Азербайджанский писатель Эльчин Сафарли: Все самое вечное и ценное для человека находится в нем самом
Лейла Мурад, "Москва-Баку"
01.09.2015 17:35
На днях в московском издательстве «АСТ» вышла восьмая по счету книга азербайджанского писателя Эльчина Сафарли «Я хочу домой». В первые же дни книга успела стать «Лидером продаж» в нескольких книжных магазинах Москвы и активно обсуждается в Сети. О своей новой книге, наблюдениях во время путешествий и современных отношениях между мужчинами и женщинами Эльчин Сафарли рассказал в интервью «Москва-Баку».
- Эльчин, о чем ваша новая книга?
- Это история о поиске любви, надежде, движении вопреки трудностям, и, конечно же, о море. Море – это часть меня, я родился и вырос на Абшероне, это оказало сильное влияние на то, о чем я пишу. А еще в «Я хочу домой» затрагивается тема поиска дома. Его почему-то многие ищут во внешнем мире, тогда как все самое вечное и ценное для человека находится в нем самом.
- Главная тема ваших книг – отношения между женщиной и мужчиной. Парадокс, но сегодня женщины стали сильнее и успешнее мужчин и жалуются, что они уже не ухаживают как прежде. В чем причина? Каким вы видите будущее таких отношений?
- Действительно, мы живем в странное время: женщины мужают, мужчины же слабеют. Что меня больше беспокоит в этом вопросе? То, что осознанное обоюдное желание мужчины и женщины завести ребенка сегодня становится редкостью. Парадокс, но появление ребенка чаще всего ассоциируется со словами «для себя», «на старость», «так получилось». А ведь ребенок в семье должен воспитываться любящими отцом и матерью одновременно.
Будущее отношений? Можно я отвечу на это цитатой из новой книги? «Людям кажется, что ненавидеть, сторониться и запираться легче, чем любить. Когда любишь, становишься морем. Твои берега открыты миру, ты не ждешь ничего взамен. Кто-то назовет это слабостью, а в этом сила. Безусловно, есть вещи, которых не изменить. Но странно, когда люди, столкнувшись с трудностями, отказываются от цели. «Значит, не судьба!» Чаще за этой фразой - страх выйти из зоны комфорта. Если у тебя есть цель и в ней любовь, ты достигнешь того места, куда идешь».
- Вы живете на три города: Стамбул, Москва и Баку. Что означают для вас эти города? Дополняют ли они друг друга или каждый из них уникален в отдельности?
- Для меня любой город – это, прежде всего, люди. В них отражается все – настроение, энергетика, культура города, его прошлое и будущее. Стамбул для меня особенный город – он наполняет, восстанавливает оптику, которую так легко испортить в окружающем хаосе. Я тут живу, пишу, каждый вечер прихожу на встречу с Босфором. Москва – для меня это моя реализация, здесь выходят мои книги, в этом мегаполисе я встретил необыкновенных людей, которые поверили в мой потенциал. Баку – это мое начало, детство, мама, первое прикосновение к морю и медовому инжиру на ветке. Это дорога от аэропорта Гейдара Алиева в сторону Мардакян, где я знаю каждую улицу, каждый кюлефиренги (высокая железная беседка с видом на море – прим. ред.). Все эти три города совершенно разные, но они гармонично уживаются во мне.
- Недавно ученые заявили, что часто путешествующие люди – это одинокие люди. Считаете ли вы себя таким? И вообще, так ли страшно одиночество?
- Люди, которые много путешествуют, не боясь неизвестности, на самом деле ищут себя. Им важно понять, кто они есть на самом деле, что им нужно в этой жизни, куда, с кем идти дальше. Сидя годами на одном и том же месте или валяясь на диване, мало что поймешь про себя – привычная среда становится болотом. Я считаю, что тот, кто путешествует один, - смелый человек. Ведь, многие люди предпочитают не оставаться наедине с собой даже на один день – бояться своей внутренней пустоты.
Я не считаю себя одиноким человеком. У меня есть семья, друзья, близкие по духу люди и читательская аудитория, от которой ежедневно получаю весточки. Я просто люблю и ценю свое уединение. Без него вряд ли можно написать что-либо стоящее, да и вообще понять что-либо (смеется). Что касается одиночества, то, по-моему, это чаще осознанный выбор, который ни к чему хорошему не ведет.
- У вас есть возможность наблюдать за людьми в разных странах. Можно ли сказать, что их беспокоят одни и те же ценности? О чем сегодня думают люди?
- Сейчас людей беспокоит то же, что и лет сто назад. Вечные темы - любовь, одиночество, надежды, богатство и бедность (не только материальная, но и духовная). Просто масштабы изменились. Появился интернет, социальные сети, практически у каждого возникло желание высказаться, чаще всего о негативном. К примеру, в период советского затворничества подобных возможностей у людей не было – все обсуждалось, переживалось на кухнях и часто за пределы ее стен не выходило.
Да, сейчас весь мир переживает кризис. Но эти кризисы были и будут. Такие периоды учат людей милосердию, состраданию, сплоченности, меняют их отношение к жизни. Возьмем эпидемию бубонной чумы, уничтожавшей в XIV веке миллионы жителей Европы. Она в итоге положительно повлияла на здоровье и продолжительность жизни следующих поколений. После эпидемии европейцы стали следить за питанием, строить более светлые, просторные дома и элементарно чаще проветривать помещения.
Кризисы — наши лучшие учителя. Важно в них не замыкаться, а попытаться подняться на новый уровень.
- Через несколько дней открывается Московская книжная ярмарка, вы принимаете в ней участие? Будете встречаться с читателями?
- Да, я принимаю участие в Московской выставке, в этом году мы представим там нашу новинку, буду выступать в заключительный день. Но замечу, что это будет не единственная моя встреча с московскими читателями. 3 сентября мы встречаемся с ними в «Новом книжном» на Сухаревской, а на следующий день в Доме книги на Новом Арбате. В конце сентября я планирую пообщаться с читателями в Санкт-Петербурге.