AZN = 44.01 RUB
USD = 74.77 RUB
EUR = 90.45 RUB
Новости дня

A
Увидеть Баку в 3D. Азербайджанские медиахудожники создают уникальные проекты на городских зданиях (видео)

Увидеть Баку в 3D. Азербайджанские медиахудожники создают уникальные проекты на городских зданиях (видео)

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
17.06.2021 17:21

Памятники культуры, полотна известных мастеров кисти, исторические фотографии, оживающие при помощи света прожекторов. Проекционный мэппинг превращает обычные здания и другие плоские поверхности в динамичное и завораживающее искусство. «Рисовать» на городских архитектурных «полотнах» может не каждый художник. Это под силу лишь тем, кто не ограничивает себя в фантазии и умело использует самые современные технологии. Один из таких профессионалов своего дела - Джавид Гулиев. Более десяти лет назад он основал компанию HYPNOTICA - первую и на данный момент единственную в Азербайджане, профессионально создающую видеомэппинг-проекты. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с Джавидом Гулиевым, который рассказал о самых интересных проектах компании HYPNOTICA.

Javid Guliyev.jpeg- С чего началось ваше увлечение видеомэппингом и чем вас так заинтересовал этот вид искусства?

- Все началось в 2008 году, когда я учился на 2-ом курсе Азербайджанского университета архитектуры и строительства на факультете «Архитектурный дизайнер». Параллельно увлекался изучением создания 2D и 3D анимации. Меня интересовал также кинематограф и мультипликация: с детства я был вдохновлен рассказами об этой индустрии моего папы - азербайджанского актера и режиссера - Фикрета Кулиева.

Однажды, копаясь в Сети, я наткнулся на завораживающее видео проекционного шоу французской команды «Antivj» - «пионера» в этом направлении медиа-искусства. К слову, лично для меня, их работы по сей день являются лучшими в этой сфере. После просмотра я испытал настоящий «культурный шок», ведь в этом видео объединилось все то, что меня так интересовало - архитектура, визуальное искусство, работа с масштабными объемами, анимация, режиссура, технологии и музыка. И тогда я понял, что это именно то, чем я хочу заниматься. Понял, что смогу воплотить все свои идеи в жизнь и создать уникальные проекты своей мечты.

- Как вам удалось объединить лучших азербайджанских «мультимедийщиков»?

- В 2009 году, подкрепившись идеями, как создавать подобные проекты, подтянув знания в анимации и наметив путь развития, я решил, что будет интересно создать команду, вместе с которой мы сможем делать масштабные проекты. В начале своего пути я практически все делал в одиночку, начав свой творческий путь в клубной сфере, где демонстрировал масштабные визуальные перформансы (виджеинг) под музыку различных диджеев как из Баку, так и со всего мира. Позже, делая первые шаги в этом деле и набирая небольшое портфолио, мне посчастливилось встретить Айгюн Гасанову - художника-иллюстратора, с которой в последующие годы нам удалось претворить в жизнь множество проектов. Позже к нам присоединились Агарагим Ибрагимов, который создавал со мной анимационный контент и Анар Гурбанов, взявший на себя всю техническую часть проектов. Так «родилась» HYPNOTICA и c каждым новым проектом мы старались повысить масштабы шоу и уровень их исполнения, заложив фундаментальные творческие идеи. Сегодня HYPNOTICA является международной компанией, существующей как в Азербайджане, так и в США, с большим портфолио разноплановых проектов практически во всех основных городах Европы, Америки, и, конечно, СНГ. Верю, что это только начало.

- В прошлом году одну из работ команд HYPNOTICA можно было увидеть на медиафасаде Ельцин Центра в Екатеринбурге в рамках фестиваля Pixels Fest. Тогда вы были стали победителем в номинации «Анимация 2D и 3D». Что это был за проект?

- В нашей студии практически всегда включен российский телеканал «2x2», который транслирует наши любимые мультсериалы «Симпсоны», «Гриффины», «Южный Парк» и другие. Однажды я увидел анонс о том, что телеканал, совместно с Ельцин Центром в Екатеринбурге, организует фестиваль медиапроектов, которые будут демонстрироваться на фасаде здания. Проекты нужно было создать и отправить заранее для отбора на фестиваль. Я подумал, что, приняв участие в этом фестивале, появится уникальная возможность познакомиться с создателями моего любимого канала, и принялся работать над проектом. Всю визуальную часть решил делать максимально свободной от классических правил построения такого рода проектов. Тем более, тема фестиваля была «Антиутопия будущего», где вполне возможно всё. Музыкальное сопровождение придумали Фархад Фарзалиев и Екатерина Прокина, которые уже более семи лет создают уникальную музыку и звуковые эффекты для проектов HYPNOTICA. Через некоторое время после того, как мы отправили завершенную работу на фестиваль, пришла невероятная новость - наш проект был признан жюри лучшим в своей категории среди сотни других проектов со всего мира. Более того, это признание мы получили досрочно, еще до «живой» демонстрации нашего проекта на фасаде Ельцин Центра. Нас пригласили в Екатеринбург на фестиваль для участия и вручения премии. Там, на пресс-конференции я рассказал главе телеканала «2х2» и его сотрудникам историю о том, что решил принять участие в фестивале, чтобы лично познакомиться с ними и поблагодарить за их работу. Они были в шоке. Но самое невероятное оказалось то, что одним из участников жюри, отдавшим свой голос нашему проекту, был Joanie Lemercier - создатель той самой команды «Antivj», чьи работы когда-то меня вдохновили заниматься этим делом. Для меня это было наивысшим признанием нашей работы. И, безусловно, главным этапом в творческом пути.

