Сортировать по
12+
Баку и Ереван выходят на договор. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Жесты доброй воли, предпринятые Баку и Ереваном на пути к подписанию мирного договора, а также подводные камни урегулирования анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Накануне Нового года все те, кто следит за ситуацией на Южном Кавказе и ждет достижения решающих мирных договоренностей, дождались позитивных новостей, которых катастрофически не хватало на протяжении всех последних месяцев. Баку и Ереван продемонстрировали друг другу и всему миру жесты доброй воли - согласились выпустить на свободу задержанных ими ранее военнослужащих.

Баку передал Еревану 32 армянских военных, Ереван - только два, но это сути не меняет. Невозможно отрицать, что обе стороны синхронно сделали шаг к нормализации.

Это дало основания полагать, что мы, возможно, стоим на пороге других, еще более важных событий. Если взять за основу эту версию, то происходящее сегодня - это фрагменты одной большой картины под названием «Мир на Южном Кавказе».

Эта картина пока не написана, белых пятен на ней еще предостаточно, но крупные мазки, фрагменты уже просматриваются. Так пишется новая история региона.

Не ограничившись освобождением задержанных лиц, аппараты Ильхама Алиева и Никола Пашиняна выступили с совместным заявлением, подтвердив намерение нормализовать отношения и достичь мирного договора на основе уважения принципов суверенитета и территориальной целостности. Одной из ключевых задач стороны назвали необходимость предпринять ощутимые шаги по укреплению доверия.

Что касается освобождения военнослужащих, то стороны заявили о том, что они руководствовались принципами гуманизма и доброй воли. Стороны также заявили о готовности продолжать переговоры относительно дополнительных мер по установлению доверия и призвали мировое сообщество позитивно воздействовать на Южно-Кавказский регион.

Уже после того как военнослужащие вернулись к своим семьям, Никол Пашинян счел необходимым вернуться к этой истории, чтобы связать ее с продолжающимся процессом подготовки мирного договора. В ходе проходившей в Ереване министерской встречи развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, он призвал считать это событие, как он выразился, «нулевой точкой». Точкой, с которой нужно прилагать усилия, чтобы все дальнейшие события повышали вероятность подписания мирного договора, а не наоборот.

На этой же встрече армянский премьер высказался в том духе, что если Азербайджан не откажется от согласованных ранее договоренностей и принципов, то подписание мирного договора в ближайшем будущем станет реалистичным.

Но где и когда Азербайджан от этого отказывался?

Баку напротив, продвигает мирную повестку не один год, несмотря на звучавшие постоянно оговорки другой стороны.

Между тем, тезис о «нулевой точке» - как минимум, информация к размышлению, учитывая, что Ереван передал Баку уже шестой по счету проект будущего мирного соглашения.

Как заявил на этой неделе глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, азербайджанская сторона в ближайшее время ответит Армении на ее предложения. На совместной пресс-конференции с главой МИД Турции Хаканом Фиданом Джейхун Байрамов также выразил общее мнение Баку и Анкары о том, что соседи в регионе должны жить в условиях долгосрочного мира.

«Мы ожидаем, что Армения предпримет шаги в том же направлении», - напомнил азербайджанский министр, также призвав армянскую сторону к работе на двусторонней основе или при посредничестве какой-либо беспристрастной и нейтральной третьей стороны. При этом такая работа должна продолжаться, как выразился Джейхун Байрамов, на основе «взаимной искренней самоотверженности».

Что здесь имеется в виду?

Азербайджанская сторона исходит из того, что преимущества будущего мира и добрососедских отношений не должны приноситься в жертву геополитическим манипуляциям. Логика здесь такая: сосредоточившись на общих интересах и взаимном уважении, Баку и Ереван могут строить стабильный и процветающий регион с высокой внутренней интеграцией.

Учитывая все это, слова Пашиняна о нулевой точке скорее можно интерпретировать не как то, что работа начинается с нуля.

Тем более, что стороны уже проделали немалую работу.

Скорее, это намек или сигнал о том, что в переговорном процессе наступает переломный момент.

Можно также сказать, что воображаемая «нулевая точка» - это точка невозврата в движении к долгосрочному миру в регионе.

