Историческая победа женской сборной на чемпионате Европы по шахматам стала главным спортивным событием 2023 года для Азербайджана. Девушки впервые в истории республики стали серебряными призерами. Привел их к этой победе российский гроссмейстер, чемпион Европы и России Евгений Томашевский, который почти год занимается тренерской работой в Баку. В интервью порталу «Москва-Баку» Евгений рассказал, как приняли его в Азербайджане и чем удивляют его юные шахматисты. Также российский гроссмейстер рассказал про национальные особенности шахматных школ, поделился своими впечатлениями от проживания в Баку и признался, почему он боится играть в любимую игру с бакинскими старожилами уличных шахмат.
- Евгений, в Баку подавляющая часть вашей тренерской работы проходит с женской сборной и с азербайджанским шахматистом Айдыном Сулейманлы. Подводя итоги года, можете сказать, что ваши подопечные удивили своими успехами?
- Они меня постоянно удивляют, иногда в плохом смысле, но чаще в хорошем. Они действительно молодцы. Я считаю, они провели сильный год. Айдын за прошедший год прибавил 60-70 очков рейтинга и вошел в мировую двадцатку среди юниоров. Надеюсь, что его поступательное движение вперед продолжится. Он сыграл ряд хороших, сильных турниров и в конце 2023 года успел выиграть рапид Мемориала Вугара Гашимова. Поэтому я очень доволен результатами Айдына. Девушки выступили с более переменным успехом. Но на главном турнире сезона, на чемпионате Европы, они показали себя в лучшем свете. Заняли второе место с отличным результатом. Там гораздо было ближе к первому месту, чем к любому другому. Они все большие молодцы. Но им надо помнить, что это только промежуточные итоги, потому что новый год несет новые вызовы. И это безусловно не те результаты, на которых хотелось бы останавливаться. Будем двигаться вперед.
- Как девушки отреагировали на свой успех? Как в Азербайджане отреагировали на исторические серебряные медали?
- Девушки были недовольны. Они максималистки, и мне их пришлось даже успокаивать. Потому что второе место — это тоже неплохой результат. Более того, он лучший на сегодня в истории азербайджанских шахмат. До этого были только бронзовые медали. Поэтому в Азербайджане на второе место в чемпионате отреагировали очень позитивно. Все радовались, поздравляли. Но, еще раз повторюсь, сами девушки были недовольны результатом, потому что они верили в чемпионство и делали все для этого. Характер у них боевой. Я их позицию уважаю и даже где-то восхищаюсь. Если бы я сам был настолько максималистом в ходе своей карьеры, может быть, мне удалось бы еще большего добиться. Но у девушек будет еще возможность себя проявить. В этом году состоится Всемирная шахматная Олимпиада. Мы к ней не прекращаем подготовку. Девушки будут стараться проявить себя по максимуму. А получится или нет - покажет только время.
- В конце декабря 2023 года в Самарканде прошел чемпионат мира по шахматам по рапиду и блицу. Азербайджанские шахматистки выступили не очень удачно…
- Я бы не сказал, что их выступление было неудачным. Да, у Гюнай и Гюльнар сложилась игра не лучшим образом в рапиде. Но остальные девушки в рапиде, Ульвия, Говхар и Ханым, на троих прибавили 130 очков рейтинга. Сыграли с очень сильным составом участниц, который по силе близок к женскому турниру претендентов. Если посмотреть состав их соперниц, кого они побеждали и с кем играли на равных, то они действительно играли здорового. Проблема в том, что девушки никогда не специализировались ни на рапиде, ни на блице. Мы готовимся ни к этим турнирам. Если в мужских шахматах в рапиде можно зарабатывать серьезные деньги, этих турниров много, и они популярны. То в женских шахматах все-таки классика стоит на первом месте. Поэтому у азербайджанских девушек в рапиде стартовые рейтинги были не такие высокие. И они с первых туров получали очень серьезных оппонентов. Поэтому призов они не взяли, но боролись очень достойно. Они смогли показать результаты, сильно превышающие их рейтинги. Я очень доволен выступлением. Это касается и Айдына. Он сыграл и в плюс по турниру, и в очень сильном составе показал себя хорошо.
- Вы уже почти год тренируете азербайджанских шахматистов. А в первую вашу встречу как они вас приняли?
- С Айдыном я работаю уже год, с девушками плотно работаю месяцев семь-восемь. Как они меня приняли? Хороший вопрос! И мне бы хотелось, чтобы они на него ответили. Со своей стороны, могу сказать, что в Азербайджане меня приняли и принимают очень хорошо. За это я чрезвычайно благодарен и Азербайджанской федерации шахмат, и ребятам. Относятся все с уважением. Ребята меня слушают и выполняют все требования, которые я говорю по тренерской работе. Есть очень хороший контакт на человеческом уровне. Я со своей стороны, всем доволен и могу только благодарить. Работать в Баку одно удовольствие.
- Как построена ваша тренерская деятельность? Вы приезжаете только перед турнирами и работаете с ребятами, или живете уже в Баку?
- В прошлом году я большую часть времени провел в Баку. То есть это я по необходимости уезжал из Баку на соревнования или ездил домой в Россию. В этом году планирую такой же график работы. Я считаю, что чем больше очных занятий, чем больше индивидуальной работы, тем она более эффективна. То есть у нас идет регулярная, практическая, каждодневная работа по определенному расписанию, которое включает домашние и самостоятельные задания. Это системная работа на совершенствование. Я стараюсь тренировать их по полной программе. Иначе никак. Потому что если ты не будешь делать такую тщательную и системную работу, то как потом можно отвечать за результат.
