Сортировать по
12+
Глобальная партия Баку. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Последние международные контакты азербайджанского руководства и их значение для повышения веса и роли страны в мировой политике и экономике анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва- Баку»

В споре о том, что представляют собой те или иные государства и какой вес и авторитет они имеют, всегда есть один объективный критерий. Это интенсивность взаимодействия с другими государствами, участие в международных контактах на самых разных площадках, частота попадания на радары мировых СМИ.

Весьма насыщенная информационная картина этой недели, складывающаяся в мозаику вроде бы напрямую не связанных между собой сообщений, достаточно репрезентативна для того, чтобы представить роль и место Азербайджана в региональных и мировых делах и проследить за тем, как меняется эта роль.

Здесь сразу обращает на себя внимание юбилейный Х Парламентский форум БРИКС в Санкт-Петербурге, в котором принимал участие президент России Владимир Путин.

Выступившая на форуме спикер азербайджанского парламента заявила о намерении своей страны вступить в БРИКС - объединение ведущих экономик незападного мира.

Зададимся вопросом - а что может дать будущее членство в БРИКС Баку и что приобретет эта организация в случае вступления в нее Азербайджана? Кто-то, возможно, сочтет инициативу Баку неожиданной, однако она родилась не на пустом месте. Вряд ли нужно объяснять, что Азербайджан - один из локомотивов роста и развития в постсоветской Евразии.

В целом же, обеспечение эффективности международной системы требует построения справедливых отношений, основанных на взаимной выгоде, уважении друг к другу и укреплении подлинной многосторонности. Об этих вещах говорят и руководство Азербайджана и те страны, которые в свое время создавали БРИКС для того, чтобы не допустить утверждения в мировой экономике и политике неоколониальных практик.

Добавим, что Баку постучался в двери БРИКС в год председательства в этой организации Москвы, сочтя момент подходящим. Произошло это незадолго до намеченного на октябрь саммита БРИКС в Казани, что придает этому обращению особый символизм.

В то время как глава азербайджанского парламента находилась в Санкт-Петербурге, глава азербайджанской дипломатии Джейхун Байрамов в Вашингтоне встречался с главой МИД Армении Араратом Мирзояном и госсекретарем США Энтони Блинкеном. Несмотря на предпринятые в последние месяцы не вполне дружественные шаги Вашингтона по отношению к Баку, проявившиеся в американских оценках событий вокруг Карабаха, азербайджанская сторона использовала для продолжения переговоров по мирному договору американскую площадку, столь близкую сегодняшним властям в Ереване. Сделано это было исключительно с одной целью - добиться прогресса на мирных переговорах. И цель эта, судя по всему, была достигнута.

Как заявил по итогам встречи Арарат Мирзоян, «Армения обладает политической волей для скорейшей доработки и заключения мирного договора с Азербайджаном с целью установления прочного мира и стабильности на Южном Кавказе».

Что касается Армении, то у нее на этой неделе складывалась своя своеобразная событийная мозаика, фрагментом которой стало приглашение Арарата Мирзояна в Вашингтоне на юбилейный саммит НАТО и торжественный прием по случаю 75-летия альянса.

Направлено это приглашение представителю страны-члена ОДКБ и союзника России было лично президентом Байденом!

Как и следовало ожидать, реакция на это Москвы последовала незамедлительно. Как заявил замглавы МИД России Михаил Галузин, у Москвы участие Армении в саммите НАТО в Вашингтоне вызвало крайнее сожаление. Российский дипломат напомнил, что Армения остается членом ОДКБ, выступает участником многочисленных двусторонних договоренностей в военной и военно-технической областях с Москвой. Но при этом вместо конструктивного подхода к обсуждению имеющихся у Еревана озабоченностей армянская сторона, к сожалению, выбрала иной путь. А именно, в Армении предпочитают наращивать взаимодействие с НАТО или отдельными участниками альянса, особенно в части внедрения натовских стандартов, закупки вооружений или проведения совместных мероприятий боевой подготовки. Углубляя такими темпами сотрудничество с теми, чья цель – стратегическое поражение России, Ереван своими руками рискует серьезно дестабилизировать обстановку на Южном Кавказе в ущерб в том числе собственной безопасности.

