На телеканале "Россия Культура" представлен цикл передач "Великие мистификации", посвященный самым известным, громким, остроумным мистификациям в истории. Ведущий проекта – актер, режиссер, заслуженный артист России и Азербайджана Тимур Базинский (Бадалбейли). Корреспондент «Москва-Баку» узнал у артиста о его предстоящих проектах в кино и театре, об отношении к пандемии и азербайджанских традициях.
- Тимур, расскажите, над какими проектами сейчас работаете?
- Я сейчас снимаюсь в нескольких проектах. Один из них называется «Ангел мести» для Первого канала. Там очень слаженная, во главе с режиссером Дарьей Полторацкой, команда, частично перешедшая из другого проекта студии «Марс-Медиа», который заметно прошел по центральному телеканалу «Россия 1» под названием «Закрытый сезон». Нельзя разглашать сюжетные нюансы и детали, скажу лишь, что это парафраз одного знаменитого французского литературного произведения...
В Санкт-Петербурге режиссер Сергей Малюгов снимает для НТВ стильный криминальный триллер «Между черным и белым, серый», где я выступаю в роли далекого от законопослушания, антагониста главного героя.
В сентябре планируются съемки продолжения дилогии «Топор», «Топор 1943», где будет задействован мой персонаж, начальник разведки Веснин. Сценарий дописывается, сам с нетерпением жду, какие события развернутся в новом военном экшене.
- А в театре?
- Я как креативный директор Благотворительного фонда Юрия Любимова готовлю проект ко дню памяти великого режиссера, который называется «И я остался». Спектакль построен на воспоминаниях Любимова о Великой Отечественной и Финской войнах, в которых он принимал участие, и пройдет 5 октября в Москве.
- Принимаете ли вы участие в азербайджанских проектах?
- Я бы с удовольствием приехал, но пока достойных предложений не поступает.
- Когда вы последний раз были в Азербайджане и как часто приезжаете на родину?
- Я стараюсь приезжать либо по рабочим делам, либо в гости к родственникам или друзьям. Последний раз был перед началом пандемии, в январе 2020 года. Это был юбилей Михаила Соломоновича Гусмана в Баку. Я участвовал и в этом ярком торжестве по случаю дня рождения знаменитого бакинца, и в форуме "Баку-Москва - диалог культур". У нас была договоренность с бакинской стороной о проведении гастролей под эгидой Благотворительного фонда развития театрального искусства Юрия Любимова. Мы должны были привезти спектакль, но, к сожалению, пандемия вмешалась и нашим планом было не суждено сбыться.
- Как пандемия повлияла на развитие кино- и театрального искусства в России и Азербайджане?
- Пандемия повлияла не столько на развитие конкретных отраслей, - уместнее было бы тогда уж упомянуть, например, медицинскую или фармацевтическую, - сколько на человечество в целом. В ментальном и психологическом аспекте в особенности. Безусловно, она нас всех встряхнула и заставила переоценить ценности. Надеюсь, когда-нибудь мы узнаем все нюансы, которые за этим скрыты, поскольку не покидает ощущение, что происходит нечто мистическое и таинственное, что остается за рамками нашего знания и понимания. Даже наши представления о природе происхождения вируса – на уровне домыслов. Очевидно, что за эти два года мы оказались в другом измерении. Мы все чувствуем, как мир меняется, кстати, не только на фоне именно самой этой заразы, но до конца не в силах понять, к чему это приведет.
- А у вас как изменилась жизнь за этот период?
- Мне трудно давать оценку своему нынешнему мировосприятию. Мы иногда не замечаем изменений, но они тем не менее происходят. Удивительно наблюдать, как за какой-то год может измениться сознание поколения! Возможно, поменялось отношение к жизни и смерти. Не больше не меньше. Когда происходят катаклизмы такого мирового масштаба, это неизбежно. Сама ценность человеческой жизни на нашем витке истории вновь оказалось величиной весьма изменчивой…
- Тимур, вы родились и выросли в Москве. Вы соблюдаете азербайджанские традиции?
- Я родился в мультикультурной семье в Москве, и меня с раннего детства возили в Азербайджан, где я познавал разные стороны его культуры. Она мне, безусловно, близка, и я воспринимаю ее как родную. Язык мне так и не удалось полностью освоить, но я с детства был захвачен азербайджанским колоритом, музыкой, кухней, в конце концов… Я понимаю и принимаю восточные традиции, многие годы примериваю их на себя, но, конечно, остаюсь носителем и ревнителем русской европейской культуры.
- Вы сыграли около сотни ролей в кино и театре. У вас есть роль мечты, которую вы бы хотели сыграть?
- Я никогда не формулировал для себя конкретные желания такого рода. Думаю, что по иронии актерской судьбы благодаря этому и сыграл в театре так много ролей мирового репертуара, за что благодарен своему мастеру Юрию Любимову. После его ухода из Театра на Таганке живое искусство покинуло эти стены, и мое там присутствие показалось мне самому бессмысленным. Эту страница перевернута, больше я там не служу. Мои теперешние актерские притязания связаны с интересной работой в кино. Что ни говори, а российская киноиндустрия все чаще преподносит приятные сюрпризы. Но я с интересом и с надеждой наблюдаю за тем, что происходит в Баку, где, например, зарождение новой волны в кино – практически свершившийся факт. Театру, как искусству более консервативному, положено слегка отставать, но верю, что и здесь при мудрой терпеливой государственной культурной политике произойдет тот прорыв, который давно вызревает, и позволит вписать национальное драматическое искусство в мировой контекст.