- Что вам лично дает тренерский опыт в Баку?
- Я открыл для себя, что мне это крайне интересно. В Баку я приехал по инициативе Михаила Израилевича Шерешевского (белорусский шахматист, заслуженный тренер БССР – прим. ред.). Он тоже работает в Баку, капитан женской команды по шахматам и тренер. У нас с ним великолепные отношения, я у него многому учусь. Он мне давно говорил, что, по его мнению, у меня есть способности к тренерской работе. Я долгое время противился этому, ссылаясь на то, что у меня есть свои амбиции игрока, и я хочу еще играть. Но, как выяснилось, необязательно заканчивать карьеру игрока ради тренерской работы, её можно совмещать. Я попробовал, и мне очень понравилось. Это действительно очень интересный и творческий процесс, который меня обогащает и по-человечески, и по-шахматному. Эта работа увеличивает моё понимание игры и происходящих около неё процессов. Плюс мотивация есть – хочу стать одним из лучших в этой области. Больше скажу, прямо сейчас мне тренерская работа намного интереснее, чем игровая. Возможно, я немного устал от игры, но я не заканчиваю карьеру. Просто на данный момент я сфокусирован на тренерской работе. И цели, которые стоят передо мной на этом поприще, гораздо амбициознее, чем те цели, которые на данный момент я могу ставить как игрок.
- Национальные особенности той или иной школы у шахматистов можно сегодня увидеть? Например, есть ли отличия в тактике, эмоциях, мышлении между шахматистами из Азербайджана и России?
- Безусловно, национальные особенности той или иной шахматной школы присутствуют. Но каждый шахматист индивидуален, поэтому нельзя сказать, что все азербайджанские шахматисты играют похоже, или все российские шахматисты играют похоже. Это безусловно, не так. Да, какие-то общие черты прослеживаются сегодня, но хочу заметить, что раньше они были ярче выражены. Национальный стиль шахматиста можно было увидеть по его дебютам, по каким-то принимаемым решениям. Например, можно было предположить, как сыграет индийский шахматист или китайский. Сейчас, с повсеместным развитием компьютера, главный стиль у шахматистов остался один - надо играть сильно. И чем сильнее ты играешь, тем лучше. Сегодня азербайджанским шахматистам, российским, вьетнамским, казахстанским, и любым другим в первую очередь надо стараться играть сильно. Поэтому большой разницы нет. Игроки высокого уровня плюс-минус думают и рассуждают об одних и тех же вещах.
- Если представить шкалу от 1 до 10, где на ней сегодня размещается азербайджанская школа шахмат?
- Азербайджанская школа, безусловно, входит в мировую десятку среди школ шахматных стран. Это видно по цифрам и по рейтингам у мужчин и девушек. И в целом по силе игры, по выступлениям это одна из сильнейших мировых шахматных школ. Какое точно место она занимает на такой шкале, никто не скажет. Но, безусловно, Азербайджан - это одна из самых ведущих мировых шахматных держав. Здесь есть школа с большими традициями, большое внимание к игре на государственном и общественном уровне. В Азербайджане шахматы - это престижно. И все же хочется внести какую-то свою лепту в то, чтобы этот постулат подтверждался результатами на самом высоком уровне, в том числе у молодых.
- В мире шахмат есть свои интересные приметы на удачу. Например, плохая примета, если уронишь фигуру короля. Или обязательно перед игрой надо поправить все фигуры на доске к удаче. У азербайджанских шахматисток есть свои национальные приметы на победу?
- У них, мне кажется, просто невероятное количество традиций и примет. Я никогда не представлял, что шахматы настолько интересная игра в плане традиций. У меня с приметами все просто. Соблюдаю какой-то минимум и стараюсь верить только в хорошие. У моих подопечных, азербайджанских шахматисток, конечно, особое отношение к этому. Надо отметить, что девушки в шахматах более тщательно относятся к каким-то таким около шахматным вещам, но это нормально. Вы можете у них расспросить про приметы, но я уверен, что они вам ответят примерно так: «Вот на Олимпиаде медали возьмем, тогда расскажем».
- В 2016 году в Баку проходила шахматная Олимпиада, и вы участвовали в ней. Получается, вы с Баку знакомы уже давно?
- Да, я приезжал в Баку и в 2014, и в 2015 и в 2016 годах. Потрясающий город, потрясающая страна. Я даже успел побывать за пределами Баку по разным направлениям, и могу говорить только самое хорошее. В Баку мне очень легко общаться с людьми, находить знакомства. Здесь тебя понимают и поддерживают. Люди отзывчивые и готовы прийти на помощь. Баку - один из самых красивых и дружелюбных городов, где мне доводилось бывать. Неизвестно, сколько я еще здесь пробуду, но в любом случае, когда бы я не приехал в Баку, я буду чувствовать себя здесь замечательно. В Баку почти везде можно найти какую-то красоту. Гуляешь, и настроение поднимается. Я хожу на работу через парк им. Самеда Вургуна, и часто вижу, как молодежь играет в волейбол. Нравится наблюдать за старожилами, которые постоянно в скверах и на улочках Баку играют в нарды и шахматы.
- Играли с бакинскими старожилами на улице в шахматы?
- В Баку у тех, кто играет на улице в шахматы, уровень должен быть довольно высокий. Поэтому я побаиваюсь, опасаюсь и не решаюсь вступать с ними в партии. А вообще, я считаю, что Баку имеет ритм, похожий на шахматный. Это город, который располагает к задумчивости. Если ты ищешь место, где сможешь остановиться и подумать о чем-то глубоко, то Баку отлично подходит для этого.