- Какую из своих работ вы считаете самой успешной и почему?

- Я хотел бы выделить сразу несколько очень важных проектов в жизни HYPNOTICA. В первую очередь, это проект «White Sign», который демонстрировался на фасаде уникального здания архитектора Захи Хадид - Центра Гейдара Алиева. Мы решили объединить самые яркие направления искусства, собрав воедино произведения выдающихся представителей культуры Азербайджана. Над проектом работали целых 9 месяцев, кропотливо собирая материалы для вдохновения практически со всех музеев и архивов Баку. Мы хотели показать историю искусства максимально корректно через призму своего авторского стиля. Проект был создан таким образом, чтобы создалось ощущение, будто сам уникальный фасад здания, пластично раскрываясь, рассказывает эту историю. Этот проект на долгие годы стал нашей визитной карточкой на международной арене медиа-искусства.

Я хотел был отметить еще три проекта, созданных специально для представления азербайджанского павильона на Венецианском Биеннале, куда нас пригласил Фонд Гейдара Алиева. До этого момента мы сами, своими силами, много раз представляли нашу страну на различных международных фестивалях, но это был первый случай, когда мы удостоились чести быть приглашенными Фондом Гейдара Алиева. Нами было создано целых три проекта, один из которых - «The Unity» - занял самое большое пространство павильона и представлял собой полномасштабную 360-медиаинсталляцию на тему «Толерантность Азербайджана к представителям всех национальностей и вероисповеданий».

 Безусловно, участие HYPNOTICA в таком значимом событии является для нас важным событием в творческом пути. И я не могу не упомянуть еще один значимый проект для меня и всей команды HYPNOTICA - «Winds of Sorrow», посвященный памяти трагической истории Ходжалы. Этот проект был создан при инициативе компании Azerbaijan Student Network (ASN), которая поддерживает азербайджанскую молодежь в странах Европы. Представители ASN поставили максимально важную цель - через медиа-искусство и масштабный архитектурный видеомэппинг визуально рассказать о трагедии Ходжалы европейскому зрителю. После невероятно сложных усилий для получения разрешения, организаторы добились возможности демонстрации проекта на Староместской площади в самом центре Праги. Проект увидели более 50 тысяч человек, собравшихся на площади. Было невероятно трогательно наблюдать, как представители абсолютно разных национальностей прониклись чувствами к трагической истории, представленной в нашем художественном формате. Этот проект стал самым масштабным событием, созданным в память о Ходжалы. И сегодня мы мечтаем создать и продемонстрировать вторую часть проекта на фасаде одного из зданий в самом Ходжалы.

- Несколько лет назад ваша команда участвовала в легендарном арт-фестивале Burning Man. Расскажите, как вам удалось покорить организаторов одного из самых известных и необычных фестивалей в мире?

- Участие и демонстрация нашего творчества на BurningMan была одной из самых заветных целей как у меня, так и у всей команды HYPNOTICA. Так получилось, что возможность продемонстрировать свой проект на одном из самых масштабных строений - 20-ти метровой пирамиде PlayAlchemist - организаторы объявили всего за 10 дней до начала BurningMan. Десять дней являются рекордно сжатым сроком в случае, когда нужно с нуля придумать концепцию, режиссуру, создать всю анимацию и наполнить музыкальной составляющей. При том, что организаторы ждали законченную работу и только, увидев весь материал, могли дать добро или отказать в демонстрации. Но наше желание было настолько велико, что мы решили сделать все возможное, создали с нуля весь проект всего за 5 дней и отправили организаторам, надеясь, что наши труды оценят по достоинству. В итоге мы практически сразу получили поздравления и слова удивления, что такого рода проект был создан всего за пять дней. Наш проект увидели практически все 60 тысяч участников BurningMan, ведь он демонстрировался на строении в самом центре местности. И мы получили огромное количество позитивных отзывов о нашей работе, а кадры нашего проекта попали практически на все видеосъемки этого уникального события. На данный момент мы с нетерпением ждем возобновления BurningMan, чтобы продемонстрировать еще один новый проект.

- Чем занимаетесь, пока мир пребывает в карантине? Наверняка, работаете над очередным необычным проектом…

- Так получилось, что индустрия развлечений первой прекратила свою работу во время карантина. Ведь то, чем мы занимаемся, рассчитано на масштабное количество зрителей. Нам пришлось смириться с тем, что не скоро сможем демонстрировать свое творчество в «реальной» жизни, и мы занялись, что называется, работой над собой. Прокачиваем свои знания и повышаем уровень способностей для последующего использования в проектах. Я и вся команда HYPNOTICA всегда соревнуемся между собой в вопросе уровня качества и исполнения проектов, особенно у себя на родине в Азербайджане, где на протяжении уже 12 лет мы до сих пор являемся единственной компанией, создающей такие мультимедиа проекты.

И сегодня хочу представить последний проект «Outside the Box», созданный в коллаборации с очень талантливым художником Нармин Исрафиловой (Zhuk), которая по совместительству является также единственным девушкой саксофонистом в Баку. Она написала и исполнила всю музыкальную часть проекта, созданного при технической поддержке компании A+A Events. Он посвящен теме свободного полета мысли, фантазии и сознания. На протяжении всего проекта мы можем наблюдать, как раздвигаются границы пространства и самые простые формы эволюционируют до целой Галактики, обретая свободу в Бесконечности. Приятного просмотра!