Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в интервью "Москва-Баку", в каком состоянии находится армяно-азербайджанское урегулирование в преддверии второй годовщины подписания 10 ноября лидерами России, Азербайджана и Армении трехстороннего заявления по армяно-азербайджанскому урегулированию.
- Дмитрий Владимирович, с какой ситуацией в армяно-азербайджанском урегулировании мы подходим ко второй годовщине подписания лидерами России, Азербайджана и Армении трехстороннего заявления?
- Ситуация оказалась сложнее, чем, возможно, рассчитывали. В урегулирование активно вмешиваются западные политические игроки, центры влияния, которые в большей степени выступают на армянской стороне и дают Еревану аванс на возможность пересмотра достигнутых при российском посредничестве трехсторонних договоренностей. Ереван в этой связи еще в больше степени не торопится выполнять взятые на себя обязательства.
Позиция Азербайджана все эти два года с момента подписания трехстороннего документа и конструктивна, и логична, и понятна. Азербайджан активно восстанавливает освобожденные территории, абсолютно готов к реализации своего потенциала в новых международных реалиях – прежде всего в качестве важного элемента новых выстраивающихся логистических цепочек, сегодня очень важных для России. Готов в реализации транспортного Зангезурского коридора, который свяжет его основную территорию с его Нахчыванской Автономной Републикой, откуда коридор в перспективе может пойти в Турцию. Занимается вместе с Россией и Ираном вопросом полноценной реализации международного транспортного коридора «Север-Юг». Эти транспортные коридоры в перспективе могут стать звеньями большой транспортной сети.
Армения же уже как два года перескакивает с озвучивания то одной точки зрения, то другой, периодически то подверждая, что да, разблокировать транспортные связи жизненно необходимо, а в другой раз заявляя, что нет, никакого коридора не будет. Давление Запада, оппозиции, приводит к тому, что позиция Еревана постоянно колеблется.
Но процесс не заморожен. Подвижки есть и есть свет в конце тоннеля. На регулярной основе проводятся трехсторонние встречи с участием Азербайджана и Армении и посредников на разных уровнях. По зафиксированным в трехстороннем заявлении от 10 ноября 2020 года пунктам идут переговоры – по разблокированию транспортно-экономических связей, по делимитации, теперь – и по мирному договору. Также параллельно идут контакты по нормализации отношений между Арменией и Турцией, прогресс в которых или его отсутствие увязываются с процессом окончательного армяно-азербайджанского урегулирования и выполнения Ереваном своих обязательств по нормализации отношений с Азербайджаном.
Встреча лидеров России, Азербайджана и Армении в Сочи показала то, что Москва ищет точки соприкосновения по чувствительным моментам, поиск решений. Стороны условились, что решение данных вопросов будет вестись в закрытом режим. Какие именно это вопросы, в чем заключаются разногласия, принято решение не озвучивать, и, наверное, это и правильно. Но то, что эти вопросы сейчас будут решать и уже решают – это позитивное достижение сочинских переговоров. Есть цель решить. По крайней мере это не некая подвешенная ситуация, когда никто не знает, что делать. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее и надеемся на то, что в ближайшее время ситуация будет окончательно урегулирована, но говорить, когда произойдет подписание мирного договора - до конца текущего года, в начале следующего – пока преждевременно. Сначала нужно, чтобы были решены «чувствительные вопросы».
Пашинян неоднократно говорил, что он готов подписать мирное соглашение, которое бы фиксировало полный суверенитет Азербайджана над Карабахом. Поэтому, будем рассчитывать, что подписание действительно может произойти.
Сейчас говорят, что трехсторонняя встреча в Сочи не была прорывной и что России нужно было показать, что она по-прежнему в процессе и никуда из него не уходила. Думаю, от сочинских переговоров были слишком завышенные ожидания, что вот, сейчас на встрече подпишут мирное соглашение. Этого не произошло, поэтому кажется, что что-то не состоялось. По факту была новая встреча и подтверждение позиций сторон, что уже хорошо. Встреча, переговоры – очень важный элемент обмена мнениями.
Россия абсолютно никуда не уходила из процесса армяно-азербайджанского урегулирования, просто Москва работает по-тихому, а Запад – на публику. Потом мы видим регулярные поездки вице-премьера Оверчука в Азербайджан, в Армению, его работу в трехсторонней рабочей группе по разблокированию транспортно-экономических связей на Южном Кавказе, работу спецпредставителя главы МИД России. Россия все время без перерыва занимается вопросами реализации трехсторонних заявлений. Трехсторонняя встреча лидеров России, Азербайджана и Армении примерно в одно и то же время проходит каждый год – в ноябре. Такая плановая организационная встреча. Говорить, что Россия ушла, а теперь возвращается… такого нет и не будет. Постоянное присутствие России в регионе, постоянная ее работа никак не отменялась.
- Сегодня в Вашингтоне проходят переговоры глав МИД Азербайджана и Армении при посредничестве госсекретаря США. Это уже вторая встреча в таком формате. Мы также знаем, что до конца месяца в Брюсселе должна состояться встреча азербайджанского и армянского лидеров при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля… Это продолжение борьбы России и Запада на южнокавказском векторе? К чему это все приведет?
- Если мы говорим о ЕС, то на южнокавказском направлении пытается дирижировать Франция. Это ее, скажем так, личный интерес, а не, как могло бы показаться, общеевропейский. Франция пытается активно войти в регион. Ей обидно, что ее выдавливают с целого ряда международных направлений, и Макрон пытается заместить это своим участием в армяно-азербайджанском урегулировании. Поэтому ему важно показать свою дипломатическую активность. Франция на фоне предстоящего потенциального подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией будет еще больше показывать свою проармянскую политику и тем самым стараться выдавливать Россию из Армении. Пашинян как изначально был ставленником соросовских НКО, так он им и остался. Это никуда не делось. В ближайшее время отношения России и Армении могут только ухудшаться, возможно, Ереван начнет выходить из коллективных договоров с РФ. Но это не отменяет возможность подписания Ереваном мирного договора с Баку.
МИД России указывал и на то, что США вклинились в процесс урегулирования. Крупнейшее посольство Соединенных Штатов за рубежом находится в Армении. А когда мы говорим о соросовских НКО – подразумеваем американские.
- При посредничестве России или Запада будет подписан мирный договор?
- Пока мы этого не знаем. Текста нет. И многие вопросы, как я и сказал, не урегулированы.
С кем подписывать – это суверенное решение Азербайджана и Армении. Главное, чтобы была добрая воля и с той, и с другой стороны.
Как и говорил Владимир Путин, Россия не может навязывать. Как не может навязывать и Запад. Россия предлагает свои посреднические возможности. Если стороны воспользуются, хорошо. Но Россия – сосед Азербайджана и Армении. Поэтому было бы логично, если бы договор был подписан при посредничестве Москвы.
- Армянская оппозиция возобновила акции протесты – требования все те же, что и несколько месяцев назад – нет подписанию мира с Азербайджаном, в котором Карабах возвращался бы в состав Азербайджанской Республики, самоопределение армян сепаратистского Карабаха, свержение Пашиняна… Активизация оппозиции может повлиять на подписание мира?
- Пашинян использует факт проведения акций протеста оппозицией для откладывания подписания мирного договора с Азербайджаном. Премьер ссылается на митинги и говорит, что хотел бы подписать, но вот видите, внутри Армении выступают против. Возможно, такой сценарий будет разворачиваться и сейчас. Подойдя к моменту, когда нужно будет подписывать мирный договор, он скажет, что оппозиция не дает.