как вы пришли в христианство?

- Я родился в смешанной семье, мой отец – азербайджанец, мать – русская. Отец – мусульманин, мать – православная христианка. В христианство я пришел сознательно, уже во взрослом возрасте принял таинство Святого Крещения.

- Что вы думаете о религиозной толерантности в Азербайджане?

- Я думаю, применительно к нашей стране лучше говорить о межрелигиозных отношениях или межрелигиозном диалоге. На мой взгляд, само слово «толерантность» несет все же в своём значении некую негативную окраску. Что такое «толерантность»? Это терпимость. Человек терпит, потому что нет иного выхода. Он вынужден терпеть, должен улыбаться, хотя внутренне не соглашается с воззрениями другого человека, с носителем иной культуры, с последователем иной религии.

В нашей же стране сложилась многовековая уникальная культура добрососедства, когда представители разных национальностей, религий живут вместе, бок о бок, в равной степени разделяя друг с другом и радость, и горе. У нас накоплен богатый исторический опыт межрелигиозного и межкультурного диалога, традиции и механизмы мирного сосуществования религий и культур. Эта культура, этот исторический опыт получил научное наименование – «азербайджанская модель мультикультурализма». Данная модель характеризуется высоким уровнем отношений как в области «государство – религия», так и в области межрелигиозного диалога. Государство, избравшее светскую модель развития, одинаково хорошо относится к своим гражданам вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. При поддержке государства возводятся новые мечети, храмы, синагоги, а старые реставрируются, строятся религиозно-культурные центры и т.д. Представители разных национальностей, разных религиозных общин пользуются одинаковыми правами и свободами.

В нашей стране нет ни национальных, ни религиозных кварталов. Все живут бок о бок в мире и взаимопонимании. В качестве примера можно привести наш храм Святого Архангела Михаила. На два квартала выше храма расположено Управление мусульман Кавказа и мечеть Тезе-Пир, на параллельных храму улицах стоят мечети, а ниже храма находится синагога. В свое время раздается азан, в свое время колокольный звон – и это тесное соседство не создает для нас, граждан Азербайджана, каких-либо неудобств или проблем. Более того имеющиеся между нами различия в плане религиозных воззрений или культуры не служат препятствием для построения добрых взаимоотношений. Все мы – граждане Азербайджана, а любовь к Отечеству нас объединяет.