В целом, если мы посмотрим на типологию существующих в мире конфликтов - как урегулированных, так и нерешенных, то можно проследить следующую общую закономерность.

Успешные переговоры отличают от провальных не количество посредников и переговорных площадок, хотя все это имеет важное значение. Успех мирных переговоров невозможен без наличия двух ключевых вещей. Первая - это политическая воля обеих сторон конфликта добиться порыва. Второй фактор - это атмосфера доверия, в которой должна быть реализована политическая воля. Если нет этих двух слагаемых или даже одного из них, переговорный процесс будет обречен на неудачу.

Независимо от того, сколько было международных посредников и переговорных площадок - все в итоге развалится.

На этой неделе очередной всплеск рассуждений о роли международных площадок возник после того, как Вашингтон пригласил глав МИД Азербайджана и Армении на новые переговоры. Азербайджанская сторона пока согласия не дала. На что были веские основания. С учетом остроты и актуальности этой темы не лишне вспомнить американскую роль в ближневосточном урегулировании.

За последние три десятилетия Израиль и Палестину пытались мирить Вашингтон, Москва, Брюссель, ООН, действуя вместе или поодиночке. Но от этих многолетних изнурительных усилий не осталось ровным счетом ничего. Причина в том, что отсутствовали политическая воля самих сторон найти взаимоприемлемое решение и никакого доверия не было и в помине. Что толку с того, что меняли площадки, перемещались из одной столицы в другую, и так было из года в год. В результате имеем сегодня то, что имеем - Газа взорвалась.

Что же касается азербайджано-армянского урегулирования, то здесь, судя по всему, политическая воля уже формируется, доверие вырабатывается, о чем свидетельствует освобождение военнослужащих, но прочными и устойчивыми, а также невосприимчивыми к внешним воздействиям политическая воля и доверие пока не стали.

Более неустойчивой и подверженной внешнему влиянию остается позиция армянской стороны - это видят не только в Баку, но и в Москве. Только глубоким недоверием можно объяснить отказ Армении от проекта Зангезурского коридора, в результате которого она сама себя лишила возможности открытия коммуникаций с Азербайджаном. Ведь Зангезурский коридор - это не только маршрут, который бы связал основную часть Азербайджана с Нахичеванью. Он мог стать частью транспортного коридора, используемого для перевозки грузов из Китая и Центральной Азии.

Впрочем, судя по последним заявлениям Пашиняна, он уже вроде как и не возражает против Зангезурского коридора.
И все учитывая непоследовательность позиции Еревана по этому вопросу, Баку и Тегеран параллельно достигли договоренности о прокладке маршрута по территории Ирана. То есть, нашли решение.

Учитывая, что долгосрочное урегулирование должно включать в себя не только подписание мирного соглашения, но и решение целого комплекса вопросов, включая вопросы делимитации и демаркации границы, анклавов, установления дипотношений и взаимного признания территориальной целостности, работы предстоит проделать немало.

Но при этом самое главное, что мирный процесс идет, не стоит на месте. Динамика налицо, она позитивная.

Не случайно освобождение военнослужащих, на которое пошли Баку и Ереван, стало тем редким, если не сказать редчайшим случаем в мировой практике, когда этот шаг приветствовали и Россия, и США, и ООН, и НАТО, которые по другим вопросам международной повестки сегодня находятся по разные стороны мировых баррикад.

Суммируя все сказанное, можно сделать осторожно оптимистичный вывод о том, что мирная повестка на Южной Кавказе укрепляет свои позиции - медленно, но неуклонно. Еще достаточно внешних сил, которые хотели бы монополизировать мирный процесс, подчинить его своей воле, далекой от нужд и чаяний двух государств и народов. Но при этом Азербайджан и Армения все более уверенно делают шаги навстречу друг другу, без оглядки на суфлеров. Перспективным форматом поиска решений вполне может стать региональная платформа, предложенная Баку и поддержанная Москвой. Решение надо искать не за тридевять земель, а дома, в своем регионе. Ведь дома, как известно, и стены помогают. Помогали всегда, помогут и сейчас, когда на кону стоит мирное будущее Южного Кавказа