Вопрос статуса Карабаха, проблема которого по изначальной задумке России после подписания в ноябре 2020 года должна решаться в будущем – после разблокирования между Азербайджаном и Арменией транспортно-экономических связей и налаживания между народами человеческих связей, выходит на поверхность.
После начала обсуждения Баку и Ереваном мирного соглашения власти Армении предъявили Азербайджану в числе своих пунктов, на основе которых должен, по мнению армянской стороны, выстраиваться документ, и пункт об окончательном решении статуса Карабаха вкупе с решением вопроса обеспечения прав и безопасности карабахских армян. Решение статуса Карабаха официальный Ереван и называет окончательным урегулированием нагорно-карабахского конфликта, утверждает, что в основе карабахского конфликта на самом деле изначально была не территориальная проблема, а проблема прав. И выступает за посредничество в решении данного вопроса Минской группы ОБСЕ.
После обозначения Ереваном такой своей позиции вопрос статуса Карабаха стал краеугольной проблемой в вопросе подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Ереван давит на то, что этот вопрос надо решать, ему вторят из Парижа и Вашингтона. Позиция же официального Баку на самом высшем уровне заключается в том, что вопрос статуса в принципе никаким образом быть в повестке обсуждений не может, так как согласно международному праву Карабах – это Азербайджан. Кстати, аналогичную позицию осенью 2020 года зафиксировал президент России Владимир Путин.
В ответ на предложения Еревана Баку решать вопросы компромиссным путем, Азербайджан от такой логики по статусу Карабаха отказывается, опять же, опираясь на международное право, факт оккупации в том числе оставшейся части Карабахского региона Арменией и на то, что в случае, если Армения будет настаивать на пункте статуса, Азербайджан также в ответ имеет право предъявить армянской стороне территориальные претензии.
Подливает масла в огонь попытка оппозиции внутри Армении очень активно использовать вопрос статуса Карабаха для смены власти в стране.
Как может быть решен вопрос со статусом – перспективы «Москва-Баку» обозначили российские эксперты.
Политолог, директор филиала Финансового университета при Правительстве РФ Павел Клачков:
- Азербайджан и Армения находятся на начальном этапе обсуждения потенциального мирного соглашения между странами по нормализации отношений. Камнем преткновения в некотором роде здесь стоит вопрос статуса Карабаха.
Я бы так прокомментировал эту ситуацию и то, как вопрос может в перспективе разрешиться. Хотел бы сакцентировать внимание на то, что Баку и Ереван очень по-разному и с разных позиций обсуждают этот вопрос.
Армения обсуждает его на фоне очередной внутриполитической нестабильности. В стране проходят, я бы их назвал, самоубийственные акции оппозиции. Оппозиционные силы тащат страну к гибели, ослабляют ее позиции в принципе по всему направлениям – как во внутренней, так и во внешней политике. Оппозиция пытается использовать вопрос «статуса Карабаха. Мы видим неконструктивное течение во внутренней политике, которое может создать проблемы.
В Азербайджане же довольно устойчивый, монолитный политический режим, поддерживаемый населением. Эту поддержку усилила выигранная Вторая Карабахская война. После нее Азербайджан повысил свои позиции в том числе на международной арене. Азербайджан доминирует в регионе, у него есть дипломатическое оружие, посредством которого Баку мощно укрепляет свои позиции. Азербайджан опирается на международное право.
И вот эта разница в ситуациях для двух стран очень важна для понимания того, как в будущем могут протекать процессы в армяно-азербайджанском урегулировании. И в этой связи, мне кажется, выводы здесь очевидны. В том числе и по вопросу статуса.
Нужно понимать, что сегодня все больше и больше работает апелляция к праву сильного. Но на фоне наблюдаемых сегодня глобальных геополитических процессов победу на своем пути сможет одержать не тот, кто, допустим, выиграл однажды на региональной площадке. Победит та страна, которая на фоне этих глобальных процессов будет консолидирована, уверена в своей правоте и сможет договариваться с более сильными игроками. Тогда она сможет доминировать и в новых реалиях.
Позиция России по статусу Карабаха следующая: для нее конечный результат – это стабильность в регионе. Решению этой задачи мы и будем следовать. И, наверное, никому не стоит рассчитывать на то, что он сможет использовать какие-то инциденты, провокации, для возобновления более масштабного конфликта на Южном Кавказе. На сегодняшний день это было бы очень неправильно с точки зрения стратегического развития ситуации.
Сейчас ситуация складывается так, что всем сторонам просто нужно выждать какое-то время и посмотреть, что возможно дальше. Надо стараться, чтобы ситуацию можно было решить, не прибегая к действиям военного характера. У кого получится и у кого хватит нервов, кто сделает правильный шаг в нужное время – тот выиграет. Думаю, у Азербайджана для этого есть все возможности.