Однако вернемся к Азербайджану, который вел игру сразу на нескольких досках. В то время как Джейхун Байрамов находился в Вашингтоне, президент Азербайджана Ильхам Алиев позвонил новоизбранному президенту Ирана Масуду Пезешкиану, поздравив его с победой на досрочных выборах и пригласив посетить с визитом Баку.

В ходе разговора президенты двух стран выразили уверенность в расширении азербайджано-иранских отношений, основанных на общности религиозно-культурных корней и развитии сотрудничества, охватывающего различные сферы. Президент Ирана также пригласил Ильхама Алиева совершить визит в Исламскую республику. Приглашения были приняты.

И, конечно, одним из главных событий этой недели стал государственный визит президента Алиева в Пакистан, который он совершил по приглашению премьер-министра страны Шахбаза Шарифа. Видеосъемка того, как Ильхам Алиев летит в Исламабад в сопровождении истребителей пакистанских ВВС стала иллюстрацией того, каким вниманием были готовы окружить азербайджанского президента в Пакистане. Это был редкий момент для международных отношений. Трудно вспомнить нечто подобное из мировой практики.

Между тем, сегодняшний Пакистан - это ядерная держава Южной Азии, которая также является одним из лидеров исламского мира и оказывает заметное влияние на ситуацию в стратегически важном регионе Центральной Азии.

Являясь стратегическим союзником США, Пакистан также пытается выстроить стратегическое партнерство с Москвой, подтверждением чего стала состоявшаяся в Астане встреча Шахбаха Шарифа с президентом России Владимиром Путиным.

Накануне их переговоров в Исламабаде Ильхам Алиев и Шахбаз Шариф также уже встречались в Астане, где на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества прошел первый в истории трехсторонний саммит Пакистан-Турция-Азербайджан.

Напомним, что в то время как Пакистан является полноправным членом ШОС, Азербайджан имеет в этой организации статус наблюдателя.

В своем выступлении на трехстороннем саммите Пакистан-Турция-Азербайджан в Астане Шахбаз Шариф предложил создать институциональные механизмы для укрепления экономического и торгового сотрудничества между тремя странами, сделав особый акцент на глубоких культурных, исторических и религиозных связях, которые лежат в основе их отношений.

Таким образом, можно сказать, что встречи в Астане предопределили общение двух лидеров в Исламабаде. В связи с этим визит президента Алиева в Пакистан рассматривался как поворотный момент в развитии двусторонних связей и открытии новых экономических возможностей для обеих стран.

Надо сказать, что, несмотря на прочные политические и культурные связи, нынешний объем торговли в размере 100 миллионов долларов выглядит символическим и не отражает потенциал их партнерства. Для решения этой проблемы лидеры обсудили совместные инвестиционные проекты на сумму 2 миллиарда долларов. В числе подписанных документов - «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области минеральных ресурсов и геологии». Это соглашение направлено на использование богатого потенциала минерального сырья двух стран путем совместно й геологоразведки и разработки.

Кроме того, Баку и Исламабад стали городами-побратимами. Ильхам Алиев объявил о решении отправить азербайджанских специалистов в Исламабад для оказания помощи в преобразовании города, используя опыт модернизации Баку. Он заявил об общем стремлении двух лидеров сделать Исламабад одним из самых красивых городов мира. Как человек, посещавший Исламабад, могу подтвердить, что его явно украсили бы архитектурные решения азербайджанской столицы, придав неторопливому и как бы застывшему во времени Исламабаду облик по-настоящему динамичного города 21-го века.

Таким образом, Баку играет сегодня на разных досках, в разных регионах мира - от России до Америки, от Казахстана до Ирана с Пакистаном. В преддверие глобальной конференции ООН по климату, которая пройдет в азербайджанской столице в ноябре, Баку становится глобальным игроком, а его международная мозаика - все более сложной по композиции.