Сортировать по
12+
Каким маршем идёт Армения. Комментарий Сергея Строканя (видео)

О визите в Москву премьер-министра Армении Никола Пашиняна сразу после инаугурации Владимира Путина и перед Днем Победы 9 мая, проходящем на фоне марша оппозиции из Тавушской области, размышляет политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Первая неделя мая оказалась перенасыщенной событиями, следующими одно за другим и имеющими глубокий символический смысл как для Москвы и Баку, так и для Еревана. Между церемонией инаугурации президента России Владимира Путина, прошедшей 7 мая, и праздником Великой Победы 9 мая за день до военного парада на Красной площади в Москве на 8 мая была назначена встреча только что официально вступившего в должность переизбранного главой государства Владимира Путина с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.

На этой неделе Никол Пашинян наконец-то решил прилететь в Москву председательствовать на заседании высшего совета Евразийского экономического союза, На самом деле, это был и сигнал о том, что именно в первый день нового президентского срока Владимира Путина - так уж совпало - наступает момент истины в отношениях Москвы и Еревана.

И, наконец, 9 мая стало важной символической датой для армянской оппозиции, которая двинулась протестным маршем из Тавушской области Армении на Ереван, чтобы раскачать ситуацию внутри страны и попытаться сорвать набирающий темп процесс делимитации и демаркации границы с Азербайджаном.

Возглавил шествие предстоятель Тавушской епархии Армянской апостольской церкви Баграт Галстанян. Марширующие приурочили свой поход к шестой годовщине так называемой бархатной революции в Армении, в ходе которой после уличных протестов и пришел к власти нынешний премьер Пашинян.

И вот после той бархатной революции Армения посмотрела в глаза уже бархатной контрреволюции, новоиспеченным лидером которой решил стать внезапно появившийся на политическом небосклоне священнослужитель.

В общем, в первую неделю мая символические, смыслообразующие события для Москвы, Баку и Еревана, а также для мира на Южном Кавказе, переплелись и оказались затянуты в тугой узел, приобретая драматичную интригу для всех сторон.

Общим знаменателем для этих событий стало наступающее в трех столицах понимание того, ситуация и в российско-армянских, и в азербайджано-армянских отношениях выходит на некую стратегическую развилку и именно в эти майские дни 2024 года для всех сторон решается очень многое.

Что касается встречи Владимира Владимировича и Никола Воваевича, то ее необходимость не только назрела, но и, скажем так, перезрела. Все давно ждали встречи первых лиц России и Армении, которым предстояло посмотреть друг другу в глаза и высказать все, что у них накопилось, поскольку накопившегося оказалось предостаточно. Накануне своей поездки в Москву именно в день инаугурации Владимира Путина Никол Пашинян сообщил, что едет в Москву не просто для озвучивания тех самых накопившихся многих вопросов, но и как он витиевато высказался, для «их озвучивания с целью устранения негативных нюансов из контекста армяно-российских дружественных отношений».

Напомню, что до его нынешнего приезда в последний раз Никол Пашинян побывал в Москве в декабре прошлого года. Тогда он участвовал в заседании высшего совета Евразийского экономического союза и неформальном саммите СНГ.

За первые четыре месяца этого года армянский лидер побывал в Грузии, Казахстане, Германии, Франции, Греции, Египте и Бельгии. И вот теперь ему предстояла встреча на высшем уровне в Москве, отношения с которой у Еревана продолжают если не свободное падение, то движение по нисходящей.

Последним подтверждением этого тренда стала пресс-конференция Никола Пашиняна в день вступления в должность Владимира Путина, в ходе которой он преподнес своеобразный подарок Москве, пригрозив прекратить вещание российских телеканалов на территории Армении.

В тот самый день, когда российские каналы вели репортажи с церемонии инаугурации, Никол Пашинян четко дал понять, что российского телевизора в его стране может не быть.

Никол Пашинян недоволен тем, что, по его мнению, в новостях, и особенно в политических ток-шоу, в адрес нынешнего армянского руководства звучит весьма жесткая критика.

В самом деле, судя по всему, армянской стороне трудно привыкнуть к тому, что из российского эфира уходит антиазербайджанская риторика, которую годами разгоняли некоторые притихшие сегодня крикливые говорящие головы.

Однако заявление Пашиняна накануне поездки в Москву прозвучало, как ультиматум: «Мы просим российские каналы уважительно относиться к Армении и ее интересам. И если после седьмого раза наше требование будет проигнорировано, то все эти каналы должны быть отключены».