Кстати, как вы заметили, Россия всегда старается пока не поднимать вопрос статуса Карабаха, потому что понимает, что это болезненный вопрос и если его сейчас бесконечно использовать в своих целях, будировать, к согласию будет сложно прийти. Поэтому изначально Москва и разработала схему, что сначала должны быть запущено экономическое взаимодействие между Азербайджаном и Арменией. То есть такой мягкий и мудрый стратегический подход. А вот США, Франция постоянно поднимают вопрос статуса. И делают они это просто потому, что не заинтересованы в стабилизации ситуации. Для них было бы неплохо, чтобы на Южном Кавказе начался новый пожар.
Кстати, напомню, что официальный Баку регулярно реагирует на заявления Еревана о необходимости обеспечения прав и безопасности карабахских армян, заверяя, что эти пункты будут выполнены.
Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко:
- Позицию Азербайджана, когда он говорит, что в рамках переговоров в принципе невозможно обсуждение с Ереваном вопроса статуса Карабаха, можно понять. Согласно международному праву Карабах – это Азербайджан и здесь и обсуждать-то и нечего. Это такая, скажем, священная корова. Обсуждать можно что угодно, только не это. Под контролем Армении остается небольшая территория, остальные ранее оккупированные территории Азербайджан вернул военным, а также дипломатическим путем в результате Второй Карабахской войны. Но в Армении фактом того, что под армянским контролем все еще остается часть территории, активно пользуются в политических целях.
Полагаю, что если Армения и дальше будет играть в вопрос статуса, в какой-то момент Азербайджану это все надоест и Армения потеряет и то, что пока остается под ее контролем. Если вопрос с отказом Армении от статуса не будет решен в оставшийся три года пребывания российского миротворческого контингента в Карабахе политическим путем, мы получим в регионе новый конфликт.
А я очень сомневаюсь, что он будет решен в ближайшее время политическим путем. Потому что в Армении очень силен реваншистский фактор. Пашинян, на самом деле, пошел бы на урегулирование вопроса, он хотел бы раз и навсегда сбросить с себя эту проблему, и окончательно избавиться от неприятного ему «карабахского клана». Но он вынужден думать, насколько он усидит после этого. Проблема в решении вопроса в этом, в постоянной нестабильности в Армении.
Пашинян опасается, что точно так же как Тер-Петросян в 1997 году, решивший пойти на договоренности по Карабаху, будет свергнут собственными националистами.
Поэтому тактика премьера Армении остается прежней – максимально затягивать переговоры по всем направлениям. Он, в целом, тоже отчасти надеется на реванш. Потому что если реванша не будет, армянское общество не успокоится. Я не думаю, что по факту разблокирование транспортно-экономических связей или делимитация как-то помогут политическому решению вопроса статуса. Скорее всего, оппозиция не даст Пашиняну на это пойти.
Есть и другой сценарий развития ситуация – но этот сценарий тоже через войну. В Армении к власти приходит абсолютно антироссийское руководство, выходит из ОДКБ под аплодисменты Запада и НАТО, после чего попытка реванша со стороны Армении снова приводит к тому же результату – полному выходу оставшихся в Карабахе территорий из-под армянского контроля.
Какая сегодня у России позиция по статусу? Позиция – это ожидание чего-то от армянского руководства. Сейчас все зависит не от Азербайджана и не от России, а от того, как будут дальше развиваться процессы внутри Армении. Россия понимает, что статус Карабаха не может быть никак завязан на Армении. Понимает, что Карабах – азербайджанский и это было продемонстрировано в 2020 году. Путин говорил, что согласно международному праву Карабах – это Азербайджан.
Директор Института политических исследований Сергей Марков:
- В целом, думаю, потенциально Никол Пашинян готов признать территориальную целостность Азербайджана, включая признание в его составе оставшейся части Карабаха. При этом армянский премьер хотел бы добиться предоставления для армян Карабаха особого статуса широкой автономии. Президент же Азербайджана в последнее время дал четко понять, что никакой широкой автономии быть не может. Такая позиция связана с тем, что азербайджанцы испытали на себе негативнейший исторический опыт, когда внутри страны определенная территория имеет особый статус. Именно сепаратистские и националистические настроения армянского населения и особый статус Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР и привели к нагорно-карабахскому конфликту. Поэтому автономия для карабахских армян невозможна. Но президент Азербайджана готов дать армянскому населению все права азербайджанских граждан. Кстати, хочу отметить, что на сегодняшний день в Азербайджане живет порядка 35 тысяч армян. Поэтому никакой проблемы здесь быть не должно.
Никол Пашинян желает, чтобы не Россия, а Франция, Евросоюз были главными модераторами в армяно-азербайджанском урегулировании. Тогда он может играть в свою пользу и в пользу лоббирования темы определения статуса Карабаха, что будет, безусловно, тормозить переговорный процесс с Азербайджаном.
Кстати, вопрос «статуса Карабаха» не зафиксирован ни в одном из итоговых заявлений переговоров Азербайджана и Армении при посредничестве третьих сторон.
Пока неподконтрольная Баку часть Карабахского региона в любом случае вернется в состав Азербайджана. Эти территории уже не играют в Армении той роли, которую они играли до Второй Карабахской войны. Реальность в регионе изменилась. Россия также настроена на окончательное решение вопроса.