Еще одно признание Никола Пашиняна касалось трехстороннего азербайджано-армяно-российского заявления ноября 2020 года. Напомним, что подписание этого документа позволило остановить Вторую Карабахскую войну. И вот накануне поездки в Москву Никол Пашинян вдруг сообщил о том, что ни один пункт трехстороннего заявления больше не действует.

Включая пункт 9, в котором черным по белому сказано, что в регионе разблокируются все экономические и транспортные связи. В то время как Армения гарантирует «безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях».

Переосмысление трехстороннего заявления в контексте прозвучавших накануне его поездки в Москву признаний Никола Пашиняна не могло не стать одной из ключевых тем его откровенного разговора с Владимиром Путиным.

Другой такой непростой темой остается сотрудничество с Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Армянская сторона заморозила свое участие в организации, что, безусловно, не устраивает Россию и бьет по имиджу организации.

Претензия Еревана к ОДКБ состоит в том, что в ходе боевых действий между Азербайджаном и Арменией ОДКБ, якобы, не предприняла решительных шагов по защите союзника.

Россия за Армению активно вступаться не стала, как того хотели в Ереване, сохранив равноудаленность от сторон, в то время как Запад активно поддержал Ереван. В итоге по состоянию на сегодняшний день армянская сторона отказалась обсуждать мир с Азербайджаном на российской территории, а Баку - на западных площадках. Так переговоры о мирном соглашении перешли в двусторонний формат. Очередной их раунд состоится 10 мая в Казахстане, когда в Алматы встретятся главы МИД Азербайджана и Армении Джейхун Байрамов и Арарат Мирзоян.

Хотя Казахстан - союзник России по ОДКБ и ЕАЭС, стремление Москвы играть активную роль на Южном Кавказе сохраняется и переговоры вполне могут продолжаться на российской площадке. Тем более что Россия вывела своих миротворцев из Карабаха, хотя формально они там могли находиться до 2025 года. Теперь осталось добиться того, чтобы на возвращение к взаимодействию с Россией в рамках армяно-азербайджанского урегулирования согласился и Никол Пашинян.

И здесь необходимо особо сказать о том, что все эти продолжающиеся в последние дни сложные согласования и перенастройка в треугольнике Москва-Баку-Ереван происходят на фоне протестного марша из Тавушской области Армении на Ереван, что придает ситуации еще больший драматизм.

Участники шествия обвиняют власти в территориальных уступках Азербайджану, а возглавляет шествие предстоятель Тавушской епархии Армянской апостольской церкви Баграт Галстанян - новоявленный лидер армянской оппозиции.

Идущие маршем на Ереван хотят повторить, но только с обратным знаком, сценарий мая 2018 года, когда нынешний премьер Пашинян взял в Армении власть, придя за ней из регионов в столицу пешком. После бархатной революции шестилетней давности налицо попытка реализовать сценарий бархатной контрреволюции мая 2024 года.

Протесты в Тавушской области начались в апреле, после того как в этом регионе стартовала работа по делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном.

Последнее сообщение о ходе работ опубликовано на сайте армянского правительства 29 апреля: В нем говорится, что по состоянию на 29 апреля выполнено больше половины намеченных работ, установлено 35 пограничных столбов, в то время как работа экспертных групп двух государств продолжается.

С самого начала протестов их участников активно поддерживают священнослужители. Самым активным и заметным участником протестов среди представителей армянского духовенства стал Баграт Галстанян, позиционирующий себя лидером нового движения «Тавуш во имя Родины». Протестующих поддерживают оппозиционные политики из альянса «Армения», партии которого представлены в парламенте.

Участники марша ранее заявляли о том, что рассчитывают добраться до Еревана как раз к 9 мая. Как пообещал Баграт Галстанян, «духовная Армения победит новую Армению, а настоящая Армения должна победить фальшивую». По его словам, нынешний марш «станет победным».

Ранее Никол Пашинян заявлял о том, что есть Армения историческая, а есть Армения реальная. И вот Баграт Галстанян пополнил список Армений. Теперь, кроме исторической и реальной, как выясняется, есть еще Армения духовная, Армения новая, Армения настоящая и Армения фальшивая. В общем, Армений становится все больше и судя по всему это не предел. Общественно-политическая жизнь в стране бьет ключом, кого-то бьет ключом по голове, так что Армений может стать еще больше.

Однако России и Азербайджану нужна одна-единственная Армения. Сильная и стабильная, не раскачиваемая изнутри, не дающая втянуть себя во внешние игры, Армения предсказуемая и договороспособная, разделяющая общую ответственность за ситуацию на Южном Кавказе и на постсоветском пространстве.

И, наконец, нужна одна-единственная Армения, движимая пониманием и осознанием нашей общей истории, приходящим не только в День Победы 9 мая.